Технологическая карта урока
Разработчик: учитель математики МБОУ «СОШ №20», Варенко Оксана Валентиновна
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: «Упрощение выражений. Подобные слагаемые»
Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технология: технология деятельностного метода
Автор технологии: Петерсон Л.Г.
Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися понятия «подобные слагаемые», формировать навык приведения подобных слагаемых.
- Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, для умения сравнивать, обобщать.
- Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков само- и взаимоконтроля. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Формировать умение работать в паре, группе.
Планируемые результаты:
предметные:
предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать определение подобных слагаемых, распознавать их, приводить свои примеры подобных слагаемых, знать правило приведения подобных слагаемых, уметь применять его на практике в стандартных ситуациях.
метапредметные:
РУУД: Продолжать формирование умения находить и исправлять собственные ошибки; осуществлять самоконтроль и самооценку; ставить цели; самостоятельно контролировать время своей работы и время работы группы, управлять им; умение аргументировать свой выбор; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; выполнять действия по инструкции; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.
КУУД: Продолжать формирование умения слушать и слышать; выстраивать речевые высказывания; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера; планировать общие способы работы; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между сверстниками.
ПУУД: Продолжать формирование умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую; умение четко формулировать свои мысли; сравнивать, выдвигать гипотезы и предположения; давать определение понятиям; формулировать выводы; понимать смысл текста;
личностные: Продолжать формирование уважения к личности каждого, доброжелательного отношения к окружающим, умения вести диалог на основе равноправных отношений.
Деятельностная цель: сформировать умение выполнять упрощение выражений..
Образовательная цель: выполнение алгоритма упрощения выражений.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения: презентация Power Point, раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы, карточки для самопроверки.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 |
Организационный момент – 1 минуты |
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. |
1.Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Какие выражения использовали в работе? Сегодня мы продолжим работать с числовыми и буквенными выражениями
|
Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Включаются в деловой ритм урока.
1.Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная , индивидуальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
|
2 |
Актуали-зация знаний-5 мин |
Cоздать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Раскройте скобки: 1) а - (b + с + d - с – f); 2) а + (b + с + d - с – f); 3) а - (- b - с - d + с + f); 4) а + (- b - с - d - с - f); 5) а - (b - с + d - с + f); 6) а - (- b + с - d + с - f); 7) а + (b - с + d - с + f); 2.Назовите выражения в порядке возрастания коэффициентов: 1) –3х · (–у) · (–8z)(–24); 2) –ab(–1); 3) k 2m(1); 4) (–2а) – (–7а)(5); 5) (–1,5).
|
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с рациональными числами.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
|
Чтобы узнать тему урока, необходимо разгадать ребусы
Итак, сегодня на уроке мы будем изучать тему… - Запишите в тетрадях число, классная работа, тема «Подобные слагаемые» |
«Подобные слагаемые» |
Игровое задание |
||||
3 |
Выявле-ние причины и места затрудне-ния-3 мин |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний |
1.Назовите подобные слагаемые и выполните их приведение: 1)5,2у – 8 -4,8 -2 2)4х – а +х +2а 3) -Почему вы не смогли выполнить последнее задание? В чём затруднение?
-Какая проблема встала перед нами?
- Значит, для того, чтобы выполнить последнее задание, что надо знать и уметь?
|
Выявление причин затруднения
- Не знаем, какие слагаемые называются подобными и что значит выполнить их приведение - Узнать, какие слагаемые называются подобными и как их привести. - Знать, какие слагаемые называются подобными, и уметь с ними работать. |
Фронтальная hработа |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из
высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
4 |
Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния-2 мин |
уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Организует работу по актуализации опорных знаний. Предлагает учащимся выполнить задания |
Определите цели урока, шаги для достижения поставленной цели. С чем новым сегодня мы познакомимся на уроке?
-Как вы думаете: чем отличаются и чес похожи данные слагаемые -Такие слагаемые в математике называются подобными слагаемыми.
- Подобные – похожие, одинаковые буквенные множители. Сформулируйте определение подобных слагаемых. |
Самостоятельно ставят цель урока
Какие слагаемые называются подобными и как с ними работать -Слагаемые, у которых одинаковые буквенные множители, слагаемые, которые отличаются коэффициентом - Слагаемые подобны, если у них одинаковые буквенные множители или отсутствуют буквенные множители; слагаемые подобны, если они отличаются только коэффициентом.
|
Фронтальная
|
Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
5 |
Реализа-ция построенного проекта-8 мин |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках
|
1.Работа в парах Выводят алгоритм : Чтобы привести подобные слагаемые, нужно: - сгруппировать эти слагаемые; - сложить их коэффициенты; - умножить полученную сумму на их общую буквенную часть.
2.
|
Выдвигают гипотезы, выводят правило, составляют алгоритм упрощения выражений (фиксация на доске)
Применяют новый способ действий для упрощения выражения, вызвавшего затруднение
Учащиеся самостоятельно решают предложенные задания и сравнивают с эталоном на доске.
|
Учащиеся в паре выполняют решение предложенных заданий и сравнивают его с эталоном. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
|
6 |
Физ. Минутка-2 мин |
Смена деятельности Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.
. |
Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Я буду показывать карточку с заданием и ответ, если ответ правильный – вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх Если ответ неправильный-то вы поворачиваетесь вправо. Если вообще не можете никак ответить-то поворачиваетесь влево. А сейчас выполним несколько упражнений. |
а+(3-с)=а+3-с верно 6-(к+d)=6-k+d неверно -(f-b)= -f+b верно c+(-a-b)=c-a-b верно 8-(3+n)=5+n неверно -c+(-f-b)= -c-f-b верно
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
Групповая |
|
7 |
Первич-ное закрепление-8 мин |
Организовать подводящий диалог по закреплению нового знания – понятия подобных слагаемых |
1. Действуем по правилу (упростить выражение)
2. |
|
Работа с самопроверкой на доске |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8 |
Самостоятельная работа с самопро-веркой – 7 минут |
Проверить, все ли поняли, какие слагаемые называются подобными, создать ситуацию успеха. |
Предлагает выполнить дифференцированную самостоятельную работу (приложение 1) по карточкам. ( первый и второй вариант - задания обязательного уровня; третий вариант – задания повышенного уровня )
Предлагает выполнить проверку и оценить себя по критериям, представленным на слайде.
Спрашивает, все ли было понятно при выполнении самостоятельной работы? |
Выполняют самостоятельную работу
Выполняет самопроверку и оценивает себя по критериям
Отвечают на вопросы учителя |
Индивидуальная работа |
Познавательные: умение понимать смысл текста. Регулятивные: выполнять действия по инструкции. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера; умение обеспечивать обмен знаниями между сверстниками. |
9 |
Включе-ние в систему знаний и повторе-ние - 2 минуты |
|
Какие слагаемые называют подобными? Подчеркните подобные слагаемые в каждом из выражений: 4х + 4 - х + 0,2x; 2ab + 3ас - ab + 6а. 2. На каком законе основано приведение подобных слагаемых? 3. Проиллюстрируйте правило приведения подобных слагаемых на примере выражения 7с - 2,5 - 1,5с.
|
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. Называют правило, на которое опирались при выполнении заданий. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в групповой работе |
Групповая работа |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
10 |
Итоги урока. Рефлек-сия- 1 мин
|
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашего урока. Какую цель мы поставили в начале урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? Что нового мы узнали на уроке? Какую бы вы поставили себе оценку на уроке и почему? Обосновать её. Поставьте себе оценку на полях. Если на уроке вам всё было понятно и сложностей не возникало – на полях нарисуйте солнышко, если были некоторые затруднения – то солнышко с тучкой, если ничего нового на уроке вы не узнали или было непонятно - нарисуйте тучку. |
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. Самоанализ и самооценка. |
Фронтальная |
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка |
11 |
Информация о домаш-нем задании- 1 мин |
Дается дифференцированная домашняя работа, в зависимости от уровня усвоения материала |
Домашнее задание: выучить
алгоритм; Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
|
Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Обобщают знания об изученном материале. Осуществляют самооценку. |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностные: осознавать ответственность за общее дело.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию |
Приложение:
Приложение 1 Дифференцированная самостоятельная работа
Самопроверка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.