Урок географии в 10 классе «Демографически разделённый мир»
2 урок зачётного раздела «География населения мира»
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о количестве населения мира, его воспроизводстве, познакомить с демографическими процессами в современном мире и демографической политикой стран;
Задачи:
1. Сформировать знания географических различий рождаемости, смертности и естественного прироста населения и их причин; типов воспроизводства населения и закономерности их размещения по планете; особенностях демографической политики в странах 1 и 2 типов воспроизводства населения.
2. Совершенствовать практические навыки работы с картами и дополнительными источниками информации; коммуникативные навыки коллективной работы.
3. Формировать интерес к предмету, положительную мотивацию учебной деятельности.
УУД предметные: объяснять географические понятия и ситуации, составлять характеристику, работать с географическими картами;
познавательные: осуществлять классификации, проводить сравнения, логические рассуждения; работать с таблицами, диаграммами, графиками;
личностные: учиться проводить самооценку ситуаций, формировать выводы, подводить итоги урока;
регулятивные: учиться определять учебную цель урока, устанавливать последовательность действий в соответствии с установленной целью, оценивать усвоенный материал;
коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать с учителем и одноклассниками;
Методы: словесно-репродуктивный, самостоятельная работа, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, Атлас, Мультимедийный курс География 10 класс, Максаковский В. П. География. рабочая тетрадь 10-11 классы базовый уровень, учебник, раздаточный материал (см. приложение) (География. 10-11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / Максаковский В. П. – М.: Просвещение, 2019).
Ход урока.
|
|
I. Организационный момент Здравствуйте. Проверим подготовку к уроку: Учебник с. 66 Атлас с.7 Лист с пр.раб. Тетради ручка II. Мотивация учебной деятельности учащихся Сегодня 2 урок зачётного раздела «География населения мира», т.к. не все присутствовали на прошлом уроке предлагаю вначале повторить основные понятия, а затем сформулировать тему и учебные задачи на этот урок. III. Актуализация опорных знаний учащихся (Фронтально) Демография (наука о населении) Задание. З. 20, стр.16 раб тетради Определите в каком высказывании речь идет о воспроизводстве населения. Перепись населения Деньги важный ресурс. Мы их считаем чтобы спланировать свои доходы и расходы. Население тоже важный ресурс. Надо знать возможности для формирования армии, сбора налогов, …Для этого страны проводят перепись своих граждан приблизительно 1 раз в 10 лет. В России последняя 2010 г. Когда следующая? (апрель 2021) Крупнейшие страны по численности населения 2002 г.- мульт учебник 2015- с. 7 атласа Найдите отличия (любая цифра привязана к году и источнику информации, уточняем по данным какого года) Крупные по населению страны огромные рынки раб.силы, огромные рынки потребления продукции. Демографический взрыв Причины резкого увеличения населения планеты. (Возможные ответы учащихся: благодаря развитию экономики сократилась продолжительность рабочего дня, труд людей благодаря механизации стал более легким и безопасным; улучшились условия жизни и качество питания; улучшилось качество медицинского обслуживания, люди смогли противостоять эпидемиям и даже побеждать их). Где он на графике ДЧН? 2000г.-6 млрд. чел, 2015 (учебник)- 7.3 млрд.чел. за 15 лет прирост более 1 млрд. Плохо или хорошо такой быстрый рост численности населения планеты? Плохо (увеличивается нагрузка на природу.. продовольственная проблема, нехватка чистой воды…) Во всех ли странах мира такая проблема «демографический взрыв»? нет Африка, Ю-З Азия –да, Восточная Европа, Россия – нет. Знаки – убыль населения, Смотрите где-то «демографический взрыв», а где-то «демографический кризис» . Страны мира очень разные по особенностям воспроизводства населения. IV. Изучение нового материала. (Фронтальная и индивидуальная работа) Один из докладов ООН назван «Демографически разделённый мир». Предлагаю также назвать сегодняшний урок- «Демографически разделённый мир». По особенностям воспроизводства населения страны мира разделили на 2 группы. 1 и 2 типы воспроизводства. Перед вами бланк практической работы с заданием. Ознакомьтесь с ним. Сформулируйте учебную задачу на урок. Задание. Используя данные картосхемы, табл., диаграммы учебника с. 67-68 заполняем таблицу. 1 тип воспр. вместе, 2 тип воспр. самостоятельно. Проверяем. Делаем вывод: перед странами 1 и 2 типов воспроизводства стоят разные демографические проблемы. V. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Задание. Распределите таблички с демографическими проблемами к типам воспроизводства населения. Задание. Распределите таблички со странами к типам воспроизводства. Задание. Сравните картосхему воспр. нас. в мультимедийним учебнике и обычном учебнике. Найди отличия. Некоторые страны Латинской Америки снизили темпы прироста населения. Если осталось время рассказать об особенностях демографич. Ситуации в России. Демографическое эхо войны.
VI. VI. Подведение итога урока. Оценки. VII. Рефлексия 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Какой вид работы понравился? 3. Что было сложным? 4. Что удавалось легко?
|
2 м. Картинка гео населения мира
термины для повторения на доске тема
13 м.
Снимаем термины по мере повторения Картинка воспроизводство населения
Картинка численность населения
Картинка динамика численности населения
Картинка воспроизводство населения (е.п.) Повесить табл. «Демографический кризис»
23 м. Картинка типы воспроизводства населения Вешаем 1 и 2 тип воспроизводства на доиску
Повесить табл. со странами
2м. |
Приложение
Практическая работа. Определить демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценить особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Сравниваемые черты |
1 тип воспроизводства |
2 тип воспроизводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.