Урок 22. Одежда народов России
Тип урока: решение учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с национальной одеждой народов России, основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; способствовать формированию умений различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; содействовать развитию навыков изготавливать плоскостную картонную модель народного или исторического костюма народов России |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с национальной одеждой народов России; основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; научатся различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; выполнять проект «Национальный исторический костюм»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России |
Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с культурой народов России; регулятивные
– организовывать свою деятельность: готовить рабочее место,
соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую
практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями
выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки,
схемы, корректировать конструкцию и технологию изготовления; обсуждать коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе |
Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 72–75); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые способы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории нашей Родины – России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия Левушкина (читает). – Мы побываем в музее русской национальной одежды. Тема урока «Одежда народов России». – Как называется наша страна сейчас? Как она называлась раньше? Можем ли мы совершить путешествие во времени, чтобы больше узнать об одежде? Кто нам будет помогать? – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде. |
Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух,
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Слушают стихотворение: Россия За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россией. Россия… Россия… Раздолья… Равнины… Березы босые. седые осины. Все дорого с детства, Все памятно с детства – И все же не можешь никак наглядеться… (Анатолий Левушкин.)
– Сегодня на уроке мы… |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами |
Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Выполните задание игры «Одень куклу». Выберите древнегреческую и древнеримскую одежду и оденьте бумажную куклу. – Почему у древних греков была такая открытая одежда? – Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? – Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся. – Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? – В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека. – В России проживают люди разных национальностей. В прежние времена люди подчеркивали национальную принадлежность особенностями одежды. – Рассмотрите в учебнике одежду людей разных национальностей: мордва, калмыки, ненцы, кабардинцы. Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается? – Что вы знаете о национальной одежде своего края? – Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог многое рассказать, например, замужем женщина или нет, в какой (губернии) крае проживает. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать об этих женщинах? Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня. – Рассмотрите кокошники разных губерний. Чем они различаются? Кичка – старинный русский головной убор замужней женщины. В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка. Рога коровы – знак плодородия, достатка. – Решите кроссворд «Одежда на Руси». Центральное слово – одежда, которую сначала носили богатые знатные люди, а в XVIII веке она стала крестьянской. кроссворд «Одежда на Руси»: 1. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.) 2. Верхняя женская одежда накладная, не сшитая по бокам. (Запона.) 3. Собой не одинакова, а нужна однако: и младенцу, и мертвецу, и доброму молодцу. (Рубаха.) 4. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Штаны.) 5. Мужская одежда XV века. (Кафтан.) 6. Липовый кузовок ночью отперт, днем заперт. (Лапти.) 7. Поверх чего одевали лапти? (Онучи.)
|
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – Древняя Греция: хитон, гиматий. – Древний Рим: туника, тога. – В Греции теплый, мягкий климат.
– В Европе суровый климат, и такая одежда была бы холодной и неудобной.
– Назначение одежды: защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека. – Народная одежда
различалась по назначению Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории мужского русского костюма. – Основой русского мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты. Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Онучи – узкие куски ткани длиной до 2 метров. Лапти – плетенная из лыка обувь. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории женского русского костюма. – Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан – распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей |
Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж |
Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Разбейтесь на группы по 4–5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России. – Соберите информацию
об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского
костюмов, головных уборов, подберите материалы – Продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия. Составьте план работы, изготовьте фигуры в народных костюмах.
– Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.
|
Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку деталей манекена. 2. Вырезать детали манекена. 3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить. 4. Прическу выполнить с помощью ниток. 5. Собрать детали манекена в единую композицию. Работают в парах. Составляют и объясняют пословицы и устойчивые обороты. • На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел. • Не учась и лаптя не сплетешь. • По одежке встречают, по уму провожают. • Береги платье снову, а честь смолоду. • На воре шапка горит. • Работать спустя рукава. |
Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест |
Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали? – Каким способом прикрепляли нити к основе? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из ткани? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. |
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят в карточку контроля:
|
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными |
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской |
Оценивать качество уборки рабочих мест |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее |
Объясняет домашнее задание |
Знать виды тканей |
Планировать самостоятельную работу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.