Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Модуль: Великие русские писатели.
Тема: Л. Н. Толстой. Прыжок.
Форма: урок
Учебное время: 2 урока.
Цели:
1. Обучающие:
1.1. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею;
1.2. Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
1.3. Учить раскрывать психологический характер конфликта в рассказе; 1.4. Совершенствовать умение находить ключевые слова, составлять
«картинный» план.
2. Развивающие:
2.1. Развивать навыки выразительного чтения;
2.2. Развивать творческое воображение и мышление.
2.3. Развивать речь и коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
3.1. Формировать нравственные понятия, определенные жизненные ориентиры, положительные качества и эмоционально-волевые свойства личности;
3.2. Формировать эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности учащихся;
3.3. Воспитывать у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению.
Технические средства: интерактивная доска SmartBoard.
Методы обучения:
• объяснительно-иллюстративный
• поисково-исследовательский
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями великого русского писателя Л.Н. Толстого. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны писателя, анализируя рассказ «Прыжок».
II. Актуализация знаний. Постановка вопросов для анализа.
(Слайд 1)
1. Анализ названия произведения.
- Как вы думаете, о чём будет рассказ?
- Какие вопросы возникли у вас, когда вы читаете название?
(Кто и зачем совершил прыжок?)
2. Анализ иллюстраций к произведению.
- На слайде изображены иллюстрации к рассказу. Рассмотрите их.
(На первой иллюстрации мы видим мальчика, который стоит на перекладине мачты…; на второй – мальчик прыгает вниз...) - На какие вопросы уже дал вам ответ художник?
(Действие происходит на парусном корабле, как и в рассказе «Акула». Прыжок с большой высоты совершает мальчик. Это очень опасно - можно разбиться.)
3. Рассказ о строении парусных кораблей.
(Слайд 2). Вы правы действие рассказа происходит на парусном корабле, на котором раньше совершались морские плавания, и прыжок был очень опасен.
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева – он должен был выстоять во время сильных штормов: мачты возвышались над палубой на 25 м - высота 5 этажного дома.
(Очень опасно подниматься на самый верх и тем более прыгать вниз. Если упасть на пол, который как камень, разобьёшься; в воду тоже опасно прыгать, учитывая ширину корабля – надо попасть в воду, далеко от борта, к тому же, удар о поверхность воды тоже достаточно сильный.)
(Слайд 3) На мачтах парусного корабля перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.
(Слайд 2) Скорость парусного корабля была очень небольшой по сравнению с современными кораблями, плавание продолжалось долго: несколько месяцев, а иногда и несколько лет. И они были тяжелы и опасны даже для самых стойких моряков.
Если случалось побывать в жарких странах, команда нередко покупала себе обезьянку, веселого и шаловливого зверька.
4. Постановка вопросов.
(Слайд 1)
- У вас возникли новые вопросы, когда вы рассматривали иллюстрации, после рассказа о парусных кораблях?
(Как мальчик оказался на такой высоте? Зачем влез на самый верх мачты, почему не остановился? Почему он прыгает вниз, а не спускается? Остался ли он жив?)
III. Первичное чтение рассказа.
- Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы должны представить себе события и героев и ответить на свои вопросы.
IV. Беседа по первым впечатлениям.
- Какие мысли и чувства вызвал рассказ?
(Было сначала весело, очень интересно смотреть на забавы обезьянки, но потом появляется беспокойство, тревога из-за опасности, а затем становится очень страшно…) - Как он оказался на такой высоте?
-Зачем влез на самый верх мачты?
- Почему мальчику пришлось совершить опасный прыжок?
(…Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д.) - Каждый из этих ответов правильный.
И поведение обезьянки, и опасность потерять шляпу, и угроза отца – угроза выстрела, смерти, - всё повлияло на поступок мальчика.
Но чтобы выявить главную причину, ту на которую указывает Л.Н.Толстой в своём рассказе, мы сможем узнать, когда раскроем все тайны, скрытые писателем.
Для этого проанализируем его абзац за абзацем.
V. Повторное чтение с анализом.
(Слайд 5)
Работа с каждым абзацем строится одинаково: ученики читают текст по абзацам вслух или про себя (зависит от того, 1 или 2 урока отводится на анализ).
Далее идет обсуждение по вопросам и работа с картинным планом (сюжет и композиция):
• О чём узнаём? (Факты.)
• Кто действует или взаимодействует? (Герои.)
• Каковы причины и последствия поступка? (Мотивы и следствия.) Зачем автор уделил внимание какой-то детали?
• Определяется часть сюжета (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка) и составляется картинный план событий.
• Делаются выводы.
Если ученики не заметили важные детали, учитель обращает на них внимание, направляет линию рассуждений и выводов.
1 абзац.
(Была хорошая погода, корабль возвращался из кругосветного путешествия.) - Почему автору в начале рассказа важно сообщить об этом?
(Эти детали вводят нас в атмосферу рассказа: помогают понять общую обстановку, настроение людей на палубе.)
(Слайд 4) Рассказ о кругосветных путешествиях.
Виктория — первый корабль в истории, обогнувший Земной шар. Кругосветное плавание началось в 1519 году под командованием Магеллана и длилось 3 года.
После гибели Магеллана руководство экспедицией принял на себя его помощник Хуан Себастьян Элькано.
Из пяти кораблей, отплывших из Испании, лишь «Виктория» вернулась обратно.
На борту было всего 18 моряков (из 265-ти покинувших Испанию вместе с Магелланом).
- О каких героях говорит здесь автор?
(Обезьяна, матросы, мальчик тоже среди них, но автор пока этого не говорит).
- Почему весь народ был на палубе?
(Погода была тихая).
- Что происходит на палубе? Какое состояние у матросов?
Как ведёт себя обезьяна? Как ведут себя люди?
(Люди, матросы, психологически и физически устали от многомесячного путешествия, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку, их забавляют её проказы…)
Это экспозиция, вступление: нет никаких значимых действий, создается атмосфера общей усталости и радости окончания долгого путешествия.
Картинка – корабль.
2 абзац.
- Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди? (Обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту». Мальчик «не знал, смеяться… или плакать». Люди). Это завязка событий, появляются новые герои – обезьянка и мальчик, возникает повод для действия – обезьяна отбирает шляпу, герои реагируют на её поступок: мальчик в замешательстве, не знает, «смеяться… или плакать», матросы «засмеялись». (Картинка обезьяна в шляпе.) - Что сообщает Толстой о мальчике?
(Он сын капитана, ему 12 лет).
- Почему именно эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?
(12 лет – подросток, а не маленький ребёнок. Сын капитана – это важная характеристика: особая ответственность, т.к. его все знают на корабле, он в центре внимания, поэтому он в смятении и решает, как ему поступить, не подвести при этом отца.)
3 абзац.
Это развитие событий – активные действия-взаимодействия героев. Картинки – обезьяна на мачте, мальчик поднимается по верёвочной лестнице.
- Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами?
(Обезьяна «сняла шляпу», «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).
- Почему же мальчик полез за обезьянкой? (Слайд 6)
(Чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).
4 абзац.
Продолжается развитие.
- Что происходит дальше с персонажами рассказа?
(Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»; «мальчик отпустил веревку»; матросы «замерли от страха».) Аршин – старинная мера длины, равная 71 см.
«Задняя рука» - кисти на задних конечностях этих животных такие же, как и на руках.
5 абзац.
Это кульминация: высшая точка напряжения.
Картинка – мальчик на мачте.
- Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы?
(Мальчик может «разбиться вдребезги»; матросы опомнились, осознали опасность положения, «молча смотрели… и ждали, что будет»).
6 абзац.
Это кульминация: высшая точка напряжения.
Картинка – мальчик на мачте.
- От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика?
(Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и зашатался»).
7 абзац.
Это кульминация: высшая точка напряжения.
Появляется новый герой – капитан, отец мальчика.
Картинка – мальчик прыгает в воду.
- Зачем капитан вышел из каюты? Что он сделал, увидев сына на мачте? Как реагирует мальчик?
(Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал»).
- Что заставило мальчика прыгнуть вниз?
(Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!» - мальчик понял серьёзность намерений отца, «размахнулся головой вниз и прыгнул»). - Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына?
(Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)
- Капитан мгновенно оценил ситуацию и принял решение. Оцените это решение капитана.
(Опасно: капитан мог попасть в сына, мальчик мог разбиться, упав на палубу, утонуть. Но другого выхода не было: спуститься по канатам и лестницам уже нельзя.)
Обратите внимание – кульминация занимает 3 абзаца и в каждом герои, участники конфликта, мальчик и матросы, по-очереди осознают опасность положения.
Появляется новый герой – капитан - отец мальчика, способный разрешить ситуацию.
Нет обезьянки, не известно, где она, т.к. это совсем не важно. Её поступок лишь повод к конфликту, она не главный герой. И это правильно, ведь это животное, которое не несёт ответственности за свои поступки.
8 абзац.
- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы?
(Мальчик «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» - сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика; «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»).
9 абзац.
- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал?
(«…вдруг закричал, как будто его что-то душило», «убежал в каюту», «плачет»).
-Что же могло «душить» капитана? Почему такой сильный человек плачет?
(Чувство тревоги за сына душило его, страх, что отец мог погубить сына.
Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).
8 и 9 абзацы – это развязка. Картинки нет.
Что можно было бы изобразить?
(Матросы прыгают в воду, капитан скрывается в каюте, но лучше - матросы на палубе над телом мальчика, т.к. становится ясно, что он спасён).
VI. Обобщение.
- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок».
- Кто виноват и можно ли было бы избежать подобной ситуации?
- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье?
(Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)
- Что заставило ввязаться в эту опасную игру, мог ли мальчик поступить подругому? (Слайд 7)
(Выбирают из предложенных вариантов: мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство. Скорее всего мальчик не мог поступить подругому, он должен был защитить свою честь – честь сына капитана, и он не мог оценить опасность своего поступка в полной мере.) - Кто же мог и должен был поступить по-другому?
(Матросы могли его остановить) - Почему не остановили?
(Люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, поэтому они тоже не сразу осознали опасность, допустили это опасное состязание.)
(Слайд 8)
- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь.
В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца.
Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.
Автор решил рассказать об этом нам, значит, хочет, чтобы мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации и нести ответственность за принятые решения.)
- Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой именно так называл рассказ «Прыжок»? Почему ему захотелось рассказать эту историю детям? (Прыжок – это поступок. Это единственный шанс, который может спасти его от смерти. Мальчик преодолевает растерянность. Это смелый поступок.)
VII. Итог урока.
(Слайд 9) - Назовите самое важное, что дал вам этот урок? (Ответы детей)
VI. Домашнее задание.
Подготовить пересказ от имени героя (мальчика, капитана, матроса).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.