Е.А. Золотавина, учитель химии ОУ «СОШ №1» г. Заводоуковска
Урок-исследование по теме
«Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»
На изучение темы «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов», согласно рабочей программе, отводится 4 часа. Данный урок завершает тему.
Тип урока: комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», выявить их взаимосвязь и использование при решении экспериментальных задач.
· Предметные: 1) показать взаимосвязь физико-химических величин: массы, объема, молярной массы и молярного объема, количества вещества и числа структурных частиц (атомов, молекул); 2) отработка алгоритмов по вычислению указанных величин; 3) создание условий для обобщения данных понятий; 4) формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии.
· Метапредметные: 1) демонстрация наглядной межпредметной связи с биологией и физикой; 2) развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений; 3) формирование творческого подхода к решению проблемных задач и жизненных ситуаций.
· Личностные: 1) воспитание личностной инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности; 2) формирование способности добиваться намеченной цели (ситуация успеха); 3) развитие коммуникативных навыков работы в группе; 4) воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.
Задачи урока:
воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через групповую форму работы;
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы,
обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.
Планируемые результаты:
личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач,
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;
метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,
сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.
Ожидаемые результаты.
Ученики знают понятия:
на базовом уровне: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «моль», «число Авогадро»;
на повышенном уровне: киломоль, миллимоль.
Ученики умеют:
на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;
для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известен объем или число структурных частиц).
Межпредметные связи: математика, информатика, физика, биология.
Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение; работают с весами и измерительным цилиндром, проводят расчеты; доказывают свою точку зрения; решают задачу в программе Microsoft Office Excel?.
Характер деятельности: частично-поисковый с элементами исследования.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; групповая работа по решению задач.
Используемые педагогические технологии: игровые, групповые, ИКТ, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).
Оборудование: ИД, презентация, весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, кусочки мела, минеральная вода, сахар-рафинад.
В целях повышения качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются групповая форма работы, исследовательский метод, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.
Актуальность и оригинальность:
- возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее на компьютере, развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).
Материалы уроков могут быть использованы на уроках химии, информатики, математики, физики, биологии.
Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмиклассников.
Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи
При проведении уроков используются:
· интерактивная доска, что позволяет сделать занятия интересными и развивают мотивацию; предоставляют больше возможностей учащимся для участия в коллективной работе, легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Школьники работают у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе. Учитель может своевременно вносить коррективы, организовать коллективное обсуждение.
· электронные модули из базы ФЦИОР:
тест по теме «Количество вещества»,
итоговый тест по теме «Количество вещества» (задания 16-20),
· тесты, разработанные с помощью программы для создания тестов «HotPotatoes 6» (авторские).
· тесты учебника-навигатора О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс».
Технологическая карта урока «Решение задач по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»
Технологические этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. 3 мин. |
Приветствуют. Решают и проверяют решение задач.
|
Приветствует. Друзья мои! Я очень рада Для активизации мыслительных процессов проводит «Гимнастику ума» - решение валеологических задач. Условия и решение – на интерактивной доске. |
1. У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека — 32 зуба. На сколько взрослый человек «зубастее», чем ребенок? 2. Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в вашем организме? 2.В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе — на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 34? 3.Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища. Вычислите длину своего кишечника. 4.В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? ИЛИ задание на соответствие:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. 5 мин.
|
Отвечают на вопросы.
Один ученик выполняет задание на интерактивной доске (проектор выключен), остальные в тетради. Проводят проверку и самопроверку выполнения задания.
|
Какое отношение имеет моль к теме нашего урока? С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущих уроках? Давайте их вспомним.
Организует проверку домашнего задания.
|
А урок наш мы начнем со смешной, нестандартной ситуации, которая однажды произошла в магазине. Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? Чтобы сказали Вы Коле? Расскажу сегодня, что ли о зловредной роли моли. просто паника у всех… Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль». Прост, как небо и трава, моль любого вещества. Но трудна его дорога: в моле так молекул много! 1 ВАРИАНТ 1. ИД (шторка):
2. Составьте формулы, в которых использовались данные величины. Используя данные обозначения, запишите формулы для вычисления: А) массы вещества – Б) числа молекул – В) объема газообразного вещества – 2 ВАРИАНТ - С какими понятиями мы познакомились на прошлых уроках? - Как взаимосвязано понятие «моль» с этими величинами? - Составьте схему (кластер), показывающую взаимосвязь понятий. Работают в группах (ватман): 1. взаимосвязь «количества вещества» и массы, 2. взаимосвязь «количества вещества» и объема, 3. взаимосвязь «количества вещества» и числа частиц 4.
5. Используя данные обозначения, запишите формулы для вычисления: А) массы вещества – Б) числа молекул – В) объема газообразного вещества – |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. 5 мин. |
Анализируют результат решения задач. Выявляют место и причину затруднения – недостаточно сформированы умения в решении задач. Формулируют тему, цель урока. Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. |
Организует решение задач. Задания на три уровня сложности. При необходимости оказывает помощь. Сформулируйте тему и цели урока.
|
Проблемная ситуация. Все читали или смотрели фильм «Дети капитана Гранта». Записка со стертыми записями пришла к нам. Попробуем восстановить.
(красным шрифтом выделены правильные ответы). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление: а) решение типовых задач (в знакомой ситуации). 5 мин. |
Решают задачи Анализируют выполнение задания. Проводят самооценку. |
|
1 группа - № 5(а) с.68 учебника 2 группа - № 5(б) с.68 учебника 3 группа - № 5(в) с.68 учебника 4 группа - № 4-1(д) с.42 задачника 5 группа - № 4-3(г) с.42 задачника 6 группа – ЭМ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab68077-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/ 7 группа - ЭМ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6807e-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. 2 мин. |
Выполняют физкультминутку |
Организует проведение физкультминутки. |
1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл, недостаток которого вызывает кариес (F) 2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в I группе и входящий в состав поваренной соли. (Na) 3. Переведите взгляд вниз и влево, на металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Ag) 4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение и дыхание. (O.) 5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg) 6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5, образующий соляную кислоту, один из компонентов желудочного сока. (Cl.) 7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент II группы, входящий в состав костей и зубов (Сa) 8. Переведите свой взгляд вверх и вправо на элемент, образующий простое вещество, раствор которого используется для обработки ран. (I) 9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление: б) в измененной ситуации (конструктивные) 13 мин |
Знакомятся с инструктивными карточками. Читают их. Выполняют задание. Проводят необходимые расчеты и измерения. Подводят итог своей работе. Оценивают работу товарищей. |
Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин.
Организуется работа 7 групп разноуровневых На каждом столе вы видите инструкционную карту. Внимательно прочитайте ее, сформулируйте цель работы, проведите необходимые измерения и расчеты. Сделайте вывод.
Организует защиту отчетов групп.
|
В каждой группе выбирают: организатора работы - руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы, докладчика – рассказывает о результатах работы группы, протоколиста – записывает результаты работы, исследователей – проводят расчеты и необходимые измерения. Карта – исследования № 1 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем? 1. Запишите молекулярную формулу сахарозы, если известно, что в состав ее молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода. 2. Подсчитайте молярную массу сахарозы. 3. Вспомните правила взвешивания (Приложение 1). 4. На весах взвесьте 1 кусочек сахара рафинада, определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем? Сколько атомов сахарозы оказывается в вашем организме? 5. Вспомните, к каким органическим веществам относится сахароза (белкам, жирам или углеводам). Какие функции выполняет данная группа соединений? 6. Сделайте вывод. Карта – исследования № 2 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». 1. В столовой ложке воды – 1 моль воды. Проведите опыт и выясните, сколько молекул воды в стакане. 2. Какие функции выполняет вода в нашем организме? Сделайте вывод. Карта – исследования № 3 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». 1. Вспомните правила определения объема жидкости (Приложение 2). 2. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовый ложек воды. 3. Определите объём (плотность воды принять равной 1 г\см3) и ответьте на вопрос: какое количество молекул воды содержится в этом объёме? 4. Какие свойства воды объясняют необходимость ее для живых организмов? 5. Сделайте вывод. Карта – исследования № 4 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». 1. В стаканчике находится минеральная вода. 2. Вы можете выпить ее и ответить на вопрос: сколько молекул минеральной воды вы выпили, если 1 глоток составляет 1 моль вещества. 3. Какие ионы содержатся в минеральной воде? 4. К какой группе минеральных вод она относится: столовым или лечебно-столовым? 5. Сделайте вывод. Карта – исследования № 5 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». В лаборатории углекислый газ получают при взаимодействии карбоната кальция СаСО3 с соляной кислотой HCl. 1. 1Получите углекислый газ. Предположим, что вы собрали 2 моль газа. 2. Определите объем газа при нормальных условиях. 3. Сколько молекул углекислого газа содержится в сосуде? 4. Иногда при изжоге (забрасывании кислого содержимого в пищевод), люди используют питьевую соду (NaНCO3). Поможет ли это пищеварению? 5. Сделайте вывод. Карта – исследования № 6 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». Перед вами конфета, в которой содержится 90% сахарозы. 1. Вспомните правила взвешивания (Приложение 1). 2. Определите массу конфеты. 3. Какое количество вещества сахарозы могло попасть в организм человека? 4. Чем опасно употребление большого количества сладкого? 5. Сделайте вывод. Карта – исследования № 7 по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов». Для нормальной работы сердца необходимы ионы калия. В суточной дозе кураги (180 г) содержится 3,5 г калия. 1. Сколько атомов калия необходимо для сохранения здорового сердца? 2. Сделайте вывод. Приложение 1. Правила взвешивания. ü Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении. ü Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов. ü Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес. ü Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом. ü Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей. ü После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты. Приложение 2. Измерение объёма с помощью мерного цилиндра. Ø Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу. Ø Вспомните,
как правильно определить цену деления: Ø Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности. Ø Запишите результаты измерения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Дополнительные задания |
Выполняют творческие заданий (по уровням сложности). Знакомят товарищей с результатом работы. |
|
1. Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? И что бы ответили вы? 2. В походе мальчики первого отряда убили одну моль и одного комара, а мальчики второго отряда убили один моль комаров. На что была бы похожа палатка второго отряда, если бы комары вели себя как молекулы газа? (один моль комаров – это 6,02∙1023 комаров). Если один комар весит 0,01г, то один моль комаров имеет массу: 6,02 ∙1023∙ 0,01(г)=6,02∙1015 тонн. Палатку не было бы видно. Впрочем, не видно было бы и всю страну, в которой происходил этот поход - все было бы завалено комарами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 3 мин |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Знакомит с домашним заданием. При выполнении использовать программу Excel (принести скриншоты). На «3» выполнить задания ЭУМ «Тест по теме «Количество вещества», решить две задачи из предложенных, на «4» - «Тест по теме «Количество вещества», решить три задачи, на «5» - выполнить задания ЭУМ «Тест по теме «Количество вещества», решить четыре задачи (по выбору ученика). ЭУМ находится на сайте Е.А. Золотавиной. Творческое задание (по желанию)- составить задачи на определение массы, объема через количество вещества и решите ее |
1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Предположим, что на каждого жителя Заводоуковска в воздушном пространстве над городом приходится по 10 моль озона. Сколько молекул О3 приходится в среднем на одного заводоуковца. 2.
Какое количество хлорида натрия содержится в килограмме поваренной соли?
Сколько молекул? 5. Тело 8-классника содержит примерно 2*10 27 атомов кислорода. Какое количество элемента кислорода содержится в теле подростка? 6. Взвесили 3,2 г меди и 5,6 г железа. Одинаково ли количество взятых веществ? 7. Какую массу меди необходимо взвесить на весах, чтобы ее количество было равно 0,3 моль? 8. В теле подростка содержится примерно 0,35 моль кровеобразующего элемента железа. Определите число атомов железа, содержащегося в теле подростка. 9. Школьник 13-14 лет имеет объем легких примерно 1,8 л. Сколько молекул кислорода поступает в легкие при полном вдохе, если количество кислорода в этом объеме воздуха составляет 0,0157 моль? 10. Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. 4 мин. |
Подводят итоги работы (анализируют, выполнили цель и задачи урока). |
Чему мы научились на этом уроке? Как вы понимаете слова Алигер? Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Итак,
друзья, пришла пора проститься. |
О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире. (отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)
«Без географии Вы нигде, Без биологии Вы никто, Без химии и физики Вы никак! Что? Почему? Где? Как?»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.