Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №15 г. Армавир
Учитель начальных классов Ворожко Ольга Николаевна
Тема: «Водные богатства, их разнообразие, использование человеком».
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2015 г.
2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2015 г.
3. Глобус.
4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологическая карта урока
Тема
Водные богатства |
|
|
Тип урока по целеполаганию |
Урок открытия новых знаний |
|
Цель урока |
Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки |
|
Задачи урока |
Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь,способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитиеинтереса к предмету. Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам». |
|
Основные термины и понятия |
исток, русло, устье, притоки |
|
Личностные результаты |
Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
|
Предметные результаты |
Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Формировать понятия значимости водоемов в жизни. |
|
Метапредметные результаты |
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные УУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению. Планировать свои действия. Контролировать и оценивать свою работу. Коммуникативные УУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
|
Окружающий мир, кубановедение, русский язык |
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
|
1 этап: Самоопределение к деятельности |
||
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. (СЛАЙД) - Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете. |
Ученики настраиваются на работу |
|
2 этап: Актуализация знаний. Проверка Д/З. (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
||
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся. Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений. |
||
- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группе (СЛАЙД). Для работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы. |
Капитаны получают задание. 1 группа: 1) Что такое горы? 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов? 2 группа: 1) Что такое равнина? 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края? 3 группа: 1) Что такое холмы? 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились? |
|
3 этап: Постановка учебной задачи |
||
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. |
||
- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: карточки для работы. Они были разделены на две группы, но Муравьишка–Вопросик их нечаянно перепутал. Поможем ему исправить эту досадную ошибку? (парная работа) - Какие у вас есть предположения? - Почему такие предположения? Что такое подошва? (СЛАЙД) Вершина? Склон?
- Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика. - А кто может сформулировать тему урока? Помогут нам загадки: (отгадки на СЛАЙДАХ) 1. Кругом вода, а с питьём беда. 2. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. 3. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. - Что общего в наших отгадках? (СЛАЙД) - Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке? - Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. (СЛАЙД) - Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах? Что составляет водные богатства? Как обозначаются на карте? Строение реки. Водные богатства нашего края. |
Слова: склон, подошва, вершина, гора,холм, устье, русло, приток, исток.
Выдвигают свои предположения.
Место, где начинается холм или гора. Самая высокая часть холма или горы. Часть от подошвы до вершины горы.
Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.
Море
Дождь
Река Везде говорится о воде. |
|
4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи) |
||
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах. |
||
- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего? - Почему?
- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? - Можно назвать богатством Земли водоёмы?
- Какие водоёмы существуют на Земле? (СЛАЙД) - На какие 2 группы их можно разделить? (СЛАЙД) - Какие водоёмы есть в нашем крае? (СЛАЙД) - Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим. - Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки? - Как же образуется река?
- Какие части реки вы знаете? - Оказывается, о них мы уже говорили в начале урока. - Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки. |
синего
синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%
на земле мало чистой воды Да, они содержат запасы воды. Моря, океаны, реки, озёра…
ответы детей
Читает стихотворение подготовленный ученик. Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.
Самостоятельное чтение текста учебника. |
|
5 этап: Первичное закрепление |
||
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
||
Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД) - Как называют начало реки? - Что такое устье реки? - Что такое русло реки? - Как определить левый и правый берега? - Что такое притоки? - Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? - Как вы думаете, почему текут реки?
- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете? - Какая река протекает в нашем городе? - Что вы знаете о происхождении названия реки? |
Выполнение в тетради задания 2 на с.51.
Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди. Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.
Ижма
Ответы детей. |
|
6 этап: Обобщение и закрепление (практическая работа) |
||
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе практической работы. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике. |
||
Заполнение схемы «Части реки» (на примере реки Кубань). Длина реки Кубань – 870 км. |
Приклеивают соответствующие названия на схему реки. |
|
7 этап: Рефлексия. Итог урока |
||
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
||
- Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях. - Что можем для этого делать мы? - Продолжите фразы. (СЛАЙД) Я научился… Мне было интересно… Больше всего понравилось… Мне захотелось… И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Оцените свою работу на уроке: приклеивают капельки разного цвета к тучкам. |
Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту.
Читает подготовленный ученик. |
|
8 этап: домашнее задание Учебник: с.82-85,тетрадь: с.52, з.4, с.53, з.6 |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.