Конструкт урока
Учитель: Лаврова Ирина Васильевна, I кв. категория
Тема: Решение квадратных уравнений
Класс: 8 класс.
Место в учебной программе: третий урок при изучении данной темы.
Цель урока: Развитие личности обучающегося через формирование УУД при решении учебной задачи:
«Решение квадратных уравнений».
Планируемые результаты:
• Предметные: закрепить навык решения квадратных уравнений, развивать вычислительные навыки учащихся, познакомиться с приемами быстрого решения квадратных уравнений.
• Личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, умение
доводить начатое дело до конца, взаимовыручка, формирование навыков самоконтроля и самооценки.
• Метапредметные: уметь обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий,
контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, развитие речи, внимания, умения анализировать.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Требования к учителю: владеть ИКТ, владение учебным материалом. культура речи, умение регулировать деятельность
обучающихся, доброжелательность.
Риски: разный уровень подготовки обучающихся, неумение работать в группах, нехватка времени на выполнение заданий.
Способы избегания риска: оказание индивидуальной помощи учащимся, повторение формулы для решения квадратных уравнений.
Технологии: проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, электронная презентация.
УМК: Ю.М. Колягин, Ш.А.Алимов, и др. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Содержание урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
УУД |
Методы, технологии, средства обучения |
Продукт деятельности |
Хронометраж |
|||||||||||||
Мотивационный |
Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок: Прошу всех улыбнуться друг другу. -Девиз нашего урока: «Мало знать, надо уметь применять». Как вы понимаете эти слова? |
Приветствуют учителя. Садятся за 5 столов по 4-5 человек.
3-4 человека отвечают на вопрос учителя |
Л:умение вступать в диалог |
|
1 мин. |
||||||||||||||
Актуализация опорных знаний
|
Прочитайте тему урока и найдите ключевые слова. Что вы можете сообщить мне по этой теме. У вас на столе большой лист, напишите все что вы знаете по теме урока.
После заполнения лепестков, учитель в одном лепестке пишет уравнение: х2+ 2019х-2020=0. Вы можете быстро решить это уравнение? Тогда оставим вопрос на конец урока. |
Учащиеся обсуждают в группах и один записывает на листе все ответы |
Л: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. П: вспоминают виды уравнений, формулу корней, сколько корней может иметь кв. уравнение. К: инициативное сотрудничество в процессе диалога.
|
Критического мышления, проблемный диалог. |
Записи на большом листе А4 Учитель на доске заполняет лепестки ромашки, каждый стол называет одно свойство или формулу, ( повторять нельзя) в центре ромашки написано на листе-квадратные уравнения. |
2 мин. |
|||||||||||||
Формулирование учебной проблемы.
|
Учитель задаёт вопрос: – Какую ставите цель на уроке? Чего хотите добиться, чему научиться? У вас лежат зеленые карточки у каждого, заполните, пожалуйста, 3 первые строчки таблицы , что вы знаете по теме, что можете и ваша цель на уроке (Приложение1) |
|
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной учебной цели. Р: прогнозирование, целеполагание своей деятельности. |
|
3 мин |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Вспомнить, как записываются квадратные уравнения по их коэффициентам. |
На слайде вы видите коэффициенты, а, b и с. Составьте 5 квадратных уравнений, запишите каждый в тетрадь. (Слайд 1) |
Записывают 5 квадратных уравнений в тетрадь
|
П: применяют определение квадратного уравнения, пользуются подсказкой на доске, кто затрудняется. |
Индивидуальная работа |
|
3 мин |
|||||||||||||
Контроль и оценивание данного этапа
|
Проверьте свою работу по слайду (Слайд 2), оцените: На доске записаны критерии оценки- решил верно-2б, решил верно и помог другу -3 б, решил с помощью-1б |
Проверяют, оценивают, ставят баллы в лист успеха (Приложение 2) |
К: координирует свои действия в сотрудничестве. П: умения применять знания по теме. Л: осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Индивидуальная работа |
|
2 мин |
|||||||||||||
Работа у доски
|
Решите уравнения: 1)5х2- 9х+ 4 =0 2)х2+10х +25 =0 3)х2+ 2х +8 =0 Учащиеся, которые решают задания у доски верно- ставят в лист успеха 2 б. |
Выходят 3 ученика: решает 1-ый, затем выходит 2-ой, решает и 3-ий с объяснениями. Остальные решают в тетрадях. |
П: умения применять знания по теме. Л: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
|
|
5 мин |
|||||||||||||
Самостоятельная работа. |
Организует самостоятельную работу по закреплению материала. Предлагает решить каждому один пример, за столом все решают разные примеры, затем первый меняется тетрадями со вторым, третий с четвертым, проверяют решение у товарища по образцу (образец лежит на столе,лучше2-3 образца), работают в динамических парах, оцените работы, поставьте баллы в лист успеха. |
|
К: инициативное сотрудничество П: умения применять знания по теме, контроль и оценка результатов деятельности
Л: владение диалогической речью, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Технология сотрудничества, работа в малых группах.
|
Решенные примеры. |
7 мин. |
|||||||||||||
Лото
|
На каждом столе лежит конверт с заданием. Решите 6 заданий, закройте верным ответом пример, картинкой вверх. У вас получится рисунок, если все решено верно. Почему число 75, с чем это связано? На слайде вы видите монумент Родина-мать на Мамаевом кургане. Высота фигуры 52 м, в правой руке меч, длина меча 33 м, левой рукой зовет идти на защиту города. Вес всего памятника 6000 т. (пока учащиеся решают, учитель пишет на доске примеры с ошибками) |
Распределяют задания в группе, решают, собирают лото, рассказывают, что у них получилось. |
К: координирует свои действия в сотрудничестве. П: умения применять знания по теме. Л: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
|
Технология сотрудничества, работа в группе.
|
Собранная картинка лото (Приложение 4) |
3 мин |
|||||||||||||
Найди ошибку
|
На доске: 1)х2+10х – 24 х=
х1== -8 х2= = -6 2)х (х + 3) =2х х + 3 =2 х = 2-3 х = -1 Те, кто нашел ошибку и помог мне ее исправить, поставьте в свой лист успеха 3б |
Находят ошибку и объясняют ее. Кто отвечал у доски- ставят себе баллы.
|
К: инициативное сотрудничество П: умения применять знания по теме, контроль и оценка результатов деятельности
Л: владение диалогической речью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
|
Критического мышления, проблемный диалог |
Исправленные примеры на доске. |
5 мин. |
|||||||||||||
|
Внимание на экран! |
Смотрят видео «Стандартное мышление» |
|
Информационно-коммуникативные технологии |
https://youtu.be/r_I-OVhS3-8 |
1 мин |
|||||||||||||
Исторические сведения по теме
|
Как вы думаете, квадратные уравнения всегда решались по формуле, которую вы знаете? Сейчас проверим, у кого из вас нестандартное мышление. Раньше квадратные уравнения записывались словесно: Квадрат и 10 корней равны 39. Найти корень. Как же решал это задание Аль-Хорезми (среднеазиатский математик, астроном, географ и историк, 9 век). Он рисовал:
Затем он разделил прямоугольник пополам И сложил… Что он сделал?
Он нашел, что х = ? Но ведь это квадратное уравнение, у него два корня, найдите второй корень. В то время для ученого не существовало отрицательных чисел, поэтому второй корень он не нашел. Мы сейчас применяем формулу для корней квадратного уравнения, которую вывели И. Ньютон и Р. Декарт в 17 веке. Кто догадался, что корень х=3, поставьте себе 2 б |
Учащиеся рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что получился квадрат со стороной х + 5. Но сумма квадратика и двух прямоугольников равна 39, а белый квадрат с площадью 25, значит вся площадь квадрата равна 39+ 25 = 64, значит сторона полученного квадрата равна 8, значит х = 3. Ура!
|
К: инициативное сотрудничество П: умения применять знания по теме, применить их в нестандартной ситуации.
Л: владение диалогической речью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Критического мышления |
Догадались, что корень равен 3, нашли второй корень уравнения -13. |
5 мин. |
|||||||||||||
Быстрое решение квадратных уравнений.
|
Вернемся к нашему вопросу х2+ 2019х - 2020=0. Посчитайте сумму коэффициентов уравнения a + b + c = ? Когда сумма корней кв. уравнения равна 0, то х1= 1, х2=с/а х2+ 2020х + 2019=0. Если a - b + c = 0, то х1= - 1, х2=с/а Найдите корни уравнений: х2+ 5х -6=0. х2- 5х -6=0. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Домашнее задание
|
У вас на столах карточка на каждого с домашним заданием. (Приложение 3) Чем отличается задание от того, что мы решали на уроке? Сумма и произведение корней вам потребуются для изучения следующей темы урока: «Теорема Виета» |
Учащиеся отвечают, что надо найти сумму и произведение корней уравнений. Есть два задания со звездочкой, их можно решить, или обратиться за помощью к учителю, если хотите получить «5» за д/з. Записывают д/з |
|
|
|
3 мин |
|||||||||||||
Контроль и оценивание результатов. Рефлексия |
Заполните листы успеха, посчитайте баллы, поставьте оценку за урок: 12-14 б «5», 9 -11 б «4», 5-8 б «3». Сдайте листы успеха учителю. Заполните зеленую карточку до конца Подведем итог урока: -Чтобы успешно решать квадратные уравнения, надо… На уроке я узнал новое…. Спасибо за урок. Мне приятно было работать с вами. |
Выполняют задания устно и демонстрируют своё согласие или несогласие с отвечающим одноклассником с помощью сигнальной карточки.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
|
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня усвоения. Л: подведение личностных результатов. |
индивидуальная работа. |
Оценка за урок в дневнике и запись д/з в дневнике |
5 мин |
Приложение 1.
Зеленая карточка:
знаю |
|
могу |
|
моя цель на уроке |
|
Все ли было понятно на уроке? |
|
Как Вы работали на уроке? |
|
Как Вы себя чувствовали на уроке? |
|
Приложение 2.
Лист успеха ______________________________________
№1 Составить уравнение
|
№2 Сам. работа |
№3 лото |
Найди ошибку |
Логика ал-Хорезми |
Работа У доски |
Общий балл |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Уравнение |
а |
b |
c |
х1, х2 |
х1+х2 |
х1 ∙ х2 |
х2+2х- 15= 0 |
|
|
|
|
|
|
х2+2х = 8 |
|
|
|
|
|
|
х2-7х-12=0 |
|
|
|
|
|
|
х2+12х+35= 0 |
|
|
|
|
|
|
3х2-5х+2 =0 |
|
|
|
|
|
|
1*Решите уравнение: (х2-5х+7) - 2(х2-5х+7) -3=0
2* Решите уравнение: х│х│- 7х+10 = 0
Слайд 1. Слайд 2.
Приложение 4
Пример карточки лото: карточка размером 10 см на 15 см, с рисунком разрезается на 6 частей, с обратной стороны написаны ответы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.