Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Н. Н. Носов "Телефон"

  • doc
  • 22.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Н. Н. Носов Телефон ГОТОВОЕ.doc

Конструкт урока литературного чтения

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Колпащиковой Екатерины Сергеевны

 

Дата: 27.04.2023

Класс: 3 «В»                                                                                                                                                                       Подпись ______________

Тема урока: Н. Н. Носов «Телефон»

Тип урока: освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

·         Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

·         Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; осуществляют рефлексию собственной деятельности, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации;  навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

·         Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».

 

Цель: развивать умения находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, создавать высказывание или доказательство своей точки зрения в процессе знакомства и анализа произведения Н.Н. Носов «Телефон».

 

Задачи:

·         Воспитательные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать основы умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

·        Развивающие: развивать способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять волевую саморегуляцию; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; осуществлять рефлексию собственной деятельности, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации;  навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;, высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

·        Образовательные: развивать умение анализировать содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».

 

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • Принцип наглядности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип деятельности
  • Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъема
  • Стимулирование активности
  • Сотрудничества, партнерства
  • Гуманистической направленности воспитания

 

Методы обучения:

1.      По источнику получения знаний:

· словесные: беседа, работа с учебником

· наглядные: демонстрация, организация наблюдения

· практические: упражнения

2.      Методы закрепления и повторения изученного материала:

· беседа, повторение

3.      Методы эмоционального стимулирования:

· создание ситуации успеха

· поощрение

4.      Методы развития познавательного интереса:

· формирование готовности к восприятию

· стимулирование занимательным содержанием

5.      Методы формирования ответственности и обязанности:

· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1. Методы самоопределения личности ребенка:

· рефлексия

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

· поощрение

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

·        Демонстрационное: мультимедийная презентация «Н. Н. Носов «Телефон», аудио текст

·        Индивидуальное: учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г

2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).

4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Центр образования «Аксиома», утвержденной приказом No 51 от 08.05.2020г.

5. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 – 4 классов

6. Н. Н. Носов «Телефон» https://yandex.ru/video/preview/6594351605294716226

 

 

Структура (план) урока (в соответствии с типом урока): 

 

Этап урока

Время

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

12 мин

Решение проблемы

17 мин

Физкультминутка

2 мин

Организация самостоятельной работы  

7 мин

Информация о домашнем задании

2 мин

Рефлексия учебной деятельности

3 мин

Итого

45 мин

 

 

 

Оформление учебного кабинета, макет доски:

 

Тема:

Задачи:

Двадцать седьмое апреля.

Классная работа.

 

 

 

Ход урока:

Этапы0урока

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы обучения:

1.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

2.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

 

- Встанем, подравняемся.

- Для того, чтобы настроиться на урок выполним упражнение.

«Ухо-нос»

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Ребята, а посмотрите на слайд, фраза, которая поможет нам определить тему урока зашифрована.

-…, что нам необходимо сделать?

“Знаешь - говори, не знаешь -слушай”

-Как вы понимаете это высказывание?

— Это высказывание станет девизом нашего урока.

-встали, подравнялись

-выполняют упражнение

-чтобы четко, выразительно разговаривать

 

 

 

-разгадать ребус

 

Разгадывают ребус и определяют фразу

 

 

Если знаешь правду, то скажи ее, а если не знаешь, то лучше ничего не говори

Ф

_____

ОК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

актуализировать знания детей.

Выявить причину затруднения,сформулировать тему, цель урока

 

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- А чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки.

Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Читаем про себя.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- Молодцы, ребята!

 Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг?

- Вы уже догадались, о каком писателе мы сегодня будем говорить?

- Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете анаграмму.

фонелет

- Отлично. Теперь сформулируйте тему урока.

- Я предлагаю вам сформулировать цель урока. О чем мы с вами будем говорить, что мы сможем узнать, с чем познакомимся?

- Верно, цель нашего урока: познакомиться с рассказом Н. Носова «Телефон» и узнать основную мысль рассказа.

- Для достижения нашей цели, предлагаю сформулировать задачи нашего урока.

- Как вы думаете, какая будет 1 наша задача?

- Какая будет вторая задача?

- Какая будет третья задача?

Задачи:

1)Вспомнить содержание рассказа.

2)Обсудить основную мысль рассказа.

3) Прочитать по ролям

 

 

 

 

 

Читают скороговорку про себя

 

 

 

 

Читают вслух

 

 

 

 

 

- Н. Носов.

 

- О Николае Носове.

 

 

 

 

 

 

- Телефон.

- Николай Носов, «Телефон».

 

- познакомиться с рассказом Н. Носова «Телефон» и узнать основную мысль рассказа.

 

 

 

 

 

1)Вспомнить содержание рассказа.

2)Обсудить основную мысль рассказа.

3) Прочитать по ролям.

 

Ф, И

Презентация «Н. Н. Носов «Телефон»

 

СК, ОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».

 

Решение проблемы

Выявить пути решения проблемы

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.         Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- …, что нам необходимо сделать сначала?

- Для того, чтобы вспомнить содержание рассказа, предлагаю посмотреть на изображения на слайде и предположить, кто будут главными героями рассказа?

 

https://kulturologia.ru/files/u23285/image009_54.jpg

- А сейчас мы с вами прослушаем этот рассказ, откройте учебник на 140 странице. Вам необходимо будет следить за текстом и быть очень внимательными, после я задам вам вопросы.

-Сейчас мы с вами послушали рассказ, о чем он был?

- Почему у рассказа такое название?

- Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

- Как вы думаете, какое продолжение может быть у этого произведения?

- Вы порадовали меня своим воображением, побывав в роле писателя.

- Почему было интересно слушать этот рассказ?

- Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

- Почему у ребят не получился разговор?

- Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на вас?

- Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»?

- Могло бы это произойти в наши дни? Почему?

-Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета.

-Посовещайтесь в паре и попробуйте сформулировать правила, которые нужно соблюдать при разговоре по телефону. Кто готов их рассказать?

- При телефонном разговоре нужно соблюдать определенные правила. (Правила показаны на слайде)

- Ребята из произведения соблюдали правила?

-Нет, ребята из рассказа не знают правила телефонного этикета.

- Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

 

 

- Понравился ли вам рассказ Н.Носова?

- Чему научил вас рассказ «Телефон»?

- Чему учат рассказы Носова?

-В рассказах Н.Н.Носова сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

-Ребята, посмотрите на 2 задачу, …, что нам необходимо сделать?

 

 

 

 

 

 

2 мальчика, Мишка и Витя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-открывают учебник и следят за рассказом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О 2 мальчиках

 

 

-потому, что мальчики купили телефон и разговаривали по нему

-ответы детей

 

 

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

-были такие же ситуации

 

-радостное

 

 

-не о чем было говорить

 

-иногда да

 

 

-общение по телефону

 

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

-совещаются в парах

 

-разговаривать вежливо

 

 

 

 

 

 

 

-не соблюдали

 

 

 

-для того, чтобы люди задумались, что телефонный разговор важен и необходимо соблюдать правила

-иногда лучше, выйти на улицу поговорить с друзьями чем, поговорить по телефону

-понравился

 

 

 

-правилам поведения

 

 

 

Ф, И

Презентация «Н. Н. Носов «Телефон

 

СК, ОК

Личностные: демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации;  навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».

 

Физкультминутка

 

снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

 

Методы обучения:

1.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

Методы воспитания:

1.         Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Но перед тем, как мы перейдем к решению следующей задачи, я предлагаю вам встать со своих мест и немного отдохнуть.

-Встаньте так, что не мешать друг другу

-Молодцы!

-Садитесь на свои места. Не забываем про то, как должны сидеть ученики 3 класса.

 

Встают со своих мест

 

 

 

 

-выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют посадку

Ф

---------

ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию.

Первичное закрепление

закрепить полученные знания

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить из чего состоит композиция произведения?

-Что является вступление этого рассказа?

-Верно! Вступление начинается, когда, мальчики увидели телефон в игрушечном магазине.

-Когда случилась завязка?

Завязка – мальчики купили телефон

-А что у нас случилось в развитии действия?

Развитие действий –мальчики прибежали с телефоном домой, начали его устанавливать.

-А что у нас является кульминацией? Моментом наибольшего напряжения.

Кульминация – начали разговаривать по телефону

-В чем была развязка?

Развязка- им не о чем было разговаривать по телефону

-И чем заканчивается этот рассказ?

Заключение – когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь.

Вступление, завязка, развитие действий, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение

-мальчики увидели телефон

 

 

 

 

-Когда они этот телефон купили

 

 

-прибежали домой с телефоном

 

 

 

 

 

-начали разговаривать по телефону

 

 

-не смогли поговорить по телефону

 

Читают из текста последние строки

Ф, И

Учебник по Литературному чтению

СК, ОК, ВК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; использование передачи информации;  навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей;

Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».

 

Самостоятельная работа

Выявление качества и уровня освоения обучающимися знаний и способов действия

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: работа с учебником

5.         Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Ребята, посмотрите на наши задачи, что нам еще необходимо сделать?

-Абсолютно верно! Сейчас я предлагаю вам почитать данный рассказ по ролям.

-Сколько у нас в нем ролей?

- Кто это?

 

-Верно! А автор?

 

 

-Кто хочет прочитать за Мишку?

-Кто будет читать за Витю?

читаем несколько раз.

-Ребята, вы большие молодцы! Так выразительно и четко прочитали этот рассказ.

Прочитать по ролям

 

 

 

 

 

2 роли

-2 мальчика Мишка и Витя

-автор один из мальчиков

Ф,И, П

Учебник по литературному чтению

СК, ОК

Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей;  использование различных способов передачи информации;  навыки смыслового чтения текста;

Предметные:

знают и анализируют содержание рассказа Н. Н. Носов «Телефон».

Инструктаж домашнего задания

Познакомить обучающихся с домашним заданием.

Методы обучения:

1.По источнику получения знаний:

•словесные: объяснение

 

-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Дома вам необходимо, на 172 странице ответить на вопрос под первой точкой.

 

-записывают домашнее задание

Ф, И

Учебник по литературному чтению

СК, ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию

 

Рефлексия

подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

Методы воспитания:

1.         Методы самоопределения личности ребенка:

•рефлексия

 

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили на урок?

 

 

Какие задачи решали?

-А что мы делали для их решения?

 

-Ребята, а кто помнит девиз нашего урок?

-А подходил ли он нам, почему?

Я хочу поблагодарить …:

За умение сотрудничать

За активность

За внимательность

За полные ответы

Для того чтобы подвести итог нашего урока, я предлагаю вам использовать прием «Синквейн»: ваша задача выбрать одно из героев произведения, который вам больше нравится. Предлагаю заполнить форму – тема, два прилагательных, 3 глагола, предложение, синоним.

- Кто желает поделиться, получившимся.

- Спасибо, передайте ваши листы на первую парты.

Благодарю вас за ваши ответы. Урок окончен. До свидания.

Познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Телефон» и обсудить основную мысль

Читали текст, обсуждали его, читали по ролям

 

 

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

-заполняют синквейн

 

Представляют его

Ф, И

Презентация «Н. Н. Носов «Телефон»

 

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

 


Скачано с www.znanio.ru