Технологическая карта урока
Урок по окружающему миру в 4 классе.
Тема: Лес – природное сообщество.
Цель: ознакомление учащихся с природным сообществом лес, его растительным и животным миром.
Задачи:
Личностные: сформировать дружную атмосферу в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе. воспитывать уважение к мнению товарищей
Метапредметные: сформировать представление учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с разнообразием животных и растений леса, показать связи между ними; раскрыть значение леса для человека, выявить экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения в лесу.
Предметные: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать; знать названия растений; развивать
речь учащихся, умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология: Урок –квест.(путешествие)
Планируемыерезультаты: Обучающиеся научатся:
- характеризовать природное сообщество лес, его растительный и животный мир;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- осознавать необходимость нового знания,
- понимать значение знаний для человека и принимать его;
- слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
- сотрудничать в группе;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- характеризовать природное сообщество лес, его растительный и животный мир;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
- соблюдать правила поведения в лесу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
- обнаруживать простейшую взаимосвязь живой и неживой природы
Методы обучения:словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), частично – поисковые (эвристические), практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).
Формы организации:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, слайд-презентация, репродукции картин Шишкина, система контроля и мониторинга качества знаний.
Дидактическая структура урока |
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению результатов |
Организационный.
|
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные: осознание необходимости нового знания.
Регулятивные: Сохранение учебной задачи; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
|
- Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в экспедицию.
- Кто из вас знает, что делают в экспедиции? В нашей экспедиции мы будем наблюдать, исследовать, делать выводы об услышанном и увиденном.
- А работать будем в группе. Не забывайте, что от работы каждого из вас будет зависеть оценка всей группы.
-У вас у каждого на столах лежит «Лесенка успеха» на которой вы будете отмечать результаты своей деятельности по каждому этапу урока. - Внимательно рассмотрите требования к оцениванию: Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы!Желтый листок – были ошибки в работе. Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь! |
Учащиеся приветствуют друг друга.
Ответы детей.
Вспоминают правила работы в группе.
Самостоятельно оценивают свою готовность к уроку.
|
(Приложение 1) Правила работы в группе
(Приложение 2) «Лесенка успеха»
|
Актуализация субъективного опыта учащихся |
Предметные: обобщение имеющихся знаний о лесе.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Познавательные: поиск информации, анализ, сравнение, классификация; умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение;уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу; Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; способность учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; построение понятных для партнера высказываний.
|
Учитель демонстрирует слайды картин Шишкина -Определите объект нашего исследования, по репродукциям картин русского художника И. Шишкина.
-Совершенно верно. Наша экспедиция будет проходить в берёзовой роще нашей школы.
-Мы сегодня входим в лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши его таится? Что за зверь? Какая птица? Все узнаем без утайки! Разгадаем леса тайны.
-Итак, объект нашего исследования – лес. -Сейчас я вас попрошу заполнить в таблице столбик «знаю», используя слова, фразы схематические рисунки. Запишите все, что вы знаете о лесе.
-Вы рассказали небольшую долю того, что известно о лесе. Сегодня на уроке мы попытаемся расширить ваши знания о лесе.
-А с помощью каких методов исследования сможем ответить на эти вопросы?
-Я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое лес?
-Ваше мнение мы узнали. Где мы можем найти научное объяснение слову лес.
-Какое определение является более точным с вашей точки зрения?
-Мы не можем прийти к общему мнению. Почему?
-Не все знают, что такое природное сообщество. Наша задача узнать это.
-Где эту информацию мы можем получить?
-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».
-Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в группе. Следите за осанкой. |
Рассматривают картину. Включаются в активное восприятие речи учителя. Высказывают свои предположения, формулируют тему урока.
Заполняют таблицу.
Высказывают свои предположения, доказывают правоту своего мнения.
Работают стаблицей. Представляют результат работы. Перечисляют известные методы исследований.
Обсуждают в группе и отвечают на вопрос.
Находят значение слова в словарях.
Читают определение в учебнике.
Высказывают предположения.
Оценивают работу. |
Слайды. Картины Шишкина.
Приложение 2. Лесенка успеха.
Приложение 3 Таблица знаний.
Толковые словари (разные для каждой группы)
Учебник стр.164.
|
|
Личностные: Умение оценить важность здорового образа жизни.
Регулятивные: выполнение учебного действия в материализованной форме. |
Физминутка для глаз. Показ детям упражнений. |
Выполняют элементарные физ. упражнения, повторяя за учителем. |
http://nachalka50.ucoz .ru/load/fizminutki/fiz minutka_dlja_glaz_qu ot_babochki_quot/10-1-0-20 |
Изучение новых знаний и способов деятельности.
|
Предметные: расширение знаний о лесе; умение различать ярусы.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
|
А сейчас мы отправимся в экспедицию в берёзовую рощу. Класс делится на группы, которым выдаются конверты и листы с заданиями. Идут в рощу.
-Часто лес называют многоэтажным домом. Почему?
-У вас в конвертах набор лесных растений. Расположите их так, как они растут в лесу.
-Ваше мнение подтверждается? Действительно у вас получился многоэтажный дом.
-Но у каждого этажа есть свое название. Про это вы узнаете если выполните следующее задание.
Группа №1 найдёт задание справа от входа в рощу под 3 берёзой. Группа№2 найдёт задание слева от входа в рощу под елью. Группа№3 найдёт задание, если пойдёт по тропинке прямо до конца рощи под кустом боярышника. Группа№4 найдёт задание в траве возле куста смородины. .
-Как называются эти этажи? Всё вы услышите из рассказов.
-Каждая группа выступает с рассказом про свои этажи.
-Как называется 1 ярус? -Как называется 2 ярус? -Как называется 3 ярус? -Как называется 4 ярус?
|
Выбирают руководителя группы.
Получают задания, распределяют обязанности в группе.
Думают, рассуждают, отвечают на вопрос.
Учащиеся выполняют задания. Раскладывают картинки растений.
Находят и выполняют предложенные задания.
Отвечают на вопросы учителя.
Выступают по группам. Слушают рассказы.
|
В конвертах картинки с изображениями растений.
Клей карандаш.
(Приложение 4) Задание для групп.
|
Первичная проверка понимания изученного |
Предметные: расширение знания о животных леса, их приспособленности к жизни.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей |
В конвертах остались картинки с животными.
-Расселите животных по ярусам и докажите, что данное животное живет на этом ярусе?
Вот мы и познакомились с представителями природного сообщества.
-Животные, как и растения, тоже нашли свое место в лесу по душе, одни обитают на деревьях, другие – на земле, а третьи – в почве.
-А что, кроме дома еще находят животные в лесу? -Подготовьте ответ на вопрос Что такое пищевая цепочка?
-Из каких звеньев состоит цепочка? А сейчас мы с вами возвращаемся в класс. Пока мы идём постарайтесь ответить на вопрос: почему одни животные – хищные, а другие – травоядные?
-Садимся на свои места. Составьте пищевую цепочку, пользуясь учебником.
-Еще раз прочитайте вывод на странице учебника, почему лес называют природным сообществом. -Подтвердили наше предположение?
Оцените работу. |
Работают в группах.
Думают, анализируют, рассуждают, сравнивают, делают выводы.
Работают в группах. Составляют пищевую цепочку. Делают вывод.
Думают, советуются, приходят к общему мнению, отвечают на вопрос. Ответы детей.
Читают, сравнивают со своим предположением.
Оценивают работу. |
Картинки животных. Клей карандаш.
Учебник с.165
|
Обобщения и систематизации
|
Предметные обобщение и систематизация представлений о лесе как о природном сообществе.
Личностные: уметь осознавать важность полученных знаний.
Регулятивные: умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли. |
Тест. -Проверьте работу друг друга. Оцените себя.
-Природа влияет на человека, так же как человек на природу. Поэтому бывая в лесу, мы не должны забывать, что мы лишь там гости, а не хозяева.
|
Пишут тест. Проверяют работу.
Составляют правила поведения в лесу. |
(Приложение 5.) Тест.
Работа в тетради.
|
Подведение итогов учебного знания |
Личностные: понимание значения знаний для человека и умение принять их; желание учиться определять степень успешности выполнения своей работы.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников. |
-Какова была цель урока?
-Достигли ли мы ее?
-Знакомство с разнообразием лесной растительности на этом не заканчивается. Природное сообщество леса таинственно и многообразно, можно изучать его, удивляться им всю жизнь и у вас будут возникать все новые и новые вопросы, чтобы ответить на эти вопросы, надо много наблюдать за этим природным сообществом. Ответить на многие вопросы помогут вам книги, журналы с выставки «Нам не жить друг без друга». |
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают книжную выставку.
|
Выставка книг о лесе. |
Рефлексия учебной деятельности |
Личностные: развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
Регулятивные: умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке;
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
-Обратите внимание на ваши «Лесенки успеха».
-Какого результата вы достигли?
-Если на всех ступеньках зеленые листья, то ставите себе «5».
Тот этап урока, на котором красный кружок, это сигнал о том, что необходимо обратить внимание, поработать над ошибками.
Заполните оставшиеся столбики таблицы успеха. |
Определяют эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу.
Заполняют таблицу успеха. |
Лесенка успеха. Таблица успеха. |
Информация о домашнем задании |
Личностные: желание приобретать новые знания;
Познавательные: необходимость нового знания;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; использовать различные источники информации;
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
а) стр. 164-169 учебника, подготовить рассказ о лесном сообществе. б) Сообщение о лесах Курганской области. в)Написать сочинение на тему «Если бы на Земле не было лесов». |
Записывают домашнее задание.
|
Дневник. |
Использованные ресурсы
1. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс.- М.: ВАКО, 2014-410 С.
Учебные пособия для обучающихся.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков 4-е изд.-М.: Просвещение, 2015.-220 с.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир 4 класс: Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2014.-68 с.
Интернет ресурсы.
1. Сайт «Начальная школа» : htt\\1-4prosv.ru
2. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А., «Окружающий мир» 4 класс.
3. http://nachalka50.ucoz.ru/load/fizminutki/fiz minutka_dlja gla zqu ot_babochki_quot/10-1-0-20
Приложение 1
Правила работы в группе
1. В группе должен быть организатор обсуждения.
2. Каждый может высказать свою версию решения.
3. Один говорит, а остальные слушают.
4. Каждая версия обсуждается в группе.
5. В группе согласуется общее решение.
6. Представитель группы защищает согласованное решение
перед классом.
7. Оценить работу группы.
«ЛЕСЕНКАУСПЕХА» Приложение 2
Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы!
Желтый листок – были ошибки в работе.
Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!
Приложение 3
Таблица знаний
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал новое
|
|
|
|
Приложение 4
Задания для групп
Группа №1 найдёт задание справа от входа в рощу под 3 берёзой.
Группа№2 найдёт задание слева от входа в рощу под елью.
Группа№3 найдёт задание, если пойдёт по тропинке прямо до конца рощи под кустом боярышника.
Группа№4 найдёт задание в траве возле куста смородины.
Информация в конвертах.
Природные сообщества: лес, луг, озеро, болото, степь, скалы, пустыня, тайга. Ярусы леса: древесный ярус(5-20 м.), кустарниковый ярус (2 -5м.), травянистый ярус (0-2м.), приземный ярус, подстилка. Искусственные сообщества: поле, сад, сквер, парк, огород, клумба, аквариум.
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее.
Тест Лес - природное сообщество Приложение 5
1.Лес называют природным сообществом, потому что…
а) в лесу рядом друг с другомрастут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес- от верхушек деревьев до земли- заселёнживотными
2. В лесу растения образуют ярусы:
а) верхний- мхи и лишайники, средний- деревья, нижний- кустарники
б) верхний- деревья, средний- травянистые растения, нижний- кустарники
в) верхний- деревья, средний- кустарники, нижний- травы, мхи, лишайники
3.Растения в лесу растут:
а) этажами б) ярусами в) хаотично г) рядами
4. Какое количество ярусов можно обнаружить в смешанном лесу:
а) 2 б) 4 в) 5 г) 3
5. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов:
а) сайгак б) лось в) кабан г) дрофа
6.* Какой организм надо включить в пищевую цепь: осина ------…… ----- лиса
а) гусеница б) заяц в) мышь г) бобр
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ 1 балл - на 1 -5 вопрос
2 балла – на 6 вопрос – 3 балла
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.