проверка и оценка достижений. проверочная работа по теме "Великие русские писатели"
Тип урока: систематизация знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для проверки основных понятий раздела; способствовать развитию умений пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения) |
Личностные: осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведения |
Образовательные ресурсы: портрет писателя; карточки с отрывками из произведений Л. Н. Толстого |
Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
I. Организация начала урока |
Приветствуют учащихся. Проверяет готовность учащихся класса к уроку. Настраивает учащихся на предстоящую работу: Чтоб урок прошёл не зря, Я желаю вам, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были |
Показывают готовность Приветствуют учителя |
II. Проверка домашнего задания |
– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на предыдущем уроке? – Что вы помните о биографии писателя? – А как вы думаете, какой характер был у писателя? Почему вы так считаете? – О чем мечтал Л. Н. Толстой? |
Отвечают на вопросы. Рассказывают (1–2 ученика) биографию писателя |
III. Формулирование темы и целей урока |
– Посмотрите на доску (на доске портрет Л. Н. Толстого, плакат с его высказыванием, выставка книг). «И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина, и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает». – Какие мысли возникли у вас сейчас, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? – Почему вы так считаете? – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с рассказами Л. Н. Толстого. Попытаемся спрогнозировать содержание текста по названиям и рассмотрим на примерах отличие текстов разных видов (повествования, описания, рассуждения). – Какие рассказы Л. Н. Толстого вы читали? |
Рассматривают портрет выставку книг Л. Н. Толстого. Читают высказывание писателя.
Высказывают предположения.
Внимательно слушают
|
IV. Обобщение знаний по творчеству Л. Н. Толстого. |
– Прочитайте высказывание. На доске: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». – Как вы понимаете смысл данных слов? |
Читают высказывание.
Дают объяснение прочитанному. |
1. Вступительная беседа.
2. Рассказ учащихся о Л. Н. Толстом. |
– Прошло много времени, но эти слова считаются поучительными, нужными, актуальными. Как вы считаете, почему? – Вы абсолютно правы, современному миру нужно больше добра. – Вглядитесь в портрет писателя. Ведь лицо, глаза могут о многом рассказать.
|
Высказывают предположения.
– Л. Н. Толстой был добрым, так как у него добрые глаза, и мудрым, это видно по лицу. |
3. Повторение изученных произведений. 4. Работа со схемой |
– Об этом человеке вы очень многое узнали на уроках.
– Прочитайте пословицы с доски, соотнесите их с изученными рассказами: • Гордится отец, что у него сын храбрец. («Акула».) • Кому потеха, а мне не до смеха. («Прыжок».) – Вспомним, какие по жанру произведения писал Л. Н. Толстой. Поработаем со схемой на доске (см. ресурсный материал). – Приведите примеры из известных произведений. – Что вы можете сказать о рассказах Л. Н. Толстого?
– Из рассказа «Какая бывает роса на траве» вы учили наизусть отрывок. Вспомните его и расскажите. – Какие сказки Л. Н. Толстого вы знаете? – А что вы можете сказать о сказках Л. Н. Толстого? – Верно, он писал свои сказки, а также обрабатывал русские народные сказки или сказки зарубежных авторов – Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена. |
Заранее подготовленный ученик рассказывает о биографии Л. Н. Толстого (см. ресурсный материал). Внимательно слушают. Читают пословицы на доске, подбирают к ним рассказы Толстого.
– Рассказы: «Акула», «Лев и собачка», «Черепаха», «Русак», «Лебеди». – Среди его рассказов есть научно-познавательные, в которых содержатся факты, например о животных, их жизни, видах. Один учащийся читает наизусть. – Сказки: «Как мужик гусей
делил», «Мальчик- Высказывают свое мнение. |
|
– Какие басни Л. Т. Толстого вы знаете? – Что можете сказать о баснях Л. Н. Толстого? Чем они отличаются от басен Крылова, Измайлова, Эзопа? – Верно, в его баснях скрытая мораль. |
– Басни: «Мужик и
водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы |
|
– А как же тогда понять, какова мораль, если она скрыта? (Ее можно понять, ответив на вопрос «Чему учит басня?».) – Чем они отличаются от других произведений?
– Толстой писал произведения, взяв за основу русские народные былины. Какие?
– А что такое очерк? Невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, событиях в стране. В нем нет вымысла. Назовите очерки Л. Н. Толстого. – Что же вы узнали из воспоминаний Л. Н. Толстого?
Физкультминутка А теперь, ребята, встали! Повернулись влево, вправо, Дружно руки вверх подняли, Получается на славу! В стороны, вперед, назад, Мы слегка взбодрили тело? Чуть размяться каждый рад. Тихо сели, вновь за дело |
– Толстой писал истории, которые были на самом деле, был очевидцем каких-то событий. – Были: «Прыжок», «Котенок», «Филипок». Высказывают свои мнения. – Былины: «Святогор-богатырь», «Как боролся русский богатырь». – Очерки: «Воспоминания Л. Н. Толстого». Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос. Сопровождают слова учителя соответствующими действиями |
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа в группах. |
Предлагает выполнить работу по карточкам |
Отгадывают название рассказа или кратко передают содержание рассказа. |
2. Выполнение заданий проверочной работы |
Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал) |
Самостоятельно выполняют тест |
VI. Итог урока. Рефлексия |
– Наш урок подходит к концу. У вас у каждого на парте лежат листочки. Сейчас вы попробуете написать небольшое письмо. Ученики 1-й группы напишут письмо в прошлое. Если бы Л. Н. Толстой был бы еще жив, что бы вы ему написали после сегодняшнего урока? 2-я группа напишет письмо в будущее, детям, которые скоро пойдут в школу. Что бы вы им написали после сегодняшнего урока? |
Делают выводы и обобщения. |
|
– Закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Урок дал мне для жизни… |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карточка 1 |
Карточка 2 |
Карточка 3 |
Карточка 4 |
– Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: – Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. |
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, и я зажмурился. |
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить. |
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.