Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»
Оценка 4.6

Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
11 кл
08.06.2022
Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»
Методическая разработка открытого урока по истории сталинских репрессий.
Бережная_О.Н._Разработка урока.DOK.doc

Урок истории «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

Бережная Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

высшей категории МОУ «СОШ № 135» г. Омск.

Урок - лабораторная работа по группам.

Урок в рамках проблемной  технологии.

 

Цели урока:

1.     Изучить положение личности в СССР в 30-е гг.;

2.     Раскрыть  причины и цели репрессий;

3.     Показать массовый характер репрессий;

4.     Изучить формы и методы сопротивления сталинскому режиму.

 

Задачи урока:

·       рассмотреть положения Конституции СССР 1936 года и другие законы и подзаконные акты 30-х гг., касающихся положения личности в СССР;

·       сравнить содержание документов и сделать выводы о реальном положении человека в указанный период;

·       на основании документов рассмотреть  причины, цели, мотивы сталинских репрессий;

·       вскрыть личную роль И.В.Сталина в организации и проведении репрессий;

·       на основании данных о количестве репрессированных с 1930 по 1940 гг. выявить массовый характер репрессий;

·       рассмотреть различные формы сопротивления режиму среди различных слоев населения;

·       сформулировать принципы государства в СССР в 30-е гг. и сделать выводы о характере сложившегося государства.

 

Планируемые результаты обучения:

 

Личностные результаты:

·       осознание своей идентичности как гражданина страны;

·       освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; уважение прав и свобод человека;

·       осмысление социально-нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции о ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

·       способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

·       владение умениями работать  с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),  использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·       способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·       способность четко определять свою позицию и аргументировано ее отстаивать.

Предметные результаты:

·       способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·       умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·       расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны;

·       характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·       группировать (классифицировать) факты по различным признакам;

·       проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых и др.);

·       сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

·       соотносить единичные  исторические факты и общие явления;

·       раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

·       излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

·       определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

Основные понятия урока:  тоталитаризм, тоталитарный режим, репрессии, ГУЛАГ, основные права и свободы человека.

 

Оборудование урока:  компьютер, интерактивная доска, презентация с видеоматериалами, документы изучаемого периода,  отрывки из литературных произведений: Солженицын А. «Архипелаг ГУЛАГ», Афиногенов А. «Страх»; учебник  Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. 11 класс.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД  «Русское слово – РС», 2005.

 

Подготовительный этап:

Поскольку  учитель систематически  применяет форму групповой работы,  учащиеся заранее распределяются по группам по своему желанию и также по группам получают задания:  познакомиться с документами  изучаемого периода  (часть документов предоставляет учитель в связи с ограниченностью доступа к необходимой источниковой базе, часть учащиеся должны найти самостоятельно); ознакомиться с романом А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и пьесой А.Афиногенова «Страх»; повторить  понятия «тоталитаризм», «тоталитарное государство», признаки тоталитарного государства. 

 

ХОД   УРОКА

Поскольку  этот урок  5-й в разделе  «Развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века», и учащиеся уже  изучили  тему «Коллективизация и индустриализация в СССР», материал отчасти им знаком.

 

1-й этап: мотивационный

 

В начале рока учитель предлагает учащимся посмотреть короткий видеосюжет «История вопроса», который поможет настроиться, понять, что будет изучаться на уроке, а также сформулировать тему урока.

(Далее следует показ отрывка из фильма Э.Рустамова «Правда и ложь о сталинских репрессиях)

После просмотра учитель предлагает   учащимся сформулировать тему урока.  Как правило,  предлагаются темы: «Сталинские репрессии», «Положение человека в СССР» и т. д. Выслушав ответы, учитель предлагает объединить все названные темы в более  обобщенную  «Государство и общество в СССР в 30-е гг.»

(На  доске появляется слайд с названием темы урока)

 

Затем учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Какие вопросы мы сегодня будем рассматривать на уроке?

- Какими средствами и способами  мы будем их рассматривать?

После ответов учащихся учитель еще раз проговаривает  вопросы для изучения на уроке и формулирует главную проблему урока:

«Какое государство было построено в СССР в 30-е гг.: демократическое, как утверждалось в Конституции 1936 года,  или тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики?»

(На доске появляется слайд, где  «высвечена»   главная  проблема  урока)

 

Прежде, чем начать разбираться с проблемой, учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое тоталитаризм,  кто впервые ввел понятие «Тоталитарное государство» и перечислить  основные признаки  тоталитарного государства.

(После ответов учащихся на доске появляется слайд с изображением Бенито Муссолини и соответствующим комментарием).

 

Далее учитель сообщает, что в течение урока учащиеся должны будут сформулировать принципы, которые сложились в СССР в 30-е гг. (На доске появляется пустая схема «Государство в СССР в 30-е гг.»). Учитель обращает внимание учеников на незаполненную схему и поясняет, что в конце урока им нужно будет  заполнить эту схему, вписать в нее те принципы, которые сформулируют учащиеся, сравнить их с принципами тоталитарного государства и ответить на главный вопрос урока: какое государство было построено в СССР в 30-е гг., тоталитарное или демократическое?

 

2-й этап: положение личности в СССР в 30-е гг.

 

 Работа с документами: выдержки из Конституции СССР 1936 г.; законами и подзаконными актами из «Рабочего листка»; отрывком из доклада Л.М.Кагановича в Институте советского строительства и права (1929 г.); отрывком из интервью И.В.Сталина немецкому писателю Э.Людвигу (1931 г.).

(На интерактивной доске слайд с изображениями  Конституции 1936 г.)

 

Вопросы для обсуждения:

- Как называлась Конституция 1936 года?

- Какие права и свободы личности были прописаны в этой Конституции?

- Соблюдались ли эти права и свободы на самом деле?  Аргументируйте свою позицию с опорой на документы.

 

Завершая обсуждение, учитель читает отрывок из письма академика  И.П.Павлова в Совет Народных Комиссаров от 21 декабря 1934 года.

(Во время чтения  документа на доске слайд с портретом академика И.П.Павлова)

«Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия… Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства… Пощадите же Родину и нас».

 

3-й этап: массовые репрессии.

 

(На доске появляется таблица с данными осужденных по делам органов ОГПУ-НКВД за 1930-1940 гг.)

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу и поясняет, что приведенные данные являются официальными. Они значительно занижены. Реальные цифры гораздо более ужасающие.  Затем учитель просит сравнить цифры в колонке «Всего осужденных» и цифры в колонке «Приговоренные к смерти» и ответить на вопрос:

- Почему между цифрами в  этих двух колонках такая значительная разница?  Почему «Всего осужденных» во много раз больше?

После ответов учащихся  работа с документом «Мотивы репрессий».

Вопросы для обсуждения:

- Какие наиболее важные мотивы репрессий вы можете назвать?

- Какие категории населения подвергались репрессиям в первую очередь? С какой  целью?

- Какова роль лично И.В.Сталина в организации и проведении репрессий?

(После того, как учащиеся сами сделают вывод о том, что нет никаких сомнений, что за организацией репрессий стоял лично тов. Сталин, на доске появляется слайд с изображением И.В.Сталина и кратко сформулированным выводом)

 

Выслушав ответы учащихся с вывод о роли самого И.В.Сталина в организации репрессий, учитель делает небольшое обобщение и акцентирует внимание учащихся на том, что  репрессиям подвергся и высший командный состав Красной армии, что было совершенно непонятно, т.к. международная обстановка в 30-х гг. складывалась явно неблагоприятно. В  конце 30-х гг. уже «пахло» войной. Германия, Италия и Япония  приступили  к осуществлению своих агрессивных планов.  Почему же в этой ситуации И.В.Сталин обрушивает репрессии на  высший офицерский состав?

Затем учитель предлагает  посмотреть короткий отрывок из фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем» и подумать над поставленным вопросом.

(Учащиеся смотрят короткий отрывок из фильма, где генерала арестовывают на его даче, избивают в машине и везут на Лубянку).

 

После ответов учащихся  учитель поясняет, что репрессиям подвергались также и самые простые люди, не имеющие никакого отношения к политике, и предлагает послушать небольшое сообщение на эту тему. Сообщение «Бутовский полигон».

(Во время сообщения на доске появляется слайд с фотографиями  страшных сцен репрессий. В конце сообщения слайд с фотографиями памятников жертвам сталинских репрессий в том числе на месте Бутовского полигона).

 

После сообщения учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос:

- Для чего был развернут массовый террор в стране?  Чего хотела добиться власть?

 

4-й этап урока: сопротивление сталинскому режиму.

После ответов учащихся учитель сообщает, что в письме академика  И.П.Павлова есть вопрос: «Ведь не один же я так думаю и чувствую?».  Это даже не вопрос, это крик души, который И.П.Павлов обращает не только к членам правительства, но и ко всем людям-гражданам Советского Союза. И как бы отвечая И.П.Павлову на его вопрос, А.Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ»  писал:

(На доске появляется слайд с фотографией А.Солженицына из архивов НКВД и изображение обложки романа «Архипелаг ГУЛАГ»)

«Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, с молотками, с кочергами, с чем придется? Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хряснув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»

 

После прочтения отрывка учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, поставленный А.Солженицыным: «Остановилась бы проклятая  машина?»

После небольшой дискуссии  переходим у обсуждению вопроса о сопротивлении сталинскому режиму.

Работа с документами: отрывками из литературных произведений, документами того времени.

Вопросы для обсуждения:

- Имело ли место сопротивление сталинскому режиму среди населения?

- В каких формах происходило это сопротивление?

- Расскажите подробнее о каждой форме сопротивления, опираясь на документы.

После обсуждения учитель делает небольшое обобщение.

 

5-й этап урока: заключительный.

         Учитель предлагает подвести итоги урока и вернуться к проблеме урока.

(На доске появляется слайд с изображением пустой схемы «СССР в 30-е гг.»)

Учитель предлагает  ученикам перечислить те принципы , которые они сформулировали в течение урока относительно Советского государства. Учащиеся перечисляют принципы, учитель записывает их в  пустые рамочки на интерактивной доске. Затем учащимся предлагается внимательно прочитать все записанные принципы и сделать вывод: какое же государство было построено в СССР в 30-е гг.: тоталитарное, как утверждают современные исследователи и политики, или демократическое, как утверждало правительство и Конституция в 30-е гг.?

         (После того, как учащиеся сделают вывод о построении в СССР тоталитарного государства со всеми характерными признаками, на доске появляется слайд со сформулированным выводом по уроку).

 

6: Рефлексия

         Перед каждым учеником лежит  три квадратика, в каждом нарисован знак: +; - и ?. Учитель просит оценить урок. + - мне было очень интересно на уроке, я узнал много нового;

? – мне было не очень интересно на уроке,  я немного узнал для себя нового, и мне не хватило эмоций.

- - мне было неинтересно на уроке, скучно, т.к. весь материал урока мне давно и хорошо известен.

Если позволяет время, можно предложить детям высказать свое впечатление от урока.

 

Домашнее задание:  повторить параграфы 16 и 17. Еще раз внимательно прочитать документы.

         Поскольку  это не первый урок в разделе, и следующий урок предполагает  проверочный тест по теме: «СССР в 20-е и 30-е гг.», то оценки за работу на уроке можно не ставить.


Урок истории «Государство и общество в

Урок истории «Государство и общество в

Предметные результаты: · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; ·…

Предметные результаты: · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; ·…

А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и пьесой

А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и пьесой

Государство в СССР в 30-е гг.»)

Государство в СССР в 30-е гг.»)

После ответов учащихся работа с документом «Мотивы репрессий»

После ответов учащихся работа с документом «Мотивы репрессий»

Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хряснув по душегубцу

Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хряснув по душегубцу

Если позволяет время, можно предложить детям высказать свое впечатление от урока

Если позволяет время, можно предложить детям высказать свое впечатление от урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022