Управленческий проект
«Повышение качества образования через систему эффективного партнерства родителей, педагогов, обучающихся»
Обоснование проекта
Как известно успех дополнительного образования во многом зависит от трех сторон – педагогов, обучающихся и родителей. Администрация Дома детского творчества, педагогический коллектив учреждения всегда помнит об этом и регулярно представляет родительской общественности свое видение актуальных и горячих вопросов современного образования.
Актуальность
Родители – это самые заинтересованные люди в создании условий. Управление ресурсами – это создание условий: и социально-педагогических, и материальных, и финансовых, и многих других, для того, что бы мы все вместе успешно работали, а дети получали хорошее дополнительное образование в Доме детского творчества Ворошиловского района города Донецка.
Анализ ситуации
Проблема наших клубов – быстро нарастающая жесткая конкуренция. У нас рядом существует «замечательный мощный сосед», который в рейтинге города входит в 10 лучших учреждений дополнительного образования. Это элитные учреждения городского, республиканского значения. И естественно, что бы ребята туда не уходили, нам необходимо создать в образовательном Учреждении не хуже условия, а может даже и лучше. Какие направления деятельности в приоритете у наших родителей? Изменились ли за последние годы интересы и спрос на образовательные услуги. Мы идем в ногу со временем? Мы идем в одном направлении? Все ли условия мы создали в учреждении? Чего мы хотим?
Чтобы каждый детско-юношеский клуб оставался центром притяжения интересных людей, проектов, акций, событий, необходимо создать условия для обучающихся, в которых можно получить знания по интересующим направлениям дополнительного образования. Найти эффективные формы привлечения родителей к деятельности Дома детского творчества. Повышать качество образования и результативность обучающихся.
Цель проекта: расширение диапазона образовательных возможностей обучающихся на основе увеличения разнообразия образовательных услуг и партнерских взаимоотношениях с родителями.
Задачи:
ü обеспечить обновление содержания по базовым направлениям развития;
ü разработать теоретический алгоритм по решению проблемы;
ü просвещение родителей и привлечение их к активному участию в деятельности Дома детского творчества.
Гипотеза
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности учреждения, повысить качество образования обучающихся.
Ожидаемые результаты
ü увеличение охвата детей образовательными услугами;
ü расширение перечня образовательных программ;
ü повышение качества дополнительного образования и высоких результатов обучающихся;
ü повышение удовлетворенности родителей качеством услуг;
ü приведение в соответствие материально-технической базы учреждения к реализации программ;
ü активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
ü понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи дому детского творчества в хозяйственной и педагогической работе;
ü развитие родительских компетенций и уверенности в себе как хорошем родителе.
Ресурсное обеспечение
ü кадровый ресурс для обеспечения в проекте различных процессов: управление, организация продуктивной коммуникации, рефлексии;
ü работа родительского комитета;
ü педагогическое веб-пространство Дома детского творчества – сайт;
ü курсовая подготовка.
Этапы и сроки выполнения
1 этап (2018- 2019 учебный год)
ü планирование и проведение работы с кадрами;
ü мотивация родителей, анализ анкетированием, создание банка данных.
2 этап (2019-2021 учебный год)
ü просветительство родителей, использование традиционных и не традиционных форм работы;
ü совместная работа творческой группы педагогов и родителей.
Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
Педагогическому коллективу следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к Дому детского творчества. Формирование доверия происходит при наличии основных факторов:
ü соблюдение этических норм и договоренностей;
ü поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие;
ü результативность.
3 этап (2021-2022 учебный год)
ü самоанализ и тестирование педагогов;
ü анкетирование родителей, наблюдение, выработка решений;
ü презентация продуктов проекта, буклеты, памятки;
ü планирование дальнейшей работы.
Важным условием эффективного взаимодействия семьи и Дома детского творчества является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Практическая деятельность
План реализации:
ü создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов;
ü подбор и апробирование форм и содержания работы по привлечению родителей к деятельности учреждения;
ü повышения качества дополнительного образования.
Основные направления сотрудничества
ü информационно – аналитическое;
ü информационно – просветительское;
ü наглядно – информационное;
ü досуговое.
Организация образовательного процесса
Дополнительное образование на сегодняшний день является востребованным. Обратиться к теме «Управление ресурсами» нас направили родители и дети. Они задали один очень важный вопрос: «А какие ресурсы в детско-юношеских клубах?» И тогда вопрос эффективного использования финансовых ресурсов, рациональное использование тех запасов, которые есть, а также помещения, оборудования, которые есть, да и энергоресурсы – все это мы решили проанализировать. Где, что мы имеем и как мы этим распоряжаемся. И где можем эффективнее использовать то, что имеем. Родители – самые заинтересованные люди в создании условий. Какие ресурсы есть у нас? Это трудовые ресурсы. В нашем Учреждении работает 31 сотрудник. Общая площадь всех помещений ДДТ – 1896,45 кв.м. Общее количество помещений – 9 единиц (детско-юношеские клубы ДДТ). И всем этим мы должны умело распоряжаться. Что мы можем предложить?
В доме детского творчества работают кружки (секции, студии, объединения): «Кикбоксинг», «Тайский бокс», «Настольный теннис», «Спортивная борьба», «Чудо-мастерская», ансамбль современного эстрадного танца «Smiles», студия танца «Фортуна», вокальный ансамбль «VOICE», «Умелые ручки», «Рукопашный бой». Заключены договора с муниципальными образовательными учреждениями Ворошиловского района и на их базе открыты кружки:
ü МОУ «Многопрофильный лицей № 1 города Донецка» – «Волейбол»;
ü МОУ «Школа №2 им. Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного города Донецка» – «Страна мастеров»;
ü МОУ «Школа №3 г. Донецка» – «Азбука мастерства»;
ü МОУ «Многопрофильный лицей № 5 имени Н.П. Бойко города Донецк» – «Волейбол»;
ü МОУ «Школа №9 г. Донецка» – «Футбол»;
ü МОУ «Школа №14 г. Донецка» – любительское объединение «Непоседы»;
ü МОУ «Школа №15 г. Донецка» – «Мини-футбол»;
ü МОУ «Специализированная физико-математическая школа № 17 г. Донецка» - студия танца «Пространство», ВИА «Драйв»;
ü МОУ «Школа «Корн» г. Донецка – «Умелые ручки»;
ü МОУ «Классическая гуманитарная гимназия г. Донецка» – «Патриот Республики», «Волшебство эмоций».
Большинство наших обучающихся и их родителей волнует вопрос образовательной траектории, а именно успешного взаимодействия. Есть возможность вариативности выбора программ: вводный этап – ознакомительный этап – базовый этап – углубленный этап – профориентация.
Каждый ребенок выбирает ту траекторию своего развития, которая ему необходима. Дети выбирают кружки и секции, чтобы развить интересы и навыки своих увлечений для дальнейшего становления в жизни, получении специальности, профессии. Знания, полученные в учреждении, можно применить потом на практике. То есть выпускник наших учреждений должен быть готов и к учебе, и к труду, и собственно к жизни.
Подготовка кадров и команды, которая способна работать на результат
ü повышение квалификации;
ü круглые столы, мастер-классы, тренинги;
ü конференции и сборы.
Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами
ü дом детского творчества;
ü педагоги;
ü привлечение кадров;
ü сопровождение учебного процесса;
ü родители;
ü привлечение ресурсов.
Организация взаимодействия с социальными партнерами:
ü Донецкий городской молодежный центр.
ü Донецкий городской дворец детского и юношеского творчества.
ü Донецкий Республиканский дворец детского и юношеского творчества
ü Дворец молодежи «Юность».
ü Донецкий Республиканский областной художественный музей.
ü Донецкий республиканский центр технического творчества.
ü Донецкий республиканский краеведческий музей.
ü Донецкий эколого-натуралистический центр.
ü Донецкий музыкальный колледж им. С.С. Прокофьева.
ü Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования.
ü Муниципальные образовательные учреждения Ворошиловского района.
Педагогика нового времени признаёт приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьёй и образовательным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия.
Традиционные формы работы и не традиционные формы работы с семьей предполагают:
ü открытость Учреждения для семьи (сайт, блоги и т.д.). Сайт как педагогический потенциал веб-пространства Дома детского творчества Ворошиловского района г. Донецка (приложение 10). Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;
ü сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
ü создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье;
ü вовлечение в спортивные и творческие конкурсы;
ü организация и проведение тематических праздников;
ü проведение семинаров-практикумов, мастер-классов;
ü участие родителей в подготовке к праздникам;
ü совместное создание развивающей предметно – пространственной среды;
ü организация тематических выставок, творческих заданий (проектов);
ü проведение интервью с родителями и детьми на определенные темы;
ü организация конкурсов семейных талантов, спортивных праздников и соревнований;
ü проведение открытых занятий для родителей.
Контроль
Контроль будет осуществляться следующим образом:
ü сбор аналитического материала для выявления уровня включения родителей в организацию и планированию образовательного процесса;
ü уровня удовлетворенности образовательными услугами;
ü проведение дней открытых дверей для анализа результативности взаимодействия родителей с педагогами;
ü проведение тестов, опросов, анкетирования «Оценка деятельности Дома детского творчества за год», рефлексии.
Применение в деятельности Дома детского творчества разных форм работы по взаимодействию с родителями, будет способствовать такому результату:
ü у родителей появится интерес к работе Дома детского творчества и воспитанию детей;
ü измениться характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
ü овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
ü росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность;
ü пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи Дому детского творчества в хозяйственной и педагогической работе;
ü проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Реализация проекта:
Увеличить количество детских объединений приоритетных направлений – от 20 до 30;
Увеличить количество программ – от 23 до 25;
Увеличить охват детей, родителей и обеспечить сохранения контингента от – 450 до500.
Увеличение количества: |
от общего количества обучающихся: |
участников районного этапа |
30% |
победителей и призеров районного этапа |
13% |
победителей и призеров городского этапа |
10% |
участников и победителей спортивных мероприятий |
10% |
участников и победителей Республиканского этапа |
5% |
Список использованной литературы
Для педагогов
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям //Избр.пед. соч.-М., 1979: т. 1.-е.25-266.
2. Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – Прайм Еврознак., 2005.
3. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
4. Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Моделирование воспитательных систем: теория - практика. - М., 1995. С.46-54.
5. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики: монография. – М.: Лань, 2013. – 580 с.
6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
Для родителей
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы/Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 352 с.
8. Мазлиш Э. Свободные родители, свободные дети/ А. Фабер, Э. Мазлиш.– М.: Эксмо, 2012. – 320 с.
9. Суркова Л. Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 192.
Нормативные документы
10. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
12. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
13. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»;
14. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.01.2016 г. № 21 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся»;
15. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.