УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ «МАРАФОН. Тема «Степень и её свойства»
Учитель математики Андреева Ольга Анатольевна
МБОУ Семлевская СОШ №1
Тип урока: обобщение и систематизация полученных ранее знаний по теме “Степень и ее свойства”.
Форма урока: урок-презентация.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме “Степень и ее свойства”.
Задачи:
Организовать работу учащихся в подготовке мини-проектов по темам “Историческая справка”, “Основное свойство степени”.
Проследить связь данной темы с нахождением площадей прямоугольника и объемом куба.
Закрепить знания учащихся по теме.
Развивать познавательный интерес у учащихся.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать навыки работы на компьютере.
ХОД УРОКА
1. Легенда Древней Индии.
2. Тема урока.
3. Цель урока.
4. Мини-проект “Историческая справка”(ИНТЕРНЕТ)
5. Мини-проект “Основное свойство степени”.
6. Применение свойств степени с натуральным показателем.
7. Тест компьютерный по теме “Степень и ее свойства”.
8. Рефлексия.
Ход урока
I. Этап 1 (Организационный момент):
Учитель: Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Гостям мы всегда рады. Каждому из вас, ребята, сегодня предоставляется прекрасная возможность проявить себя, показать свои знания. Возможно, во время урока вы раскроете в себе скрытые способности, которые вам пригодятся в дальнейшем.
Учитель:Мы с вами продолжаем изучать тему “Степень с натуральным показателем”.
Наша задача повторить правила, изученные на прошлых уроках, и проверить умение решать задачи по данной теме.
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир степеней. Многие ученые во все времена занимались вопросами их изучения. Но я хочу обратить ваше внимание на слова Михаила Васильевича Ломоносова, которые будут эпиграфом нашего урока.
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики
степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
М.В. Ломоносов
Сегодня на уроке мы убедимся в том, что Ломоносов был прав, что степени очень важны в математике.
А начнём мы наш урок с древнеиндийской легенды.
В Древней Индии была такая легенда. Стоит камень размером в кубический километр, в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к нему прилетает птичка и трется клювом о камень. В конце концов в результате этого камень износится. Как вы думаете, сколько лет понадобится для того, чтобы камень износился до основания? Вычисления математиков показывают, что для этого понадобится 10\35 лет.
· Почему именно эта запись здесь применена? (В записи числа будет 35 нулей и словесно это число иначе произнести нельзя).
· Что собой представляет данное число? (Степень, основание – 10, показатель - 35).
· Таким образом, показатель степени помогает нам упростить запись произведения одинаковых множителей.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О степенях).
Этап 2(Тема урока).
Учитель: Хорошо. А теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Чтобы определить ключевые слова темы вы должны будете решить примеры, записанные на доске.
2³ =
(-5)² =
О,8²=
8²+ 3³=
7²- 2³=
Учитель: Итак, ребята, откройте свои тетради и запишите число30.11.12 и тему нашего урока: «Свойства степеней с натуральным показателем». Но урок наш сегодня пройдет в необычной форме: это будет урок-презентация, в ходе которого мы систематизируем и обобщим весь материал по теме “Степень и ее свойства”, и, конечно же, как и на всяком другом уроке, вы узнаете много нового и интересного.
Этап 3.(Решение примеров у доски и сам-но в тетрадях).
Учитель: В своих тетрадях вы уже записали тему урока, теперь вам необходимо решить примеры, записанные у меня на доске. Те ребята, которые будут работать у доски, должны будут вначале решения примера рассказать правило, по которому они будут решать данный пример.
Прохорова Алина. Определение: При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают
c7 • с4 = с7+4 = с11
Учитель: Теперь два задания вы решите в тетрадях сам-но.. После мы проверим решение и ответы.
1. b • b2 • b3 = b1+2+3 = b6
2. (- 7)3 • (- 7)6 • (-7)9 = (- 7)3+6+9 = (- 7)18
Учитель: Спасибо
При делении степеней с одинаковыми основаниями основания остаются теми же, а показатели вычитаются.
1. x8 : x 4 = x8-4 = x4
Самостоятельное решение.
2. a10 : a9 = a10-9 = a
3. (0,2)14 : (0,2)8 = (0,2)14-8 = (0,2)6
При возведении степени в степень основание остается тем же, показатели перемножаются..
1. (х2)3 = х2•3 = х6
Самостоятельное решение.
2. (с8)3 = с8•3 = с24
3. (b4)5 = b4•5 = b20
При возведении в степень произведения, возводятся в эту степень каждый из множителей.
1. (abc)9 = a9b9c9
2. Представьте произведение в виде степени 25а2b2 =(5ab)2.
Самостоятельное решение.
3. (2xy)2 = 4x2y2
4. Представьте произведение в виде степени 36а2b2 =(6ab)2.
При возведении в степень частного, возводятся в эту степень и числитель, и знаменатель.
Представьте частное в виде степени .
Самостоятельное решение.
Представьте частное в виде степени .
Этап 4.(Устная работа по карточкам).
Учитель: А сейчас мы, ребята, с вами немного поработаем устно. Для этого мы выполним несколько заданий с помощью сигнальных карточек «+» и «-«.
ü Степень положительного числа есть число …+
ü Степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число …-
ü Степень отрицательного числа с чётным показателем есть число …+
ü Вам нужно, не считая пример, определить знак выражения:
Этап 5 (Работа на интерактивной доске).
Учитель: Как говорил известный венгерский математик Дьёрдь Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Так и мы с вами, ребята, последуем его совету и продолжим ставить перед собой задачи и решать их.
№1.Ученик, выполняя преобразования выражений, допустил ошибки. Исправьте ошибки и
объясните, какие определения, свойства, и правила не знает ученик.
1) 5 • 5 • 5 • 5 = 4 5; 6) 2 3 • 2 7 = 4 10;
2) 71 = 1; 7) 2 30 : 2 10 = 2 3;
3) 4 0 = 4; 8) (2х) 3 = 2х 3;
4) 2 3 • 2 7 = 2 21; 9) (а 3) 2 = а 5.
№2. Вставьте пропущенное выражение:
1) a 17 • = a 17;
2) х5 • = х17;
3) 7 12 • = 7 19;
4) : k 4 = k 11;
5) 5 12 • 5 3 = 5 19;
6) b 2 • • b 8 = b 24;
7) n 15: = n 5;
Этап 6 (.Тестирование по вариантам). Следующий тест проверит ваше умение применять Свойства степеней с натуральным показателем при решении примеров. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.
Время, отводимое на тестирование 5-7 минут. После того, как вы выполните тест, вы поменяетесь с соседом листочками и проверите его работу. После чего вы должны будете проставить ему оценку в зачётный лист.
Вариант 1 |
Вариант 2. |
1. Выполни деление степеней 217 : 25 a) 212 b) 25 c) 245 2. Запиши в виде степени (х+у)(х+у)= a) х2+у2 b) (х+у)2 c) 2(х+у) 3. Замени * степенью, чтобы выполнялось равенство а5 · * =а15 a) a5 b) a10 c) а3 4. Чему равно значение выражения (2ас)5? a) 10ас b) 32ас5 c) 32а5с5 5. Из предложенных вариантов выбери тот, которым можно заменить * в равенстве (*)3 = 815 a) 88 b) 85 c) 812 6. Найди значение дроби |
1. Выполни деление степеней 99 : 97 b) 92 c) 916 d) 963 2. Запиши в виде степени (х-у)(х-у)=… a) х2-у2 b) (х-у)2 c) 2(х-у) 3. Замени * степенью, чтобы выполнялось равенство b9 · * = b18 a) b17 b) b11 c) b9 4. Чему равно значение выражения (3bс)4? a) 12bс4 b) 81bс5 c) 81b4с4 5. Из предложенных вариантов выбери тот, которым можно заменить * в равенстве (*)3 = 524 a) 58 b) 521 c) 54 6. Найди значение дроби |
Этап 6 (Домашнее задание).
Учитель: Проверьте друг у друга работу и поставьте оценку своим товарищам в зачетный лист. Итак, мы открываем свои дневники, проставляем свои оценки и записываем домашнее задание:
1. Выполнить работу в тетради по карточкам,
2. № 418, 420 по учебнику.
Провести на уроке рефлексию содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал.
Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.