Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
Оценка 5

Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
09.02.2021
Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
урок литературы 4 класс.docx

                           УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                 И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

ЗАДАЧИ:

·        формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

·        развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

·        воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

 Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения;                                     - коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация ,репродукция картины  И. И. Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» П. Чайковского «Осень», осенние листья

 

                        ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент  

Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    Доброе утро солнцу и птицам,

    Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становиться добрым, доверчивым,

    И доброе утро длиться до вечера!

   - Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

      -Мы начинаем урок литературного чтения.

 

II. Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Пусты поля, 
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

СЛАИД 1

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 

 

III. Проверка домашнего задания

- А теперь вы сами представите свою осень.  

Дети читают стихи.

 Иллюстрации  висят  на доске.

 –Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.

 

IV. Сообщение темы

  Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.

СЛАИД 2-4

http://festival.1september.ru/articles/574953/img1.jpg

- О каком явлении мы будем говорить на уроке? (листопад)

- Это и есть тема нашего урока.

 - Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)

СЛАИД 5-6

- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.


V. Работа по теме урока

   1.Сообщение заранее подготовленного ученика

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

 

2 . Работа над стихотворением

-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте, с каким настроением его писал автор.

Читает учитель  под СЛАЙД  (стихотворение в записи)

 - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу?

- Чем восхищается автор?

 

3.Повторное восприятие

- Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

 Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

ПРОВЕРКА СЛАИД 7

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. СЛАИД 8

Резьба СЛАИД 9

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. СЛАИД 9

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) СЛАИД 9

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

 

4. Анализ стихотворения

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?

Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?

-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? КАРТОЧКА № 1 ПАРАМИ. ПРОВЕРКА СЛАИД 10

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). 

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

 - Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

- Вот и давайте попробуем открыть И.А. Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

Вывод по 1 части 

-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ) СЛАЙД 11

 - В каком образе предстала Осень?

-А чем же является лес для Осени?  

Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

II часть 

-Прочитайте вторую часть.

1.Найдите сравнения в этой части?   КАРТОЧИ 3 .  ПРОВЕРКА. СЛАЙД 12

2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).    Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).

- Как он пишет о тишине?

-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).

 - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

5.Работа над выразительностью чтения

КОНКУРС и САМООЦЕНКА

6. Работа с репродукцией картины И. Левитана "Золотая осень", 1895г.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

VI. Итог урока

-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?

Выставление оценок  

 

VII. Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?

- Что нового узнали на уроке?


 
VIII. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку.  

 

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!


 

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

II . Введение в тему - Отгадайте загадку:

II . Введение в тему - Отгадайте загадку:

Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом

Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом

Как называет автор окна? (оконца)

Как называет автор окна? (оконца)

Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)

Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021