Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка открытого урока по истории сталинских репрессий.
Иконка файла материала Бережная_О.Н._Разработка урока.DOK.doc

Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

Бережная Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

высшей категории МОУ «СОШ № 135» г. Омск.

Урок - лабораторная работа по группам.

Урок в рамках проблемной  технологии.

 

Цели урока:

1.     Изучить положение личности в СССР в 30-е гг.;

2.     Раскрыть  причины и цели репрессий;

3.     Показать массовый характер репрессий;

4.     Изучить формы и методы сопротивления сталинскому режиму.

 

Задачи урока:

·       рассмотреть положения Конституции СССР 1936 года и другие законы и подзаконные акты 30-х гг., касающихся положения личности в СССР;

·       сравнить содержание документов и сделать выводы о реальном положении человека в указанный период;

·       на основании документов рассмотреть  причины, цели, мотивы сталинских репрессий;

·       вскрыть личную роль И.В.Сталина в организации и проведении репрессий;

·       на основании данных о количестве репрессированных с 1930 по 1940 гг. выявить массовый характер репрессий;

·       рассмотреть различные формы сопротивления режиму среди различных слоев населения;

·       сформулировать принципы государства в СССР в 30-е гг. и сделать выводы о характере сложившегося государства.

 

Планируемые результаты обучения:

 

Личностные результаты:

·       осознание своей идентичности как гражданина страны;

·       освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; уважение прав и свобод человека;

·       осмысление социально-нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции о ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

·       способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

·       владение умениями работать  с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),  использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·       способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·       способность четко определять свою позицию и аргументировано ее отстаивать.

Предметные результаты:

·       способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·       умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·       расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны;

·       характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·       группировать (классифицировать) факты по различным признакам;

·       проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых и др.);

·       сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

·       соотносить единичные  исторические факты и общие явления;

·       раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

·       излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

·       определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

Основные понятия урока:  тоталитаризм, тоталитарный режим, репрессии, ГУЛАГ, основные права и свободы человека.

 

Оборудование урока:  компьютер, интерактивная доска, презентация с видеоматериалами, документы изучаемого периода,  отрывки из литературных произведений: Солженицын А. «Архипелаг ГУЛАГ», Афиногенов А. «Страх»; учебник  Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. 11 класс.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД  «Русское слово – РС», 2005.

 

Подготовительный этап:

Поскольку  учитель систематически  применяет форму групповой работы,  учащиеся заранее распределяются по группам по своему желанию и также по группам получают задания:  познакомиться с документами  изучаемого периода  (часть документов предоставляет учитель в связи с ограниченностью доступа к необходимой источниковой базе, часть учащиеся должны найти самостоятельно); ознакомиться с романом А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и пьесой А.Афиногенова «Страх»; повторить  понятия «тоталитаризм», «тоталитарное государство», признаки тоталитарного государства. 

 

ХОД   УРОКА

Поскольку  этот урок  5-й в разделе  «Развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века», и учащиеся уже  изучили  тему «Коллективизация и индустриализация в СССР», материал отчасти им знаком.

 

1-й этап: мотивационный

 

В начале рока учитель предлагает учащимся посмотреть короткий видеосюжет «История вопроса», который поможет настроиться, понять, что будет изучаться на уроке, а также сформулировать тему урока.

(Далее следует показ отрывка из фильма Э.Рустамова «Правда и ложь о сталинских репрессиях)

После просмотра учитель предлагает   учащимся сформулировать тему урока.  Как правило,  предлагаются темы: «Сталинские репрессии», «Положение человека в СССР» и т. д. Выслушав ответы, учитель предлагает объединить все названные темы в более  обобщенную  «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

(На  доске появляется слайд с названием темы урока)

 

Затем учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Какие вопросы мы сегодня будем рассматривать на уроке?

- Какими средствами и способами  мы будем их рассматривать?

После ответов учащихся учитель еще раз проговаривает  вопросы для изучения на уроке и формулирует главную проблему урока:

«Какое государство было построено в СССР в 30-е гг.: демократическое, как утверждалось в Конституции 1936 года,  или тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики?»

(На доске появляется слайд, где  «высвечена»   главная  проблема  урока)

 

Прежде, чем начать разбираться с проблемой, учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое тоталитаризм,  кто впервые ввел понятие «Тоталитарное государство» и перечислить  основные признаки  тоталитарного государства.

(После ответов учащихся на доске появляется слайд с изображением Бенито Муссолини и соответствующим комментарием).

 

Далее учитель сообщает, что в течение урока учащиеся должны будут сформулировать принципы, которые сложились в СССР в 30-е гг. (На доске появляется пустая схема «Государство в СССР в 30-е гг.»). Учитель обращает внимание учеников на незаполненную схему и поясняет, что в конце урока им нужно будет  заполнить эту схему, вписать в нее те принципы, которые сформулируют учащиеся, сравнить их с принципами тоталитарного государства и ответить на главный вопрос урока: какое государство было построено в СССР в 30-е гг., тоталитарное или демократическое?

 

2-й этап: положение личности в СССР в 30-е гг.

 

 Работа с документами: выдержки из Конституции СССР 1936 г.; законами и подзаконными актами из «Рабочего листка»; отрывком из доклада Л.М.Кагановича в Институте советского строительства и права (1929 г.); отрывком из интервью И.В.Сталина немецкому писателю Э.Людвигу (1931 г.).

(На интерактивной доске слайд с изображениями  Конституции 1936 г.)

 

Вопросы для обсуждения:

- Как называлась Конституция 1936 года?

- Какие права и свободы личности были прописаны в этой Конституции?

- Соблюдались ли эти права и свободы на самом деле?  Аргументируйте свою позицию с опорой на документы.

 

Завершая обсуждение, учитель читает отрывок из письма академика  И.П.Павлова в Совет Народных Комиссаров от 21 декабря 1934 года.

(Во время чтения  документа на доске слайд с портретом академика И.П.Павлова)

«Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия… Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства… Пощадите же Родину и нас».

 

3-й этап: массовые репрессии.

 

(На доске появляется таблица с данными осужденных по делам органов ОГПУ-НКВД за 1930-1940 гг.)

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу и поясняет, что приведенные данные являются официальными. Они значительно занижены. Реальные цифры гораздо более ужасающие.  Затем учитель просит сравнить цифры в колонке «Всего осужденных» и цифры в колонке «Приговоренные к смерти» и ответить на вопрос:

- Почему между цифрами в  этих двух колонках такая значительная разница?  Почему «Всего осужденных» во много раз больше?

После ответов учащихся  работа с документом «Мотивы репрессий».

Вопросы для обсуждения:

- Какие наиболее важные мотивы репрессий вы можете назвать?

- Какие категории населения подвергались репрессиям в первую очередь? С какой  целью?

- Какова роль лично И.В.Сталина в организации и проведении репрессий?

(После того, как учащиеся сами сделают вывод о том, что нет никаких сомнений, что за организацией репрессий стоял лично тов. Сталин, на доске появляется слайд с изображением И.В.Сталина и кратко сформулированным выводом)

 

Выслушав ответы учащихся с вывод о роли самого И.В.Сталина в организации репрессий, учитель делает небольшое обобщение и акцентирует внимание учащихся на том, что  репрессиям подвергся и высший командный состав Красной армии, что было совершенно непонятно, т.к. международная обстановка в 30-х гг. складывалась явно неблагоприятно. В  конце 30-х гг. уже «пахло» войной. Германия, Италия и Япония  приступили  к осуществлению своих агрессивных планов.  Почему же в этой ситуации И.В.Сталин обрушивает репрессии на  высший офицерский состав?

Затем учитель предлагает  посмотреть короткий отрывок из фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем» и подумать над поставленным вопросом.

(Учащиеся смотрят короткий отрывок из фильма, где генерала арестовывают на его даче, избивают в машине и везут на Лубянку).

 

После ответов учащихся  учитель поясняет, что репрессиям подвергались также и самые простые люди, не имеющие никакого отношения к политике, и предлагает послушать небольшое сообщение на эту тему. Сообщение «Бутовский полигон».

(Во время сообщения на доске появляется слайд с фотографиями  страшных сцен репрессий. В конце сообщения слайд с фотографиями памятников жертвам сталинских репрессий в том числе на месте Бутовского полигона).

 

После сообщения учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос:

- Для чего был развернут массовый террор в стране?  Чего хотела добиться власть?

 

4-й этап урока: сопротивление сталинскому режиму.

После ответов учащихся учитель сообщает, что в письме академика  И.П.Павлова есть вопрос: «Ведь не один же я так думаю и чувствую?».  Это даже не вопрос, это крик души, который И.П.Павлов обращает не только к членам правительства, но и ко всем людям-гражданам Советского Союза. И как бы отвечая И.П.Павлову на его вопрос, А.Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ»  писал:

(На доске появляется слайд с фотографией А.Солженицына из архивов НКВД и изображение обложки романа «Архипелаг ГУЛАГ»)

«Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, с молотками, с кочергами, с чем придется? Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хряснув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»

 

После прочтения отрывка учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, поставленный А.Солженицыным: «Остановилась бы проклятая  машина?»

После небольшой дискуссии  переходим у обсуждению вопроса о сопротивлении сталинскому режиму.

Работа с документами: отрывками из литературных произведений, документами того времени.

Вопросы для обсуждения:

- Имело ли место сопротивление сталинскому режиму среди населения?

- В каких формах происходило это сопротивление?

- Расскажите подробнее о каждой форме сопротивления, опираясь на документы.

После обсуждения учитель делает небольшое обобщение.

 

5-й этап урока: заключительный.

         Учитель предлагает подвести итоги урока и вернуться к проблеме урока.

(На доске появляется слайд с изображением пустой схемы «СССР в 30-е гг.»)

Учитель предлагает  ученикам перечислить те принципы , которые они сформулировали в течение урока относительно Советского государства. Учащиеся перечисляют принципы, учитель записывает их в  пустые рамочки на интерактивной доске. Затем учащимся предлагается внимательно прочитать все записанные принципы и сделать вывод: какое же государство было построено в СССР в 30-е гг.: тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики, или демократическое, как утверждало правительство и Конституция в 30-е гг.?

         (После того, как учащиеся сделают вывод о построении в СССР тоталитарного государства со всеми характерными признаками, на доске появляется слайд со сформулированным выводом по уроку).

 

6: Рефлексия

         Перед каждым учеником лежит  три квадратика, в каждом нарисован знак: +; - и ?. Учитель просит оценить урок. + - мне было очень интересно на уроке, я узнал много нового;

? – мне было не очень интересно на уроке,  я немного узнал для себя нового, и мне не хватило эмоций.

- - мне было неинтересно на уроке, скучно, т.к. весь материал урока мне давно и хорошо известен.

Если позволяет время, можно предложить детям высказать свое впечатление от урока.

 

Домашнее задание:  повторить параграфы 16 и 17. Еще раз внимательно прочитать документы.

         Поскольку  это не первый урок в разделе, и следующий урок предполагает  проверочный тест по теме: «СССР в 20-е и 30-е гг.», то оценки за работу на уроке можно не ставить.