Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок литературы 4 класс.docx

                           УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                 И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

ЗАДАЧИ:

·        формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

·        развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

·        воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

 Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения;                                     - коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация ,репродукция картины  И. И. Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» П. Чайковского «Осень», осенние листья

 

                        ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент  

Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    Доброе утро солнцу и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становиться добрым, доверчивым,

    И доброе утро длиться до вечера!

   - Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

      -Мы начинаем урок литературного чтения.

 

II. Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Пусты поля, 
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

СЛАИД 1

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 

 

III. Проверка домашнего задания

- А теперь вы сами представите свою осень.  

Дети читают стихи.

 Иллюстрации  висят  на доске.

 –Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.

 

IV. Сообщение темы

  Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.

СЛАИД 2-4

http://festival.1september.ru/articles/574953/img1.jpg

- О каком явлении мы будем говорить на уроке? (листопад)

- Это и есть тема нашего урока.

 - Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)

СЛАИД 5-6

- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.


V. Работа по теме урока

   1.Сообщение заранее подготовленного ученика

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

 

2 . Работа над стихотворением

-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте, с каким настроением его писал автор.

Читает учитель  под СЛАЙД  (стихотворение в записи)

 - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу?

- Чем восхищается автор?

 

3.Повторное восприятие

- Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

 Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

ПРОВЕРКА СЛАИД 7

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. СЛАИД 8

Резьба СЛАИД 9

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. СЛАИД 9

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) СЛАИД 9

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

 

4. Анализ стихотворения

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?

Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?

-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? КАРТОЧКА № 1 ПАРАМИ. ПРОВЕРКА СЛАИД 10

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). 

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

 - Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

- Вот и давайте попробуем открыть И.А. Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

Вывод по 1 части 

-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ) СЛАЙД 11

 - В каком образе предстала Осень?

-А чем же является лес для Осени?  

Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

II часть 

-Прочитайте вторую часть.

1.Найдите сравнения в этой части?   КАРТОЧИ 3 .  ПРОВЕРКА. СЛАЙД 12

2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).    Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).

- Как он пишет о тишине?

-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).

 - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

5.Работа над выразительностью чтения

КОНКУРС и САМООЦЕНКА

6. Работа с репродукцией картины И. Левитана "Золотая осень", 1895г.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

VI. Итог урока

-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?

Выставление оценок  

 

VII. Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?

- Что нового узнали на уроке?


 
VIII. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку.  

 

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!


 

Посмотрите также