Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок комплексного применения знаний и умений. На изучение темы «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов», согласно рабочей программе, отводится 4 часа. Данный урок завершает тему. Материалы уроков могут быть использованы на уроках химии, информатики, математики, физики, биологии.
Иконка файла материала ЕАЗолотавина. урок-исследование Моль.doc

Е.А. Золотавина, учитель химии ОУ «СОШ №1» г. Заводоуковска

Урок-исследование по теме

«Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

На изучение темы «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов», согласно рабочей программе, отводится 4 часа. Данный урок завершает тему.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявить их взаимосвязь и использование   при решении экспериментальных задач.

·         Предметные: 1) показать взаимосвязь физико-химических величин: массы, объема, молярной массы и молярного объема, количества вещества и числа структурных частиц (атомов, молекул); 2) отработка алгоритмов по вычислению указанных величин; 3) создание условий для обобщения данных понятий; 4) формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии.

·         Метапредметные: 1) демонстрация наглядной межпредметной связи с биологией и физикой; 2) развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений; 3) формирование творческого подхода к решению проблемных задач и жизненных ситуаций.  

·         Личностные: 1) воспитание личностной инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности; 2) формирование способности добиваться намеченной цели (ситуация успеха); 3) развитие коммуникативных навыков работы в группе;  4) воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

Задачи урока:

воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через групповую форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы,

обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Планируемые результаты:

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач,

                   устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,

сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

Ожидаемые результаты.

Ученики знают понятия:

на базовом уровне: «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем», «моль», «число Авогадро»;

на повышенном уровне: киломоль, миллимоль.

Ученики умеют:

на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;

для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известен объем или число структурных частиц).

Межпредметные связи: математика, информатика, физика, биология.

Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение; работают с весами и измерительным цилиндром, проводят расчеты; доказывают свою точку зрения; решают задачу в программе Microsoft  Office Excel?.

Характер деятельности: частично-поисковый с элементами исследования.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).

Оборудование: ИД, презентация, весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, кусочки мела, минеральная вода, сахар-рафинад.

В целях повышения качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются групповая форма работы, исследовательский метод, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.

Актуальность и оригинальность:

- возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее на компьютере, развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).

Материалы уроков могут быть использованы на уроках химии, информатики, математики, физики, биологии.

         Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмиклассников.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи

  При проведении уроков используются:

·     интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Школьники работают у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе. Учитель может своевременно вносить коррективы, организовать коллективное обсуждение.

·     электронные модули из базы ФЦИОР:

      тест по теме «Количество вещества»,

      итоговый тест по теме «Количество вещества» (задания 16-20),

·      тесты, разработанные с помощью программы для создания тестов «HotPotatoes 6» (авторские).

·     тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс».

 

Технологическая карта урока «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

Технологические этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Организационный момент.

3 мин.

Приветствуют.

Решают и проверяют решение задач.

 

Приветствует.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье Ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги Ваших мнений – Мы вместе сочиним урок!

Для активизации мыслительных процессов проводит «Гимнастику ума» - решение валеологических задач. Условия и решение – на интерактивной доске.

1. У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека — 32 зуба. На сколько взрослый человек «зубастее», чем ребенок?

2. Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в вашем организме?

2.В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе — на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 34?

3.Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища. Вычислите длину своего кишечника.

4.В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

ИЛИ задание на соответствие:

32

вес печени

3 литра

длина тонкого кишечника

1,5 кг

двенадцатиперстная кишка

5-6 м

желез внутри желудка

20 - 22 см

емкость желудка

около 35 млн.

зубы

 Актуализация знаний.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске (проектор выключен), остальные в тетради. Проводят проверку и самопроверку выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Какое отношение имеет моль к теме нашего урока?

С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущих уроках?

Давайте их вспомним.

 

Организует проверку домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 А урок наш мы начнем со смешной, нестандартной ситуации, которая однажды произошла в магазине.

Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной солиЧто ответила Косте продавщица?

Чтобы сказали Вы Коле?

Расскажу сегодня, что ли

о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех,

 просто паника у всех…

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово «моль».

               Прост, как небо и трава,

моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

в моле так молекул много!

1 ВАРИАНТ

1. ИД (шторка):

Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?                                                       

n

Моль

М

г/моль

N

                                                      

NА

6*1023

m

г

Vm

л/моль

V

л

2. Составьте формулы, в которых использовались данные величины.

Используя данные обозначения, запишите формулы для вычисления:

А) массы вещества –

Б) числа молекул –

В) объема газообразного вещества –

2 ВАРИАНТ

- С какими понятиями мы познакомились на прошлых уроках?

- Как взаимосвязано понятие «моль» с этими величинами?

- Составьте схему (кластер), показывающую взаимосвязь понятий.

Работают в группах (ватман):

1.     взаимосвязь «количества вещества» и массы,

2.     взаимосвязь «количества вещества» и объема,

3.     взаимосвязь «количества вещества» и числа частиц

4.      

 Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?                                                       

n

Моль

М

г/моль

N

                                                      

NА

6*1023

m

г

Vm

л/моль

V

л

5. Используя данные обозначения, запишите формулы для вычисления:

А) массы вещества –

Б) числа молекул –

В) объема газообразного вещества –

Постановка цели и задач урока. 5 мин.

Анализируют результат решения задач. Выявляют место и причину затруднения – недостаточно сформированы умения в решении задач. Формулируют тему, цель урока.

Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.    

Организует решение задач. Задания на три уровня сложности.   При необходимости оказывает помощь. Сформулируйте тему и цели урока.

 

Проблемная ситуация. Все читали или смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Записка со стертыми записями пришла к нам. Попробуем восстановить.

 Вещество

Число молекул
N=Na*n

Молярная

масса (рассчитывается

 по ПСХЭ)

Описание: F:\data\articles\51\5180\518075\img8.gifЧисло молей


п = 

Масса вещества
m = M*n

H2

30 * 1020 

2 г/моль 

5 моль

10 г

Н2SO4

60 * 1023 

98 г/моль 

10 моль 

980г

FeCl2

12 * 1026

127 г/моль 

2 моль 

254 г 

(красным шрифтом выделены правильные ответы).

 Первичное закрепление:

а) решение типовых задач (в знакомой ситуации).

5 мин.

Решают задачи   

Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку.

 

1 группа - № 5(а) с.68 учебника

2 группа - № 5(б) с.68 учебника

3 группа - № 5(в) с.68 учебника

4 группа - № 4-1(д) с.42 задачника

5 группа - № 4-3(г) с.42 задачника

6 группа – ЭМ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68077-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/

7 группа  - ЭМ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6807e-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/


Физкультминутка. 2 мин.

Выполняют физкультминутку

Организует проведение физкультминутки.

 1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл, недостаток которого вызывает кариес (F)

2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в I группе и входящий в состав поваренной соли. (Na)

3. Переведите взгляд вниз и влево, на металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Ag)

4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение и дыхание. (O.)

5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg)

6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5, образующий соляную кислоту, один из компонентов желудочного сока. (Cl.)

7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент II группы, входящий в состав костей и зубов (Сa)

8. Переведите свой взгляд вверх и вправо на элемент, образующий простое вещество, раствор которого используется для обработки ран.  (I)

9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au)

Первичное закрепление:

б) в измененной ситуации (конструктивные)

13  мин

Знакомятся с инструктивными карточками. Читают их. Выполняют задание. Проводят необходимые расчеты и измерения. Подводят итог своей работе. Оценивают работу товарищей.

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин.

 

Организуется работа 7 групп разноуровневых

На каждом столе вы видите инструкционную карту. Внимательно прочитайте ее, сформулируйте цель работы, проведите необходимые измерения и расчеты. Сделайте вывод. 

 

 

 

Организует защиту отчетов групп.

 

В каждой группе выбирают:

организатора работы - руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы,

докладчика – рассказывает о результатах работы группы,

протоколиста – записывает результаты работы,

исследователей – проводят расчеты и необходимые измерения.

Карта – исследования № 1 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?

1.     Запишите молекулярную формулу сахарозы, если известно, что в состав ее молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода.

2.     Подсчитайте молярную массу сахарозы.

3.     Вспомните правила взвешивания (Приложение 1).

4.     На весах взвесьте 1 кусочек сахара рафинада, определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем? Сколько атомов сахарозы оказывается в вашем организме?

5.     Вспомните, к каким органическим веществам относится сахароза (белкам, жирам или углеводам). Какие функции выполняет данная группа соединений?

6.     Сделайте вывод.

Карта – исследования № 2 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

1.     В столовой ложке воды – 1 моль воды. Проведите опыт и выясните, сколько молекул воды в стакане.

2.     Какие функции выполняет вода в нашем организме?

Сделайте вывод.

Карта – исследования № 3 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

1.     Вспомните правила определения объема жидкости (Приложение 2).

2.     В мерный цилиндр отмерьте 12 столовый ложек воды.

3.     Определите объём (плотность воды принять равной 1 г\см3) и ответьте на вопрос: какое количество молекул воды содержится в этом объёме?

4.     Какие свойства воды объясняют необходимость ее для живых организмов?

5.    Сделайте вывод.

Карта – исследования № 4 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

1.    В стаканчике находится минеральная вода.

2.    Вы можете выпить ее и ответить на вопрос: сколько молекул минеральной воды вы выпили, если 1 глоток составляет 1 моль вещества.

3.    Какие ионы содержатся в минеральной воде?

4.    К какой группе минеральных вод она относится: столовым или лечебно-столовым?

5.    Сделайте вывод.

Карта – исследования № 5 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

В лаборатории углекислый газ получают при взаимодействии карбоната кальция СаСО3 с соляной кислотой HCl.

1.     1Получите углекислый газ. Предположим, что вы собрали 2 моль газа.

2.     Определите объем газа при нормальных условиях.

3.     Сколько молекул углекислого газа содержится в сосуде?

4.     Иногда при изжоге (забрасывании кислого содержимого в пищевод), люди используют питьевую соду (NaНCO3).  Поможет ли это пищеварению?

5.    Сделайте вывод.

Карта – исследования № 6 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

      Перед вами конфета, в которой содержится 90% сахарозы.

1.     Вспомните правила взвешивания (Приложение 1).

2.     Определите массу конфеты.

3.     Какое количество вещества сахарозы могло попасть в организм человека?

4.     Чем опасно употребление большого количества сладкого?

5.     Сделайте вывод. 

Карта – исследования № 7 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов».

    Для нормальной работы сердца необходимы ионы калия. В суточной дозе кураги (180 г) содержится 3,5 г калия.

1.     Сколько атомов калия необходимо для сохранения здорового сердца?

2.     Сделайте вывод.

Приложение 1.

Правила взвешивания.

ü Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.

ü Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов.

ü Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.

ü Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.

ü Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.

ü После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты.

Приложение 2.

Измерение объёма с помощью мерного цилиндра.

Ø  Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу.

Ø  Вспомните, как правильно определить цену деления:
а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

Ø  Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.

Ø   Запишите результаты измерения.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Дополнительные задания

Выполняют творческие заданий (по уровням сложности). Знакомят товарищей с результатом работы.

 

1.     Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? И что бы ответили вы?

2.     В походе мальчики первого отряда убили одну моль и одного комара, а мальчики второго отряда убили один моль комаров. На что была бы похожа палатка второго отряда, если бы комары вели себя как молекулы газа? (один моль комаров – это 6,02∙1023 комаров). Если один комар весит 0,01г, то один моль комаров имеет массу: 6,02 ∙1023∙ 0,01(г)=6,02∙1015 тонн. Палатку   не было бы видно. Впрочем, не видно было бы и всю страну, в которой происходил этот поход - все было бы завалено комарами.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 3 мин

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Знакомит с домашним заданием. При выполнении использовать программу Excel (принести скриншоты).

На «3» выполнить задания ЭУМ

«Тест по теме «Количество вещества», решить две задачи из предложенных,

на «4» - «Тест по теме «Количество вещества», решить три задачи,

на «5» - выполнить задания ЭУМ «Тест по теме «Количество вещества», решить четыре задачи (по выбору ученика).

ЭУМ находится на сайте Е.А. Золотавиной.

Творческое задание (по желанию)- составить задачи на определение   массы, объема через количество вещества и решите ее

1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Предположим, что на каждого жителя Заводоуковска в воздушном пространстве над городом приходится по 10 моль озона. Сколько молекул О3 приходится в среднем на одного заводоуковца.

2. Какое количество хлорида натрия содержится в килограмме поваренной соли? Сколько молекул?
3.Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит – 8 руб.?
4. Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе (аллотропное  видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2 грамма?

5. Тело 8-классника содержит примерно 2*10 27 атомов кислорода. Какое количество элемента кислорода содержится в теле подростка?

6. Взвесили 3,2 г меди и 5,6 г железа. Одинаково ли количество взятых веществ?

7. Какую массу меди необходимо взвесить на весах, чтобы ее количество было равно 0,3 моль?

8. В теле подростка содержится примерно 0,35 моль кровеобразующего элемента железа. Определите число атомов железа, содержащегося в теле подростка.

9. Школьник 13-14 лет имеет объем легких примерно 1,8 л. Сколько молекул кислорода поступает в легкие при полном вдохе, если количество кислорода в этом объеме воздуха составляет 0,0157 моль?

10. Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?

Рефлексия.

4 мин.

Подводят итоги работы (анализируют, выполнили

 цель и задачи урока).

Чему мы научились на этом уроке?

Как вы понимаете слова Алигер?

Эти строки раскрывают

связь химии с другими естественными науками,

причем об этом говорил ещё

М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.

Итак, друзья, пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И никогда не унывать.

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)

 

«Без географии Вы нигде,

Без биологии Вы никто,

Без химии и физики Вы никак!

Что? Почему? Где? Как?»

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru