Урок 23
Прямое и переносное значение слов
Тема |
Прямое и переносное значение слов |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления с прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения |
Личностные |
Осознают эстетические потребности и ценности |
Универсальные |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – используют схему для решения учебной задачи; логические – учатся строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: проявляют готовность
слушать собеседника и вести диалог, признают возможность |
Основное содержание |
Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова |
Образовательные |
Схема «Многозначное слово» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. – Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе Все, конечно, молодцы! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют
свое |
Проявляют готовность к работе на уроке |
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо |
Москва – главный город нашей страны |
Выполняют письмо |
Вырабатывают калли-графический почерк |
Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 49) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Прочитайте вопрос, который
вызвал затруднение у Поче- – Цель нашего урока состоит |
– Что такое прямое |
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
Беседа по вопросам |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
IV. Усвоение 1. Прямое и переносное значение слов (упр. 62) |
Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, работа с рисун- |
– Прочитайте текст. – Что такое прямое значение?
|
Читают, отвечают на вопросы |
Осуществляют срав- Устанавливают |
Беседа по вопросам |
2. Работа |
Коллективная. Словесный, Беседа по схеме, письмо |
Организует работу со схемой, беседу по упражнению, контролирует выполнение задания |
Читают схему, отве- |
Овладевают умением работать со схемой. Думают, размышляют, высказывают
свое |
Беседа |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок На зеленый лужок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику
утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного
режима дня, |
Правильное выполнение дви- |
3. Развитие речи. Прямое и пере- |
Коллективная. Словесный, |
Объясняет задания, контро- Обращает внимание на исполь- |
Читают. Называют многозначные слова в прямом и переносном значениях. |
Создают в воображении яркие
словесные образы, рисуемые |
Беседа по вопросам, письмо |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
слов (упр. 64, 65) |
Чтение, беседа, письмо |
и выражений в переносном |
Списывают предло- |
Оценивают эстетическую сторону речевого высказывания |
|
4. Многозначные слова. Работа |
Коллективная, парная. Словесный, Чтение, беседа, письмо, рисунок |
Предлагает объяснить право- |
Читают, объясняют правописание
выделенных букв, находят |
Объясняют правопи- |
Беседа по вопросам, составление предложения, рисунок |
V. Закрепление знаний и способов действий. Переносное значение. Многозначные слова. Работа в рабочей тетради (№ 36, 37) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Чтение, беседа, письмо |
Организует работу с упраж- |
Объясняют значения многозначных
слов |
Распознают многозначные слова в переносном значении, самостоятельно составляют предложение, находят сказуемое |
Беседа по вопросам, составление и запись предложений, выде- |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморе- |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.