Тема. Деление слов на слоги.
Цель. Способствовать формированию у учащихся представления о слоге, слове, предложении.
Задачи. Учить детей делить слова на слоги, различать схемы, составлять предложения; развивать логическое мышление на основе упражнений на обобщение, сравнение; содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений, желание помогать и защищать животных.
Планируемые результаты (предметные): произносить слова по слогам; делить слова на слоги; отвечать на вопросы по иллюстрации, уметь работать с условно-графическим изображением слова;
Личностные: овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты).
Познавательные: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, классификация, обобщение).
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
I .Организация класса
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парту тихо сели,
На меня все посмотрели.
II.Работа по теме урока
2. 1 Вступительная беседа
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу.
(Слайд 1-Лес)
- Какой это лес? Ответы детей
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Даша и Маша.
(Слайд 2)Появляется лиса с лисятами)
- Какие лисята? Ответы детей
- Что они любят делать? Ответы детей
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. (Слайд 3-Лисята одни )
Стала звать их лиса: «Да-ша, Ма-ша».
- Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Да-ша, Ма-ша).
- Опять не слышат. Позовем их еще раз (Да-ша, Ма-ша).
2.2 Знакомство с новым материалом
- Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Части слова, на которое делится слово при произношении, называется слогами. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей).
— Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать.
«Прохлопай слоги»
Послушайте еще раз. Да-ша, Ма-ша.
- Когда мы произносим слово по частям – это значит, что мы делим его на слоги .
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (Ли-са)
- Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют детёнышей лисы? (лисята)
-Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
-Сколько слогов? (ответы детей)
-Какой 1, какой 2, 3 (ответы детей)
Не появились лисята, наверное, заблудились. Давайте отправимся в лес, поищем лисят, но чтобы их найти, надо выполнить несколько заданий.
III. Физпауза
IV.Закрепление нового материала
-А давайте посмотрим, какие еще животные живут в лесу?(ответы детей)
(Работа с раздаточным материалом)
-Запишите картинки животных словами (дети записывают слова полосками
Давайте их прохлопаем
Игра « Найди свой домик »
Условие игры: дети называют животных, которые изображены: рысь, лось, волк, белка, медведь, заяц, бурундук, косуля. (Слайд 4)
Появляются 3 домика-1 слог, 2 слога, 3 слога (Слайд 5)
Правила игры: сначала назвать животных, в названии которых 1 слог (рысь, лось, волк); потом— два слога (белка, медведь, заяц); 3 слога (бурундук, косуля); хлопками показать количество слогов. (Животные идут в свой домик) (Слайд 6-8)
Игра «Слово-слог». (Игра в кругу)
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог- хлопайте, а если слово- топайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, вода , игра, ра и т.д.
- Молодцы!
Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.
Дети садятся за столы.
Самостоятельная работа детей. (На столе у каждого ребенка лежат схемы слов)
- Ребята, мы научились делить слова, обозначающие лесных жителей, на слоги. А сможем ли мы поделить на слоги другие слова? Давайте попробуем! Я буду показывать картинку, а вы будете поднимать нужную карточку (Слайд 9 - картинки)
Давайте потренируемся
-Сколько слогов в слове береза?
(В слове береза 3 слога)
Какую схему нужно поднять?
(Схему №3)
- Ребята, вы хорошо справились с заданиями! Давайте вернем лисят маме – лисе. (Слайд 10) Сколько слогов в слове лиса? (ответы детей)
- В каком домике живет лиса? (ответы детей)
- Сколько слогов в слове Даша? (ответы детей)
- Сколько слогов в слове Маша? (ответы детей)
- Ну вот вся семья вместе, надеюсь, лисята не будут больше убегать от мамы- лисы. (Слайд 11)
V. Итог занятия
- Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? (ответы детей)
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями? (ответы детей)
- Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.