лучшедома
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе. По теме «Органы чувств».

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе. По теме «Органы чувств».

Разработки уроков
docx
окружающий мир
13.03.2020
Урок-исследование. Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 1 часть, рабочая тетрадь. 1 часть. (А. А. Плешаков.) Тема урока: «Органы чувств». Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств. Задачи: Сформировать понятие «органы чувств». Показать роль и специфику разных органов чувств. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе..docx

Урок-исследование. Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Тема урока: «Органы чувств».

Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.

Задачи:

1. Сформировать понятие «органы чувств».

2.Показать роль и специфику разных органов чувств.

3. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

4. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

5. Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и

обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.

 Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.

Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.

 Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.

Оборудование: 1.Компьютер, проекционный экран.

2. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; игрушки: машинки, мяч; журналы; аудиозапись; пробирки с ароматическим веществом (духи) и нашатырным спиртом; стаканы с солёной, сладкой, чистой водой; мяч, апельсин, клубок ниток, рукавички, учебник «Окружающий мир» 3 кл. 1 часть, рабочая тетрадь. 1 часть. (А. А. Плешаков.)

Обучающиеся работают в парах. У каждой пары на столе рисунок человека с безликим лицом, в конверте рисунки с органами чувств.

Ход урока.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

2.Постановка учебной задачи.

Актуализация.

(На экране человечек, но без лица).

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что же странного вы видите в нем?

-У этого человечка нет лица, т. е. у него нет ушей, глаз, рта, носа

(На экране появляется таблица с рисунками органов чувств).

Постановка проблемы. 

- Ребята, что у этих частей общего? - Они принадлежат человеку.

Можем ли мы назвать их одним словом? Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

Какова их «профессия»?

-Как и почему их так называют, и предстоит ответить на уроке.

3. «Открытие» детьми нового знания. 

-  А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи?

- Это люди, которые что-то изучают.

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

- Мы будем исследовать человека.

-Верно, предметом сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, рот, нос, уши – это всё части организма - его органы. Давайте разделимся на 4 группы и приступим к работе.

Исследование органа зрения. Отгадайте загадку: Два друга через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это? (Глаза)

- Для чего же нужны человеку глаза, сейчас мы проведем исследование.

Каждая группа получит своё задание (на столе предметы для исследования.)

Работа в парах.

1-я пара получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов. Что общего и в чём различие предметов?

2-я пара - конверт с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3-я пара – игрушки (машинки). Рассмотрите игрушки и опишите их.

4-я пара.. 4-я пара – журналы Рассмотрите журналы и расскажите классу о них.

- Проведите исследование своих предметов с помощью глаз и сделайте вывод. Выступление представителей от групп:

1-я пара приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

2.пара. - Глазами мы различаем форму и величину предмета.

3-я пара. - С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

4-я пара. - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

Вывод: Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы, видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это орган зрения. (На экране напротив рисунка глаз появляется запись «орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

(Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка, ученики приклеивают глаза на свой рисунок).

Исследование органов слуха

- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я вам скажу. Услышали ли вы что-нибудь? Почему?

- Мы ничего не слышали, уши были закрыты.

Учитель включает аудиозапись, где слышен и шум ветра, шелест травы, и журчание ручья, пение птиц.

 - Какие звуки вы слышали? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

Вывод: 

- Речь людей, и шум ветра, шелест травы, и журчание ручья, пение птиц – всё это звуки окружающей нас природы.

Подберём научное определение.

- Нам помогли в этом уши.

-Уши – орган слуха.

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(На экране в таблице появляется запись «орган слуха»).

Вывод: Ухо-это орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(Переносит рисунок ушей на изображение человечка, ученики приклеивают уши на свой рисунок).

Исследование органа обоняния

(Учащимся выдаются пробирки с ароматическим веществом, нашатырным спиртом)

- Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Что вы почувствовали?

- Откройте носы, понюхайте. (Учитель показывает, как правильно нюхать незнакомые вещества).

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?

- Орган обоняния.

- Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.

- С помощью носа мы чувствуем запах.

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп).

- Вы хорошо справились с заданием.

А умение человека различать запахи получило название «обоняние».

(Делает запись «орган обоняния» в таблице).

Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка, ученики приклеивают нос на свой рисунок).

Исследование органа вкус

Учащимся выдаются 3 стакана с водой (с чистой, соленой, сладкой)

- Посмотрите, понюхайте. Что вы почувствовали?

- Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус.

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды?

- Дайте научное определение этому органу.

(Появляется запись «орган вкуса» в таблице)

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Рисунок языка перемещается на изображение человечка, ученики приклеивают язычок на изображение человечка).

4.Физкультминутка.

Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в корзине».

(Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзине в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Корзина накрыта салфеткой.)

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

(Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом?

(На экране в таблице убирается «?» и появляется запись «кожа».)

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

(Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».)

- Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички) - это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует?

(Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.

Охрана органов

- Нужно ли беречь органы чувств?

Почему?

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 132. Прочитайте статью «Органы чувств». О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье?

Проверка самостоятельной работы.

5. Закрепление нового 

Работа в творческих тетрадях.

- Откройте тетради на с.58.Выполните задания №.1. и №.2.

Проверка самостоятельной работы.

6.Итог 

- Определите главную мысль урока. Что нового узнали?

Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?

6. Домашнее задание: 1 гр,: нарисовать органы чувств, подберать загадки об органах чувств. 2 гр.: составить кроссворд об органах чувств.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)