Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»
Бережная Ольга Николаевна –
учитель истории и обществознания
высшей категории МОУ «СОШ № 135» г. Омск.
Урок - лабораторная работа по группам.
Урок в рамках проблемной технологии.
Цели урока:
1. Изучить положение личности в СССР в 30-е гг.;
2. Раскрыть причины и цели репрессий;
3. Показать массовый характер репрессий;
4. Изучить формы и методы сопротивления сталинскому режиму.
Задачи урока:
· рассмотреть положения Конституции СССР 1936 года и другие законы и подзаконные акты 30-х гг., касающихся положения личности в СССР;
· сравнить содержание документов и сделать выводы о реальном положении человека в указанный период;
· на основании документов рассмотреть причины, цели, мотивы сталинских репрессий;
· вскрыть личную роль И.В.Сталина в организации и проведении репрессий;
· на основании данных о количестве репрессированных с 1930 по 1940 гг. выявить массовый характер репрессий;
· рассмотреть различные формы сопротивления режиму среди различных слоев населения;
· сформулировать принципы государства в СССР в 30-е гг. и сделать выводы о характере сложившегося государства.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции о ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· способность четко определять свою позицию и аргументировано ее отстаивать.
Предметные результаты:
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Основные понятия урока: тоталитаризм, тоталитарный режим, репрессии, ГУЛАГ, основные права и свободы человека.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация с видеоматериалами, документы изучаемого периода, отрывки из литературных произведений: Солженицын А. «Архипелаг ГУЛАГ», Афиногенов А. «Страх»; учебник Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. 11 класс.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Подготовительный этап:
Поскольку учитель систематически применяет форму групповой работы, учащиеся заранее распределяются по группам по своему желанию и также по группам получают задания: познакомиться с документами изучаемого периода (часть документов предоставляет учитель в связи с ограниченностью доступа к необходимой источниковой базе, часть учащиеся должны найти самостоятельно); ознакомиться с романом А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и пьесой А.Афиногенова «Страх»; повторить понятия «тоталитаризм», «тоталитарное государство», признаки тоталитарного государства.
ХОД УРОКА
Поскольку этот урок 5-й в разделе «Развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века», и учащиеся уже изучили тему «Коллективизация и индустриализация в СССР», материал отчасти им знаком.
1-й этап: мотивационный
В начале рока учитель предлагает учащимся посмотреть короткий видеосюжет «История вопроса», который поможет настроиться, понять, что будет изучаться на уроке, а также сформулировать тему урока.
(Далее следует показ отрывка из фильма Э.Рустамова «Правда и ложь о сталинских репрессиях)
После просмотра учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. Как правило, предлагаются темы: «Сталинские репрессии», «Положение человека в СССР» и т. д. Выслушав ответы, учитель предлагает объединить все названные темы в более обобщенную «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»
(На доске появляется слайд с названием темы урока)
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие вопросы мы сегодня будем рассматривать на уроке?
- Какими средствами и способами мы будем их рассматривать?
После ответов учащихся учитель еще раз проговаривает вопросы для изучения на уроке и формулирует главную проблему урока:
«Какое государство было построено в СССР в 30-е гг.: демократическое, как утверждалось в Конституции 1936 года, или тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики?»
(На доске появляется слайд, где «высвечена» главная проблема урока)
Прежде, чем начать разбираться с проблемой, учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое тоталитаризм, кто впервые ввел понятие «Тоталитарное государство» и перечислить основные признаки тоталитарного государства.
(После ответов учащихся на доске появляется слайд с изображением Бенито Муссолини и соответствующим комментарием).
Далее учитель сообщает, что в течение урока учащиеся должны будут сформулировать принципы, которые сложились в СССР в 30-е гг. (На доске появляется пустая схема «Государство в СССР в 30-е гг.»). Учитель обращает внимание учеников на незаполненную схему и поясняет, что в конце урока им нужно будет заполнить эту схему, вписать в нее те принципы, которые сформулируют учащиеся, сравнить их с принципами тоталитарного государства и ответить на главный вопрос урока: какое государство было построено в СССР в 30-е гг., тоталитарное или демократическое?
2-й этап: положение личности в СССР в 30-е гг.
Работа с документами: выдержки из Конституции СССР 1936 г.; законами и подзаконными актами из «Рабочего листка»; отрывком из доклада Л.М.Кагановича в Институте советского строительства и права (1929 г.); отрывком из интервью И.В.Сталина немецкому писателю Э.Людвигу (1931 г.).
(На интерактивной доске слайд с изображениями Конституции 1936 г.)
Вопросы для обсуждения:
- Как называлась Конституция 1936 года?
- Какие права и свободы личности были прописаны в этой Конституции?
- Соблюдались ли эти права и свободы на самом деле? Аргументируйте свою позицию с опорой на документы.
Завершая обсуждение, учитель читает отрывок из письма академика И.П.Павлова в Совет Народных Комиссаров от 21 декабря 1934 года.
(Во время чтения документа на доске слайд с портретом академика И.П.Павлова)
«Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия… Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства… Пощадите же Родину и нас».
3-й этап: массовые репрессии.
(На доске появляется таблица с данными осужденных по делам органов ОГПУ-НКВД за 1930-1940 гг.)
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу и поясняет, что приведенные данные являются официальными. Они значительно занижены. Реальные цифры гораздо более ужасающие. Затем учитель просит сравнить цифры в колонке «Всего осужденных» и цифры в колонке «Приговоренные к смерти» и ответить на вопрос:
- Почему между цифрами в этих двух колонках такая значительная разница? Почему «Всего осужденных» во много раз больше?
После ответов учащихся работа с документом «Мотивы репрессий».
Вопросы для обсуждения:
- Какие наиболее важные мотивы репрессий вы можете назвать?
- Какие категории населения подвергались репрессиям в первую очередь? С какой целью?
- Какова роль лично И.В.Сталина в организации и проведении репрессий?
(После того, как учащиеся сами сделают вывод о том, что нет никаких сомнений, что за организацией репрессий стоял лично тов. Сталин, на доске появляется слайд с изображением И.В.Сталина и кратко сформулированным выводом)
Выслушав ответы учащихся с вывод о роли самого И.В.Сталина в организации репрессий, учитель делает небольшое обобщение и акцентирует внимание учащихся на том, что репрессиям подвергся и высший командный состав Красной армии, что было совершенно непонятно, т.к. международная обстановка в 30-х гг. складывалась явно неблагоприятно. В конце 30-х гг. уже «пахло» войной. Германия, Италия и Япония приступили к осуществлению своих агрессивных планов. Почему же в этой ситуации И.В.Сталин обрушивает репрессии на высший офицерский состав?
Затем учитель предлагает посмотреть короткий отрывок из фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем» и подумать над поставленным вопросом.
(Учащиеся смотрят короткий отрывок из фильма, где генерала арестовывают на его даче, избивают в машине и везут на Лубянку).
После ответов учащихся учитель поясняет, что репрессиям подвергались также и самые простые люди, не имеющие никакого отношения к политике, и предлагает послушать небольшое сообщение на эту тему. Сообщение «Бутовский полигон».
(Во время сообщения на доске появляется слайд с фотографиями страшных сцен репрессий. В конце сообщения слайд с фотографиями памятников жертвам сталинских репрессий в том числе на месте Бутовского полигона).
После сообщения учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос:
- Для чего был развернут массовый террор в стране? Чего хотела добиться власть?
4-й этап урока: сопротивление сталинскому режиму.
После ответов учащихся учитель сообщает, что в письме академика И.П.Павлова есть вопрос: «Ведь не один же я так думаю и чувствую?». Это даже не вопрос, это крик души, который И.П.Павлов обращает не только к членам правительства, но и ко всем людям-гражданам Советского Союза. И как бы отвечая И.П.Павлову на его вопрос, А.Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал:
(На доске появляется слайд с фотографией А.Солженицына из архивов НКВД и изображение обложки романа «Архипелаг ГУЛАГ»)
«Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, с молотками, с кочергами, с чем придется? Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хряснув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»
После прочтения отрывка учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, поставленный А.Солженицыным: «Остановилась бы проклятая машина?»
После небольшой дискуссии переходим у обсуждению вопроса о сопротивлении сталинскому режиму.
Работа с документами: отрывками из литературных произведений, документами того времени.
Вопросы для обсуждения:
- Имело ли место сопротивление сталинскому режиму среди населения?
- В каких формах происходило это сопротивление?
- Расскажите подробнее о каждой форме сопротивления, опираясь на документы.
После обсуждения учитель делает небольшое обобщение.
5-й этап урока: заключительный.
Учитель предлагает подвести итоги урока и вернуться к проблеме урока.
(На доске появляется слайд с изображением пустой схемы «СССР в 30-е гг.»)
Учитель предлагает ученикам перечислить те принципы , которые они сформулировали в течение урока относительно Советского государства. Учащиеся перечисляют принципы, учитель записывает их в пустые рамочки на интерактивной доске. Затем учащимся предлагается внимательно прочитать все записанные принципы и сделать вывод: какое же государство было построено в СССР в 30-е гг.: тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики, или демократическое, как утверждало правительство и Конституция в 30-е гг.?
(После того, как учащиеся сделают вывод о построении в СССР тоталитарного государства со всеми характерными признаками, на доске появляется слайд со сформулированным выводом по уроку).
6: Рефлексия
Перед каждым учеником лежит три квадратика, в каждом нарисован знак: +; - и ?. Учитель просит оценить урок. + - мне было очень интересно на уроке, я узнал много нового;
? – мне было не очень интересно на уроке, я немного узнал для себя нового, и мне не хватило эмоций.
- - мне было неинтересно на уроке, скучно, т.к. весь материал урока мне давно и хорошо известен.
Если позволяет время, можно предложить детям высказать свое впечатление от урока.
Домашнее задание: повторить параграфы 16 и 17. Еще раз внимательно прочитать документы.
Поскольку это не первый урок в разделе, и следующий урок предполагает проверочный тест по теме: «СССР в 20-е и 30-е гг.», то оценки за работу на уроке можно не ставить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.