Внеклассное занятие
Урок -игра по окружающему миру по теме « Дом, в котором мы живём»
Учитель: Мардич Елена Николаевна
МБОУ «Савинская школа» Плесецкий округ, Архангельской области
Класс: 3
Цель мероприятия:
- углубление экологических знаний обучающихся;
- развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
- воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле;
- расширить представление детей об экологических законах;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности
Задачи:
-повторить экологические правила поведения людей в природе;
-развивать речь, внимание, наблюдательность;
-воспитать сознательное и бережное отношение к природе, ответственность за жизнь на Земле
Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.
Форма работы: Внеурочная.
Ход урока
1. Орг момент
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Этот будет урок – игра. Игра не простая, будем учиться играя.
2.
Был, говорят, где – то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом, Где эта улица? Где этот дом?
Всё перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось!
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живёшь, где построен твой дом
И хорошо ли ты с домом знаком.
Все мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня на уроке мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь
Дом, в котором мы живем ( запись на листочках)
У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампочка – печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас один на всех – ветер – ветрило. Нам только кажется, что Земля наша огромна и необъятна. А если взглянуть из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живём.
( Раскрасить солнце и облака. В это время повесить лучики)
1 НЕБО
Льётся с неба синий свет,
И конца у неба нет.
Кто мне сможет дать ответ:
Почему оно такое?
Голубое, голубое!
Действительно, почему небо голубое? Не красное, не зелёное, а именно голубое?
Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, она раскладывает его на 7 цветов ( раскрасить). Теперь каждый лучик мчится к Земле самостоятельно. На пути солнечных лучей встречается много препятствий: пылинки, частички газов, капельки воды. Красный, оранжевый, жёлтый цвета могут обходить эти препятствия. А вот синий , голубой, фиолетовый и зелёный натыкаются на препятствия, отскакивают, как мячики, натыкаются на другие препятствия, начинают блуждать в атмосфере. Больше всего в атмосфере остается синих и голубых лучей. Они то и делают небо таким голубым. ( Раскрасить лучики)
Словарная работа: атмосфера
2 ЛЕС
Загадка:
Есть у ребят зелёный друг
Весёлый друг, хороший Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек
Сказка Что такое лес ( дорисовать)
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он.— Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы. — Что случилось? — удивился художник.— Почему засох мой лес? — Какой же это лес? — вдруг услышал художник.— Тут одни только деревья. Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает: — Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы? — Правильно, — согласился художник, — такого быть не может. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов. — Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. — А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок. — Да, позабыл,— согласился художник.— Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто. — Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно. И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть. — А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых. Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки. «Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный. — Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес! — Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели. — Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса? Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал: — Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб… — Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть. — Не все,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку. — Нет! — решительно заявил художник. — Нарисуй,— твердо сказал лесовик. И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку… Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье. — Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес. Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой траве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на сказки!
А сейчас вспомним некоторых жителей леса
1) Не барашек и не кот, носит шубу круглый год
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета ( заяц)
( Выступление про зайца)
2) Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой ( медведь)
( Выступление про медведя)
Физ пауза
Видите, как богат наш лес. А как он красив и самобытен во все времена года. Но мы должны не только восхищаться его красотой, но и беречь как зеницу ока. Придите в лес, и вы увидите во многих местах следы варварского отношения к природной красоте.
Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Всё это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживает реки, строит дымящиеся заводы. С каждым годом на земле становится меньше лесов, реки мелеют, воздух загрязняется.
Рисунки ребят
Маленькие раны (стр 29 – учебник)
Давайте послушаем, на что жалуются бабочка и ландыш ( Выступление ребят)
По вине человека исчезают некоторые виды животных ( стр 29 – 30 – учебник)
А сейчас послушаем о ранах больших ( стр 31 – учебник)
Чтобы этого не произошло люди создают заказники, заповедники, национальные парки ( словарная работа)
Сказка « Семь тайн жизни»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.