Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"
Оценка 4.7

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.01.2020
Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество. Цель: ознакомление учащихся с природным сообществом лес, его растительным и животным миром. Задачи: Личностные: сформировать дружную атмосферу в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе. воспитывать уважение к мнению товарищей Метапредметные: сформировать представление учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с разнообразием животных и растений леса, показать связи между ними; раскрыть значение леса для человека, выявить экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения в лесу. Предметные: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать; знать названия растений; развивать речь учащихся, умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.
Лес - природное сообщество.docx

Технологическая карта урока

Урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема: Лес – природное сообщество.

Цель: ознакомление учащихся с природным сообществом лес, его растительным и животным миром.

Задачи:

Личностные: сформировать дружную атмосферу в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе. воспитывать уважение к мнению товарищей

Метапредметные: сформировать представление учащихся о лесе как о природном сообществе;  познакомить с разнообразием животных и растений леса, показать связи между ними; раскрыть значение леса для человека, выявить экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения в лесу.

Предметные: развивать  познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать; знать названия растений; развивать

речь учащихся, умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология: Урок –квест.(путешествие)

Планируемыерезультаты: Обучающиеся научатся:

- характеризовать природное сообщество лес, его растительный и животный мир;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- осознавать необходимость нового знания,

- понимать значение знаний для человека и принимать его;

- слушать и понимать речь других, вступать в беседу;

- сотрудничать в группе;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- характеризовать природное сообщество лес, его растительный и животный мир;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;

- соблюдать правила поведения в лесу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - самостоятельно извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

 - обнаруживать простейшую взаимосвязь живой и неживой природы

Методы обучения:словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), частично – поисковые  (эвристические), практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).

Формы организации:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:компьютер,  мультимедиа,  раздаточный материал, музыкальное сопровождение, слайд-презентация, репродукции картин Шишкина, система контроля и мониторинга качества знаний.

 

Дидактическая структура урока

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению результатов

Организационный.

 

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Познавательные:

осознание необходимости нового знания.

 

Регулятивные:

Сохранение  учебной задачи; умение оценивать правильность выполнения действий.

 

Коммуникативные:   

умение слушать и понимать речь других.

 

- Сегодня на уроке окружающего  мира мы отправимся в экспедицию.

 

- Кто  из вас знает, что делают в экспедиции?  В нашей экспедиции мы будем наблюдать, исследовать, делать выводы об услышанном и увиденном.

 

- А работать будем в группе. Не забывайте, что от работы каждого из вас будет зависеть оценка всей группы.

 

-У вас у каждого на столах лежит «Лесенка

успеха» на которой вы будете отмечать результаты своей деятельности по каждому этапу урока.

- Внимательно рассмотрите требования к оцениванию:

Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы!Желтый листок – были ошибки в работе.

Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!

Учащиеся приветствуют друг друга.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группе.

 

 

 

Самостоятельно оценивают свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

(Приложение 1)

Правила работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 2)

«Лесенка успеха»

 

Актуализация субъективного опыта учащихся

Предметные:

обобщение имеющихся знаний о лесе.

 

Личностные:

формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

 

Познавательные:

поиск информации, анализ, сравнение, классификация;

умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение;уметь устанавливать причинно-следственные связи.

 

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям

 

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; способность учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций  в сотрудничестве; построение понятных для партнера высказываний.

 

Учитель демонстрирует слайды картин Шишкина

-Определите объект нашего исследования, по репродукциям картин русского художника И. Шишкина.

 

-Совершенно верно. Наша экспедиция будет проходить в берёзовой роще нашей школы.

 

-Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все  узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны.

 

-Итак, объект нашего исследования – лес.

-Сейчас я вас попрошу заполнить в таблице столбик «знаю», используя слова, фразы схематические рисунки. Запишите все, что вы знаете о лесе.

 

-Вы рассказали небольшую долю того, что известно о лесе. Сегодня на уроке мы попытаемся расширить ваши знания о лесе.

 

-А с помощью каких методов исследования сможем ответить на эти вопросы?

 

-Я  предлагаю вам ответить на вопрос: что такое лес?

 

-Ваше мнение мы узнали. Где мы можем найти научное объяснение слову лес.

 

-Какое определение является более точным с вашей точки зрения?

 

-Мы не можем прийти к общему мнению. Почему?

 

-Не все знают, что такое природное сообщество. Наша задача узнать это.

 

-Где эту информацию мы можем получить?

 

-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».

 

-Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в группе. Следите  за осанкой.

Рассматривают картину. Включаются в активное восприятие речи учителя.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока.

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

Высказывают свои предположения, доказывают правоту своего мнения.

 

 

Работают стаблицей.

Представляют результат работы.

Перечисляют известные методы исследований.

 

 

Обсуждают в группе и отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят значение слова в словарях.

 

Читают определение в учебнике.

 

 

Высказывают предположения.

 

Оценивают работу.

Слайды. Картины Шишкина.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Лесенка успеха.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица знаний.                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толковые словари (разные для каждой группы)

 

Учебник стр.164.

 

 

Личностные: 

Умение оценить важность здорового

образа жизни.

 

Регулятивные:

выполнение учебного действия в материализованной форме.

Физминутка для глаз.

Показ детям упражнений.

Выполняют элементарные физ. упражнения, повторяя за учителем.

http://nachalka50.ucoz

.ru/load/fizminutki/fiz

minutka_dlja_glaz_qu

ot_babochki_quot/10-1-0-20

Изучение новых знаний и способов деятельности.

 

Предметные:

расширение знаний о лесе;

умение различать ярусы.

 

Личностные: 

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 

Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных

связей.

 

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу;

умение строить речевое высказывание  в соответствии с поставленными задачами;

умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

 

А сейчас мы отправимся в экспедицию в берёзовую рощу.

Класс делится на группы, которым выдаются конверты и листы с заданиями.

Идут в рощу.

 

-Часто лес называют многоэтажным домом. Почему?

 

-У вас в конвертах набор лесных растений. Расположите их так, как они растут в лесу.

 

-Ваше мнение подтверждается?

Действительно у вас получился многоэтажный дом.

 

-Но у каждого этажа есть свое название. Про это вы узнаете если выполните следующее задание.

 

Группа №1 найдёт задание справа от входа в рощу под 3 берёзой.

Группа№2 найдёт задание слева от входа в рощу под елью.

Группа№3 найдёт задание, если пойдёт по тропинке прямо до конца рощи под кустом боярышника.

Группа№4 найдёт задание в траве возле куста смородины. .

 

-Как называются эти этажи?

Всё вы услышите из рассказов.

 

-Каждая группа выступает с рассказом про  свои этажи.

 

-Как называется 1 ярус?

-Как называется 2 ярус?

-Как называется 3 ярус?

-Как называется 4 ярус?

 

Выбирают руководителя группы.

 

Получают задания, распределяют обязанности в группе.

 

 

Думают, рассуждают, отвечают на вопрос.

 

 

Учащиеся выполняют задания.

Раскладывают картинки растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят и выполняют предложенные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Выступают по группам.

Слушают рассказы.

 

 

В конвертах картинки с изображениями растений.

 

 

Клей карандаш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 4)

Задание для групп.

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания изученного

Предметные:

расширение знания о животных леса, их приспособленности к жизни.

 

Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

В конвертах остались картинки с животными.

 

-Расселите животных по ярусам и докажите, что данное животное живет на этом ярусе?

 

Вот мы и познакомились с представителями природного сообщества.

 

-Животные, как и растения, тоже нашли свое место в лесу по душе, одни обитают на деревьях, другие – на земле, а третьи – в почве.

 

-А что, кроме дома еще находят животные в лесу?

-Подготовьте ответ на вопрос Что такое пищевая цепочка?

 

-Из каких звеньев состоит цепочка?

А сейчас мы с вами возвращаемся в класс. Пока мы идём постарайтесь ответить на вопрос: почему одни животные – хищные, а другие – травоядные?

 

-Садимся на свои места. Составьте пищевую цепочку, пользуясь учебником.

 

-Еще раз прочитайте вывод на странице учебника, почему лес называют природным сообществом.

-Подтвердили наше предположение?

 

Оцените работу.

Работают в группах.

 

Думают, анализируют, рассуждают, сравнивают, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

Составляют пищевую цепочку.

Делают вывод.

 

Думают, советуются, приходят к общему мнению, отвечают на вопрос.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Читают, сравнивают со своим предположением.

 

 

 

 

Оценивают работу.

Картинки животных.

Клей карандаш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с.165

 

Обобщения и систематизации

 

Предметные

обобщение и систематизация представлений о лесе как о природном сообществе.

 

Личностные:

уметь осознавать важность полученных знаний.

 

Регулятивные:

умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке.

 

Коммуникативные:

умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Тест.

-Проверьте работу друг друга.

Оцените себя.

 

-Природа влияет на человека, так же как человек на природу. Поэтому бывая в лесу, мы не должны забывать, что мы лишь там гости, а не хозяева.

 

Пишут тест.

Проверяют работу.

 

 

Составляют правила поведения в лесу.

(Приложение 5.) Тест.

 

 

 

Работа в тетради. 

 

Подведение итогов учебного знания

Личностные: 

понимание значения знаний для человека и умение принять их; желание учиться

определять степень успешности выполнения своей работы.

 

Коммуникативные:

умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников.

-Какова была цель урока?

 

-Достигли ли мы ее?

 

-Знакомство с разнообразием лесной растительности на этом не заканчивается. Природное сообщество леса таинственно и многообразно, можно изучать его, удивляться им всю жизнь и у вас будут возникать все новые и новые вопросы, чтобы ответить на эти вопросы, надо много наблюдать за этим природным сообществом.  Ответить на многие вопросы помогут вам книги, журналы с выставки «Нам не жить друг без друга».

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Рассматривают книжную выставку.

 

Выставка книг о лесе.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

 

Регулятивные:

умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке;

 

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Обратите внимание  на ваши «Лесенки успеха».

 

-Какого результата вы достигли?

 

-Если на всех ступеньках зеленые листья, то ставите себе «5».

 

Тот этап урока, на котором красный кружок, это сигнал о том, что необходимо обратить внимание, поработать над ошибками.

 

Заполните оставшиеся столбики таблицы успеха.

Определяют эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу успеха.

Лесенка успеха.

Таблица успеха.

Информация о домашнем задании

Личностные:

желание приобретать новые знания;

 

Познавательные:  необходимость нового знания;

 

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу; использовать различные источники информации;

 

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

а) стр. 164-169 учебника, подготовить рассказ о лесном сообществе.

б) Сообщение о лесах Курганской области.

в)Написать сочинение на тему «Если бы на Земле не было лесов».

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник.

 

Использованные ресурсы

 

1.                   Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс.- М.: ВАКО, 2014-410 С.

Учебные пособия для обучающихся.

1.                   Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков 4-е изд.-М.: Просвещение, 2015.-220 с.

2.                   Плешаков А. А. Окружающий мир 4 класс: Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2014.-68 с.

Интернет ресурсы.

1.                 Сайт «Начальная школа» : htt\\1-4prosv.ru

2.                 Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А., «Окружающий мир» 4 класс.

3.       http://nachalka50.ucoz.ru/load/fizminutki/fiz minutka_dlja gla zqu ot_babochki_quot/10-1-0-20

Приложение 1

Правила работы в группе

1. В группе должен быть организатор обсуждения.


2. Каждый может высказать свою версию решения.


3. Один говорит, а остальные слушают.


4. Каждая версия обсуждается в группе.


5. В группе согласуется общее решение.


6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

 

7. Оценить работу группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЛЕСЕНКАУСПЕХА»      Приложение  2

6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f
6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы!

Желтый листок – были ошибки в работе.

Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!

 

 

Приложение 3

 

Таблица знаний                                                                                                                                                                      

 

 

Знаю

 

Хочу узнать

 

Узнал новое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f,6d29090b6f9bcc5259e2dd7114f6ee9f
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

Задания для групп

Группа №1 найдёт задание справа от входа в рощу под 3 берёзой.

Группа№2 найдёт задание слева от входа в рощу под елью.

Группа№3 найдёт задание, если пойдёт по тропинке прямо до конца рощи под кустом боярышника.

Группа№4 найдёт задание в траве возле куста смородины.

 

Информация в конвертах.

Природные сообщества: лес, луг, озеро, болото, степь, скалы, пустыня, тайга. Ярусы леса: древесный ярус(5-20 м.), кустарниковый ярус (2 -5м.), травянистый ярус (0-2м.), приземный ярус, подстилка. Искусственные сообщества: поле, сад, сквер, парк, огород, клумба, аквариум.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее.

 

 

 

 

 

 

Тест   Лес -  природное сообщество                                                                               Приложение 5

1.Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другомрастут разнообразные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

в) весь лес- от верхушек деревьев до земли- заселёнживотными

2. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний- мхи и лишайники, средний- деревья,  нижний- кустарники

б) верхний- деревья, средний- травянистые растения,  нижний- кустарники

в) верхний- деревья, средний- кустарники, нижний- травы, мхи, лишайники

3.Растения в лесу растут:

а) этажами            б) ярусами               в) хаотично                г)  рядами

 4. Какое количество ярусов можно обнаружить в смешанном лесу:

а) 2            б) 4                 в) 5                    г) 3

5. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов:

а) сайгак         б) лось                в) кабан                  г) дрофа

6.* Какой организм надо включить в пищевую цепь: осина ------…… ----- лиса

а) гусеница              б) заяц                  в) мышь                     г) бобр

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ  1 балл -  на  1 -5 вопрос

  2 балла – на 6 вопрос – 3 балла

 

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"

Урок-квест по окружающему миру 4 класс "Лес- природное сообщество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020