УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
ЗАДАЧИ:
· формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
· развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
· воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
- регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
- познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; - коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация ,репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» П. Чайковского «Осень», осенние листья
ХОД УРОКА:
Ι. Орг. момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
-Мы начинаем урок литературного чтения.
II. Введение в тему
- Отгадайте загадку:
Пусты
поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
СЛАИД 1
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
III. Проверка домашнего задания
- А теперь вы сами представите свою осень.
Дети читают стихи.
Иллюстрации висят на доске.
–Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.
IV. Сообщение темы
Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.
СЛАИД 2-4
- О каком явлении мы будем говорить на уроке? (листопад)
- Это и есть тема нашего урока.
- Из данной записи выберите буквы русского алфавита и
прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
СЛАИД 5-6
- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.
V. Работа по теме урока
1.Сообщение заранее подготовленного ученика
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
2 . Работа над стихотворением
-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте, с каким настроением его писал автор.
Читает учитель под СЛАЙД (стихотворение в записи)
- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу?
- Чем восхищается автор?
3.Повторное восприятие
- Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
ПРОВЕРКА СЛАИД 7
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. СЛАИД 8
Резьба СЛАИД 9
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. СЛАИД 9
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) СЛАИД 9
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
4. Анализ стихотворения
-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Чтение по частям с анализом
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? КАРТОЧКА № 1 ПАРАМИ. ПРОВЕРКА СЛАИД 10
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А. Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ) СЛАЙД 11
- В каком образе предстала Осень?
-А чем же является лес для Осени?
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
II часть
-Прочитайте вторую часть.
1.Найдите сравнения в этой части? КАРТОЧИ 3 . ПРОВЕРКА. СЛАЙД 12
2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
5.Работа над выразительностью чтения
КОНКУРС и САМООЦЕНКА
6. Работа с репродукцией картины И. Левитана "Золотая осень", 1895г.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень»
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского
VI. Итог урока
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?
Выставление оценок
VII. Рефлексия
– Ребята, как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
- Что нового узнали на уроке?
VIII. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку.
А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.