УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Оценка 4.6

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
религиоведение +1
2 кл—6 кл
14.01.2017
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Методический материал состоит из нескольких упражнений. Упражнения основаны на работе с художественными и житийными текстами. Способствуют обращению к своему личному опыту, привлечению внимания детей к реальной жизни. Нацелены на развитие целостного языкового сознания. Материал предназначен для обучающихся первой и второй ступени.
РаботаСпонятиями_УПРАЖНЕНИЯ.pdf

 

РАБОТАЕМ СО СЛОВОМ

 

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель русского языка, литературы  и православной культуры

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

  

 

__________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ…»

________________________________________________________________________

 

Пример

Придумайте продолжение текста

Милосердие – оно такое: с очами

В глухом лесу жили два монаха. За одним монахом, когда он по лесу тихонько шел и ягоды собирал, все зверье, какое рядом было, как собачонки, бежало, а кто помельче: белки, куницы, зайцы, ежи – вцепившись зубами или лапами в его ветхую рясу, как шишки на елке, висели, закрыв глаза от блаженства.

Другой же и хлеб в лес носил, чтобы зверей кормить, и говорил с ними ласково, а только не шли к нему звери и с опаской из-за деревьев на него глядели.

                   Что ж это, брат? – сердился этот монах. – Зла я им не делаю, а не подходят ко мне, как к тебе!

                   А что ты про них думаешь, когда не идут они к тебе?

                   Вот, думаю, твари неблагодарные! Кормишь вас, кормишь, от себя последнее отрываешь, а вы все равно меня не любите!

И ответил на это любимый всем лесным зверьём брат-монах

(Продолжите  …)______________________________________________

_________________________________________________________

(Окончание текста: Невозможно, брат, заставить любить себя никакими дарами. Ведь если можно скрыть недобрые поступки, то дурные помыслы – нет. Милосердие – это такое отношение к другому, которое не замаскируешь добренькими слащавыми словами. Милосердие всегда деятельное.

Милосердие – оно такое: с очами).

 

Наполнение категории «Милосердие»: дела добра, помощь ближнему, часть сердца, место в нашей памяти, поддержка, опора, внутренние скрепы, отзывчивость, сострадание, добро, соединение, добросердечие, помилование; милостыня, благое деяние, соучастие, вспомоществование, благостыня, доброделание, способность откликнуться на чужую боль, сострадание, способность войти в переживания другого.

Противоположное по значению наполнение категории «Милосердие»: злость и испорченность сердца, закоснение, огрубевшее во грехе сердце, ум омрачен, отвердение от грубости, беззаконие; отчужденность; бесчувствие; безразличие; безжалостность; насилие; злоба; обман; коварство и т. д.

Работая над понятием милосердие в контексте житийной литературы, учащиеся приходят к такому выводу: «если постоянно не выпалывать ростки бесчувствия в душе, то на их месте очень скоро вырастают тернии жестокосердия и бесчеловечности».

Понятие МИЛОСЕРДИЕ позволяет ввести в работу учебного занятия и другое понятие – СПРАВЕДЛИВОСТЬ, которое тоже является одним из важнейших христианских понятий. Чрезвычайно важно, трактуя это понятие, выйти на философскую проблему: что важнее в условиях выбора – милосердие или справедливость. Решение такой сложной проблемы необходимо искать в притче о блудном сыне (напомним: притча изучается на уроках литературы в 6 классе).

__________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОТ СЛОВА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ»

______________________________________________

                  Упражнение предназначено     для         обучающихся первой ступени[1].

Учащимся раздаются карточки со словами. Карточки на столах надписью вниз, потом по команде учителя дети их переворачивают и прочитывают написанные слова. Примеры слов на тему «Икона»:

 

СВЕЧА

СВЕТОНОСНОСТЬ

ХРАМ

МОЛИТВА

СВЯТОЙ

 и др. После того, как каждый прочитал вслух своё слово, предлагаем придумать с ним предложение, не отступая от темы урока. 

(По школьной привычке, учащиеся, придумывая предложения, почти не опираются на свои личные впечатления. Стоит обратить их внимание на вид храма, открывающийся из окна, на подготовленный иллюстративный материал к уроку, обратиться к собственному жизненному опыту, посмотреть друг на друга, наконец, – тогда они начинают находить предложения буквально «у себя под ногами»).

Сочинённые учащимися предложения проверяем «на правду», комментируя их с точки зрения сегодняшней реальности и возможностей языка.

Это, казалось бы, простое упражнение, особенно важно тем, что привлекает внимание детей к реальной жизни, учит видеть окружающий мир, людей, развивает наблюдательность. Кроме того, когда ученик сочиняет, он весь открывается, невольно рассказывает о себе. Педагогу легче увидеть его индивидуальные особенности, понять способ мышления, заметить, в чём он отстаёт и где ему нужна помощь.

Основная цель учителя православной культуры – способствовать становлению личности ребёнка, углублению его духовной сферы, о которой речь всечасно свидетельствует, стремиться к развитию целостного языкового сознания – глубинного единства слова, духа и сердца человеческого. Для этого пытаемся ввести в детский язык живую духовную среду, открытую человеку.

Надо ориентировать детей на живое, эмоционально значимое, сущностное высказывание и каждому дать возможность выразить своё слово, своё предложение, свой текст и по содержанию, и по форме. Мерилом русской речи были всегда живость и правда.

Со временем упражнение можно усложнить. Перед каждым учащимся кладём надписью вниз по 3–4 карточки со словами.

Задание:

а) открыть одну карточку, прочитать слово, на ней записанное, и

придумать предложение с этим словом;

                    открыть другую карточку, прочитать и придумать предложение с двумя словами;

                    открыть третью карточку – выполнить то же задание с тремя словами. б) В паре придумать предложения или текст со словами на карточках.

 

Любое языковое упражнение надо учить выполнять вдумчиво, не формально: подбирать не расхожие словосочетания и предложения, а говорить что-то значимое, делиться своими впечатлениями, задавать действительно волнующие вопросы.

Почему надо ограничивать детскую речь подобранными словами? Почему не стоит предлагать им вольное высказывание по теме?

Людмила Васильевна Сурова, бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог, в своей книге «Открытый урок» пишет: «Надо признаться, что в школе во время обучения чтению, грамматике и пр. у детей начинает формироваться какой-то неживой школьный язык, вырабатывается устойчивый навык празднословия, гладкоговорения». Слова перестают выражать чувства, мысли, желания и опыт детей – они подбираются по контексту и создают комфортное ощущение приятной речи. Эта обтекаемая речь безлична; она – враг живого слова, враг мысли, она становится для ученика школой душевного конформизма и скрыто воюет против истины, которая требует для своего выражения слова правды[2].

Как же вернуть способность к живому слову? Как не развращать, не закреплять навык пустословия?

Ответ найдём в опыте Церкви – в святоотеческой традиции аскезы. Нужно ввести ограничение, создать препятствие неконтролируемому речевому потоку. Карточки, задавая определённые слова, и выполняют эту роль препятствия, «сужают врата» речи. В результате – резко возрастает языковая активность, учащиеся начинают искать образные формы, выражения, перебирают синонимы – чувство слова просыпается. Важно только удержать этот поток в рамках реальности, не отрываться от собственных впечатлений.

Итак, слово на карточке вызывает из памяти обучающегося воспоминания, заставляет их называть, осмысливать. Осмысление делает прожитое драгоценным личным опытом.

 

 

________________________________________

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

_______________________________________

Цифровой диктант не предполагает формулировок вопросов по теме. Суть работы с понятиями состоит в следующем: даётся ряд утверждений, иногда верных, а иногда заведомо ошибочных. Если ученик согласен с формулировкой, то он у себя в тетради записывает цифру «1», а если нет – ставит «0». 

Например, по теме «Таинства Православной Церкви» предлагаем утверждения:

1.                   Таинство есть священнодействие, в котором верующим сообщается благодать Божия.

2.                   В Православной Церкви насчитывается 6 Таинств.

3.                   Крещение есть погружение в воду или обливание водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов.

4.                   Миропомазание – участнику Таинства прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать.

5.                   Елеосвящение – освящение человека путем смазывания его ароматической смесью.

6.                   Священство – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.

7.                   Исповедь – то же, что и покаяние.

 

Общий правильный ответ: 1010011. _______________________________________________________

ПРИЁМ  «ПЛАСТИЛИН – ФЛОМАСТЕР – КРАСКИ»

_______________________________________________________

Цели:

*          Помощь учащимся в осознании духовно-нравственного наполнения изучаемого материала посредством демонстрации его значения в пластилине (фломастере, красках).

*          Обучение учащихся проникновению в духовную глубину значений слов.

*          Развитие творческой активности ученика при материализации им своих мыслей.

Как уже отмечалось выше, понимание слов духовно-нравственных дисциплин вызывает у детей затруднение. Очень часто именно простые слова (свет, чудо, любовь, совесть, терпение и др.) остаются непонятыми по причине их глубокой духовной составляющей. Для понимания таких значений иногда необходимо определенное время посвящать работе со словом. Для этого можно использовать «пластилин (фломастер, краски)».

Посредством использования пластилина и фломастера (ручки, карандаша) можно продемонстрировать любую мысль. Во время претворения мысли в пластилине (в процессе изображения мысли в красках или фломастере) происходит ее глубокое понимание.

1.                 Ученику дается слово. Он должен ярко представить значение этого слова во всех подробностях (например: у слова «свет» учащиеся выделяют ассоциативные элементы: способность освещать, тепло, свеча, купол храма, сердце, ангел, мама).

2.                 Ученик, пользуясь пластилином (фломастером, красками), изображает ассоциативные элементы слова. Художественное мастерство здесь не имеет значения и не оценивается.

3.                 После того, как он вылепил элемент, делает к нему ярлычок:

вырезает полоску бумаги и пишет слово («купол храма», «сердце» и др.).

4.                 Лепит второй элемент. Подписывает ярлычок и т. д.

5.                 После выполнения работы учащиеся отгадывают, что изобразил их одноклассник. Если это легко удается сделать, то считается, что работа выполнена удачно. Ребенок не должен давать устных объяснений, всё должны сказать вылепленные (изображенные) ассоциативные элементы слова.

Чем больше элементов изображает ребенок, тем больше объём понимания ребенком изучаемого слова.

Эту работу можно организовывать в парах, в малых группах.

 



[1] Сурова Л.В. Открытый урок: Книга для педагогов и родителей / Л.В. Сурова. Клин: Христианская жизнь, 2006. 480 с.

[2] Сурова Л.В. Открытый урок: Книга для педагогов и родителей / Л.В. Сурова. Клин: Христианская жизнь, 2006. 480 с.

РАБОТАЕМ СО СЛОВОМ Лукашенкова

РАБОТАЕМ СО СЛОВОМ Лукашенкова

Окончание текста: Невозможно, брат, заставить любить себя никакими дарами

Окончание текста: Невозможно, брат, заставить любить себя никакими дарами

УПРАЖНЕНИЕ «ОТ СЛОВА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ» ______________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОТ СЛОВА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ» ______________________________________________

Для этого пытаемся ввести в детский язык живую духовную среду, открытую человеку

Для этого пытаемся ввести в детский язык живую духовную среду, открытую человеку

Как же вернуть способность к живому слову?

Как же вернуть способность к живому слову?

В Православной Церкви насчитывается 6

В Православной Церкви насчитывается 6

Посредством использования пластилина и фломастера (ручки, карандаша) можно продемонстрировать любую мысль

Посредством использования пластилина и фломастера (ручки, карандаша) можно продемонстрировать любую мысль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017