Открытый урок по истории России
8 класс
«Экономическая политика Петра I»
Подготовила и провела
Учитель истории и обществознания
Базанова Дж.Р.
2018 год
Тема урока: «Экономическая политика Петра I»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая – охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.
Развивающая – содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая – способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.
Формирование УУД:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, атласы, учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века », раздаточный материал для каждой группы, презентация компьютер, мультимедийный проектор.
Основные события, изучаемые на уроке:
Роль государства в экономике.
Развитие промышленности. Мануфактуры.
Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы.
Развитие сельского хозяйства.
Итоги экономического развития.
Основные понятия и термины: протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне, посессионные крестьяне.
Основные даты:
1722 г. – ремесленные цеха.
1724 г. – введение Таможенного тарифа.
1718-1724 гг. – введение подушной подати и проведение первой ревизии.
Персоналии: Пётр I, Н.Демидов.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- приветствие, проверка готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания (5 -7 мин.)
-фронтальный опрос:
- Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с личностью Петра I и некоторыми его преобразованиями, которые он проводил в период своего правления. О каких петровских реформах мы говорили на предыдущих уроках? Проверим изученное через игру «Вопрос-ответ»
- Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.
1. В каких областях были проведены реформы? (военные, административная, реформа органов управления)
2. В чем заключалась военная реформа? (была создана регулярная армия, открывались военные школы, был принят «Устав воинский», «Устав морской»)
3. В чём заключалась реформа органов центрального управления. (был создан Сенат, ставший высшим правительственным учреждением, на смену приказов пришли коллегии)
4.Почему возникла необходимость принятия указа о единонаследии? (чтобы избежать дробление дворянских имений и не допустить разорения дворян)
5.Какой документ регламентировал движение по служебной лестнице? (Табель о рангах)
6. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I».
- индивидуальные задания: работа по интерактивным тестам (Приложение №1)
III. Изучение нового материала:
- Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомиться с преобразованиями Петра Великого. Но, с начала, давайте обратимся с вами к картине Ю.Кушевского «Новое в России дело» и попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока, его цели и задачи, которые нам предстоит решить.
- беседа:
1. Что мы видим на картине? (строительство кораблей)
2.Что для этого было необходимо? (лес, парусина, канаты, гвозди, пушки и т.д.)
3. Как вы думаете, какие материалы были в стране, а какие приходилось закупать?
4. А для того, чтобы все необходимые материалы были в стране, нужно было что?
Ученики определяют тему урока, ставят цели.
- учитель: Непосредственным сигналом к началу реформ в области экономики послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки шведского металла в Россию.
Ребята, вспомним из курса обществознания, что такое экономика? (состояние хозяйственной жизни)
Что составляет основу экономики? (промышленность, сельское хозяйство и торговля).
Итак в ходе урока вы узнаете о роли государства в российской экономике начала XVIII века, развитии промышленности, торговли и налоговой системы, изменениях в сфере сельского хозяйства, итогах экономической политики Петра I.
- Работа в парах.
Каждая группа получает задание. На поиск информации дается 3-5 минут.
Участники групп получают задания и набор раздаточного материала, куда входят тексты исторических документов, термины, даты, картинки и т.д. В ходе своего выступления ученики выходят к доске и размещают материалы на доске в форме коллажа.
Остальные ученики делают записи в тетради.
1 группа «Развитие промышленности. Мануфактуры».
Вопросы исследования
1. Как развивалась промышленность в России до Петра I? Были ли в России крупные промышленные предприятия?
2. Что такое мануфактура? Кто являлся владельцем мануфактур?
3. Развитию каких мануфактур Пётр I уделял особое внимание?
4. Почему государство передавало убыточные предприятия в частные руки? Как поощряло открытие частных мануфактур?
5. Как решался вопрос с обеспечением предприятий рабочей силой?
6. Могла ли мануфактурная промышленность удовлетворить потребность населения в промышленных товарах? Какая ещё форма промышленного производства продолжала существовать в России?
Источник информации
Учебник «История России», стр. 42-44
Раздаточный материал
Выступление учащихся группы. По итогам своих выступлений учащиеся получают символические монеты.
- сообщение учащегося о Демидове
Задание учащимся: Ребята, послушав сообщение о Никите Демидове, определите специализацию его предприятий. Как вы считаете, могли ли возникнуть в Курском крае предприятия такой же специализации? Почему?
Именно в это время было основано старейшее промышленное предприятие нашего Курского края – Глушковская суконная мануфактура. Место в Курске выбрано не случайно: благоприятные для выращивания скота природные условия, климат, черноземные почвы располагали «к заведению разных фабрик». Плюс «жалованные» боярским детям земли и огромное количество крепостных крестьян. В 1719 году купец Иван Дубровский и путивльский помещик Корчмин организовали промышленную компанию на свои деньги. Дубровский «к заводу в подданство» закрепостил 11 сел и 5 деревень. Глушковская мануфактура считалась крупным по тому времени предприятием. В 1721 году, например, непосредственно на фабрике было занято 455 человек, тогда как на большинстве английских мануфактур число работавших не превышало нескольких десятков.
Фабрика за год производила 15-20 тыс. аршин сукна. Но она не смогла стать крупнейшим поставщиком сукна для армии - управителем Дубровский оказался неважным. После этого фабрика неоднократно переходила то из рук в руки, то в казну. После Указа от 18 января 1721 года, по которому «купецкие люди» могли покупать для фабрик и заводов деревни, «компанейщикам» удалось в короткое время и без особых затрат, завладеть 17 сёлами. К 1733 году мануфактуре уже принадлежало 13618 приписных крестьян.
Сегодня она работает в полную силу и производит высококачественные товары.
Вывод: При Петре I было основано не менее двухсот мануфактур, причем подсчёты специалистов дают лишь приблизительные цифры. Резкому росту мануфактур способствовала политика Петра, всемерно поощрявшего развитие крупной промышленности, стремившегося к тому, чтобы Россия сама производила разнообразные товары, а не закупала их за рубежом. Такая политика получила название политики протекционизма. (запись термина в тетрадь).
2 группа «Развитие торговли».
Вопросы исследования
1 .Что содействовало развитию торговли?
3.С какими странами развивалась торговля? Чем торговали?
2. Что предпринял Петр I, чтобы оградить отечественного производителя от конкуренции
иностранных товаров?
Источник информации
Учебник «История России», стр. 44
Раздаточный материал
Выступление учащихся группы.
- учитель: Ещё во время посещения Европы в составе Великого посольства, Пётр І усвоил основные идеи меркантилизма. Согласно им, любой народ, чтобы существовать, должен всё необходимое производить самостоятельно. Для того чтобы процветать – должен вывозить как можно больше своих товаров, а ввозить иностранных – насколько возможно меньше.
Такая политика соответствовала духу меркантилизма, т.е. экономической политике, направленной на накопление средств внутри страны и поддержание положительного торгового баланса.
3 группа «Развитие транспортных путей».
Вопросы исследования
1.Какой вид транспорта внутри страны являлся главным?
2.Почему большое внимание Пётр уделял строительству каналов?
3. Покажите на карте какие водные каналы были построены при Петре I?
Источник информации
Учебник «История России», стр. 44
Раздаточный материал
Выступление учащихся группы.
4 группа «Денежная и налоговая реформы».
Вопросы исследования
1.Как решался вопрос нехватки денег в казне?
2.Какая система налогообложения существовала в России до реформы Петре I? Почему Пётр решил её изменить?
Источник информации
Учебник «История России», стр. 44
Раздаточный материал
Выступление учащихся группы.
5 группа «Сельское хозяйство».
Вопросы исследования
1 .Что нового появилось в сельском хозяйстве по Указам Петра I?
2.Как изменилось положение крестьян в ходе петровских преобразований?
Источник информации
Учебник «История России», стр. 45
Раздаточный материал
Выступление учащихся группы.
По итогам выступлений докладчиков на доске и в тетрадях заполняется исторический коллаж.
Учитель задает обобщающий вопрос: Какой вывод можно сделать по итогам нашего исследования? (1-2 мин.)
- учитель: Давайте подведём итоги.
Главным итогом экономической политики Петра Первого стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в первой четверти XVIII века.
В семь раз выросло число мануфактур. Значительно расширился объём выпускаемой промышленной продукции.
России теперь не только полностью обеспечивала себя металлом, но и стала его экспортировать.
В сельском хозяйстве внедрялись новые орудия труда, росла его производительность.
Расширились торгово-экономические связи с Европой, росли обороты внешней торговли. Крупнейшим её центром стал Санкт-Петербург.
Однако все эти достижения были получены высокой ценой: тяжёлые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств, свободное предпринимательство тормозилось господством крепостнической системы. Государство играло ведущую роль в экономике.
Всё это вызывало неизбежные конфликты и потрясения в обществе.
IV. Закрепление изученного материала
- учитель: Ребята, вот уже около трёх столетий историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что второстепенным.
Так историк С.М.Соловьёв писал: «Пётр неимоверными усилиями сумел вывести слабый, бедный, почти неизвестный, невежественный народ из этого первоначального положения…
Мы имеем полное право назвать его величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации…»
А П.Н.Милюков о реформах Петра сказал: « …Ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы».
С чьим высказыванием согласны вы? Свою точку зрения аргументируйте.
-учитель: А сейчас подведём итог нашей с вами работы, откройте свои дневники и посчитайте свои монеты. Если вы заработали пять монет и больше вы получаете оценку «5», а если меньше пяти монет – то оценку «4». А теперь запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание:
§ 6. Прочитать, выучить основные понятия и даты.
Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».
- Спасибо за работу на уроке. Мне приятно было с вами работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.