Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенев. «Воробей»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенев. «Воробей»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
27.08.2022
Урок литературного чтения в 3  классе Тема: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенев. «Воробей»
Урок разработан по тексту И.С. Тургенева «Воробей». Содержание текста И.С. Тургенева «Воробей» дает возможность работать над изобразительными средствами художественного произведения, художественными образами; учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; воспитывать бережное отношение к своим родителям, умение любить и дарить любовь людям.
Урок литературного чтения Никонова Вера Борисовна.docx

МБОУ “Кочевская СОШ»

Никонова Вера Борисовна

Урок литературного чтения в 3  классе

 

                                             Цели урока:

  • познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
  • учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий,  определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
  • развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  • развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
  • воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
  • продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
  • формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
  • формировать универсальные учебные действия:

Оборудование: эпиграф к уроку записан на доске:

       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

        Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                               (И.Тургенев)

    учебник, словарь С. Ожегова, портрет писателя,  карточки дифференцированным заданием, иллюстрации.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы (приемы) обучения: наглядные (иллюстрации, схемы), практические (упражнения, самостоятельная работа), исследовательские, деятельностный, словесные (рассказ, эвристическая беседа).

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения.

Планируемый результат: обучающиеся научатся  выделять систему событий, состав­ляющих основу про­изведения, находить главную мысль в тексте.

                                                        Ход урока

 Организационный момент: 

 Рано утром я встаю,

Близких я благодарю.

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

 Никого не обижаю.

Хватит места на Земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб Земля моя цвела, я желаю всем добра!

Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение.

Я очень рада! И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Прочитайте эпиграф на слайде.

 Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

 Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Как вы понимаете эти слова?

 - Какая бывает любовь? (Родительская,  материнская,  взаимная, безответная и т.д.)

Прочитайте  лексическое значение слова  «любовь» ( по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.  ( зачитывает подготовленный ученик)

 

- Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Как  их понять и принять?  Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.

А кто написал эти слова, вы сейчас догадаетесь.

   Актуализация опорных знаний.

Найди лишнюю фамилию: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Барто И.С.Тургенев).

На уроке чтения мы знакомились с его биографией. Сегодня мы продолжаем говорить о его творчестве.

На доске и на ваших карточках даны 5 утверждений. Вам нужно отметить верные утверждения. Знаком + верное утверждение, - неверное утверждение, ? сомневаюсь

1.     И.А.Тургенев родился в Москве.

2. Писатель родился в 19 веке.

3. Написал много  повестей, романов, рассказов.

4. Писатель прожил 100 лет.

5.Самые значимые его книги для детей  «Записки охотника», «Муму».

Дается 1 мин. Проверяем.

Прием «Чтение с пометками».

Для того, чтобы еще раз проверить истинные ли утверждения, вам нужно прочитать статью про И.А.Тургенева  на партах. Читать вы будите, делая пометки за полями. Ту информацию, которая вам была известна, вы отмечаете знаком +, то, что вы узнаете нового, вы отметите знаком !, то о чем хотите узнать больше - отмечаете знаком ?

Вернемся к нашим утверждениям, проверим, у кого знак + обводит его. Скажите, много ли у вас за полями знаков ! что нового узнали о писателе?

     Великий русский писатель Иван Алексеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье, умер в 1883году.

      В детстве Ваня  находил какой-нибудь затаенный уголок в замечательном парке и садился с книжкой.  

     Он любил ловить рыбу. Маленький Ваня знал все самые отдаленные места огромного парка. Он часто встречался с охотниками и лесниками, которые, видя интерес мальчика к природе, рассказывали Ване о птицах и животных, брали с собой в лес, научили стрелять из ружья. Ваня внимательно наблюдал за всем происходящим в природе, которую потом с такой любовью воспел в своих произведениях.

     К моменту поступления в Московский университет Иван Тургенев уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи.

    Сначала он учился в Московском университете, затем переехал в Петербургский университет,  а дальше он продолжал своё обучение в Берлинском Университете (в Германии).

     Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его. Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы.

 

Я думаю, что всю эту информацию вы запомните и расскажите на следующем уроке.

Отгадайте загадку:

Серый, маленький, смешной

 Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки,

Отгоню подальше кошку.

Ты чирикай веселей,

Мой хороший воробей!

Прием «Знал – хочу узнать – узнал»

Кто догадался, как называется рассказ, который мы сегодня будем читать? Конечно же этот маленькая смешная шустрая птичка-это воробей.  И тема нашего урока «Рассказ И.А.Тургенева «Воробей».

Посмотрите на картинку и скажите, что вы испытываете, о чем может быть рассказ с таким названием: шуточным, веселым, серьезным, поучительным.

Заполним табличку на доске. Определим, что мы уже знаем о рассказе «Воробей».

(Это рассказ, называется «Воробей», автор И.А.Тургенев, главный герой-воробей, рассказ о воробье).

Определим, что бы вы хотели узнать об этом рассказе? (Основную мысль, что случилось с воробьем, о событиях рассказа, о героях рассказа, чем закончился).

Словарная работа:

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.

БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

   Послушайте рассказ и скажите:

Используя словарь чувств, скажите             

– Что чувствовали, когда слушали?

– Ожидали ли такую развязку?

Работа со “Словарём чувств”. (На каждом столе лежит “Словарь чувств”, которым дети пользуются при анализе текста, если есть необходимость.)

Словарь чувств.

радость                          

испуг

 гордость

страх

восхищение

удивление

отчаяние

 сочувствие

переживание

жалость

негодование

злость

счастье

сострадание

 любовь

нежность

грусть

 – В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: “Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.")

– Какой момент в произведении был самый напряжённый?

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

   Чтобы хорошо разобраться с нашим произведением, будем работать с тонкими и толстыми вопросами. У вас есть на столах подсказки. Тонкие вопросы предполагают один вариант ответа, а толстые - несколько вариантов ответов, т.е. вы можете высказать свое мнение. Так же на столах лежат словари чувств, вы можете их использовать при ответах.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

1. Почему собака начала красться?

3. Какой был птенец?

2. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?

4. Как воробей кинулся на защиту птенца?

5. Как повел себя Трезор? Почему?

Толстые вопросы:

1. Как вы думаете, испытывал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Почему он все-таки это сделал?

2.Что бы вы чувствовали, если оказались на месте воробья?

3. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собою? Какая сила сбросила его с дерева?

4.Почему автора восхитил поступок воробья? Какие чувства вызвал старый воробей у автора?

5.Предположите, что было бы, если б воробей не выпрыгнул из гнезда и не защитил своего птенца?

6. Дать объяснение, почему….

          Вы хорошо поработали с вопросами. Нам нужно выяснить, что же мы узнали, прочитав произведение.

(С птенцом случилась беда, но его спас отец. Воробей храбрый, смелый, любящий. Главный герой-воробей, способный на самопожертвование, Старый, Ответственный Черногрудый         Заботливый

Смелый                 Любящий

 рассказ закончился хорошо.)

Ребята, а вы хотели бы написать продолжение рассказа.

Сейчас мы проведем интересную игру «6 шляп».

1.Синяя

Придумать продолжение рассказа.

2.Красная

Определить, что вы чувствуете по отношению к героям и их поступкам.

3.Зеленая

Дать советы герою и читателю.

4.Белая

Определить, чему следует поучиться у героев.

5.Желтая

Определить, что хорошего можно взять из произведения.

6.Черная

Выявить, что плохого было в поступках героев.

 

Наш урок подходит к концу. Вернемся к нашему эпиграфу.

                        Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

 Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Как вы его понимаете теперь?

 С какой целью автор рассказал нам эту историю?

Рефлексия:

Я дарю вам сердечки.  Пусть эти сердечки послужат настоящими символами любви ко всему, что вас окружает, и вы сможете наполнить их словами любви (в прозе и в стихах) к близкому, любимому вам человеку. А может выразить своё отношение к старому воробью или дать совет молодому воробышку (например, беречь сердце своих родителей).

-Сердечки дома заполните словами любви и подарите тем, для кого предназначены ваши слова.

    Домашнее задание:

- Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору: 

1) выразительно прочитать текст;

2) выучить наизусть три последних предложения (эпиграф);

3) подробный пересказ от лица взрослого воробья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ “Кочевская СОШ» Никонова

МБОУ “Кочевская СОШ» Никонова

С кем встречаюсь поутру. Всем здоровья я желаю,

С кем встречаюсь поутру. Всем здоровья я желаю,

Вернемся к нашим утверждениям, проверим, у кого знак + обводит его

Вернемся к нашим утверждениям, проверим, у кого знак + обводит его

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам

Кто? Что? Когда? Как звали… ?

Кто? Что? Когда? Как звали… ?

Определить, чему следует поучиться у героев

Определить, чему следует поучиться у героев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2022