Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».
Оценка 4.7

Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература
8 кл—10 кл
19.12.2020
Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого» об этом мы узнаем из письма Н.В. Гоголя к В.А. Жуковскому. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально новые средства художественной выразительности, нежели романтизм с его пристрастием к фигурам исключительным.
Гоголь Мёртвые души.doc

 

Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».

Цель: проанализировать образ помещика Манилова.

Задачи.

Выявить приемы описания характера помещика, внутреннюю логику создания образа;

Обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

Раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;

Приобщить учащихся к исследовательской работе.

 

                                                                   Ход урока.

 

Слово учителя.

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого» об этом мы узнаем из письма Н.В. Гоголя к В.А. Жуковскому.

   Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально новые средства художественной выразительности, нежели романтизм 

с его пристрастием к фигурам исключительным.

       Итак, цель сегодняшнего урока – проанализировать образ помещика Манилова.

    В поэме «Мертвые души Н.В. Гоголь написал: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».

Беседа.

    Ребята, скажите, пожалуйста, когда происходит первая встреча с Маниловым?

Работа с текстом.

    Давайте с вами посмотрим, как создается портрет помещика. Для этого каждая группа получит задание, которое вы сможете выполнить, опираясь на текст произведения.

 

1.     первое впечатление о герое;

2.     особенности внешности;

3.     особенности манеры поведения и речи;

4.     отношение к дому, к хозяйству

5.     отношение к окружающим;

6.     любимые занятия;

7.     жизненные цели.

 

Запись в тетради.

Откройте, пожалуйста, разворот тетради: сейчас мы составим таблицу, в которую запишем цитаты из текста и ваши наблюдения. А заполнять мы ее будем в ходе обсуждения.

 

 

 

 

 

Критерий

Манилов

Ноздрев

Коробочка

Собакевич

Плюшкин

первое впечатление о герое

 

 

 

 

 

особенности внешности

 

 

 

 

 

особенности манеры поведения и речи

 

 

 

 

 

отношение

к дому,

к хозяйству

 

 

 

 

 

отношение к окружающим

 

 

 

 

 

любимые занятия

 

 

 

 

 

жизненные цели

 

 

 

 

 

 

Работа со смежными видами искусства.

 

Обратите, пожалуйста, внимание на рисунки с изображением Манилова: А. Агина «Чичиков и Манилов», П. Боклевского «Манилов»

1.     Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

2.     Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

 

 

Запись в тетради.

Запишите, пожалуйста, в тетради автора работы, название и то заглавие, которое вы определили для себя.

 

Беседа.

Мы с вами увидели с помощью каких деталей и зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова, как его характеризует.

 

1.     Какова нравственная позиция автора по отношению к Манилову?

2.     К каким выводам автор приводит читателей?

3.     Можно ли говорить о маниловщине вообще?

 

 

Домашнее задание.

    Ребята, дома, пожалуйста, проанализируйте образы помещиков Ноздрева, Коробочки и Собакевича и заполните таблицу.

 


Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Урок-беседа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Критерий Манилов Ноздрев

Критерий Манилов Ноздрев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020