Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».
Цель: проанализировать образ помещика Манилова.
Задачи.
Выявить приемы описания характера помещика, внутреннюю логику создания образа;
Обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;
Раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;
Приобщить учащихся к исследовательской работе.
Ход урока.
Слово учителя.
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого» об этом мы узнаем из письма Н.В. Гоголя к В.А. Жуковскому.
Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально новые средства художественной выразительности, нежели романтизм
с его пристрастием к фигурам исключительным.
Итак, цель сегодняшнего урока – проанализировать образ помещика Манилова.
В поэме «Мертвые души Н.В. Гоголь написал: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».
Беседа.
Ребята, скажите, пожалуйста, когда происходит первая встреча с Маниловым?
Работа с текстом.
Давайте с вами посмотрим, как создается портрет помещика. Для этого каждая группа получит задание, которое вы сможете выполнить, опираясь на текст произведения.
1. первое впечатление о герое;
2. особенности внешности;
3. особенности манеры поведения и речи;
4. отношение к дому, к хозяйству
5. отношение к окружающим;
6. любимые занятия;
7. жизненные цели.
Запись в тетради.
Откройте, пожалуйста, разворот тетради: сейчас мы составим таблицу, в которую запишем цитаты из текста и ваши наблюдения. А заполнять мы ее будем в ходе обсуждения.
Критерий |
Манилов |
Ноздрев |
Коробочка |
Собакевич |
Плюшкин |
первое впечатление о герое |
|
|
|
|
|
особенности внешности |
|
|
|
|
|
особенности манеры поведения и речи |
|
|
|
|
|
отношение к дому, к хозяйству |
|
|
|
|
|
отношение к окружающим |
|
|
|
|
|
любимые занятия |
|
|
|
|
|
жизненные цели |
|
|
|
|
|
Работа со смежными видами искусства.
Обратите, пожалуйста, внимание на рисунки с изображением Манилова: А. Агина «Чичиков и Манилов», П. Боклевского «Манилов»
1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?
2. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?
Запись в тетради.
Запишите, пожалуйста, в тетради автора работы, название и то заглавие, которое вы определили для себя.
Беседа.
Мы с вами увидели с помощью каких деталей и зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова, как его характеризует.
1. Какова нравственная позиция автора по отношению к Манилову?
2. К каким выводам автор приводит читателей?
3. Можно ли говорить о маниловщине вообще?
Домашнее задание.
Ребята, дома, пожалуйста, проанализируйте образы помещиков Ноздрева, Коробочки и Собакевича и заполните таблицу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.