Урок чтения и развития речи в 5 классе
специальной (коррекционной) школы 8 вида
Тема: А. Платонов «Июльская гроза». I часть.
Цели: - ознакомить учащихся с 1 частью Андрея Платонова;
-учить читать бегло, осмысленно, правильно; точно формулировать ответы на вопросы педагога;
- коррекция и развитие устной связной речи через упражнения в чтении текста наизусть, ответы на вопросы в беседе, словесное рисование, объяснение образных слов и выражений и т.д.;
-способствовать обогащению и активизации словаря, коррекции звукопроизношения;
-стимулировать познавательный интерес школьников;
-воспитывать уважение к хлебу как результату труда человека.
Тип урока: комбинированный
Технологии: здоровьесберегающие технологии (создание благоприятных условий для работы по предупреждению и сохранению здоровья учащихся (профилактика осанки, выработки правильного дыхания, профилактика зрения по методике В. Ф. Базарного, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости), создание эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала. ), технологии коррекционно – развивающие Е. Д. Худенко, ИК-технологии, технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Методы: наглядный метод, практический метод, активные методы обучения (начало урока, метод эмоциональной разрядки и физической разминки, определение эмоционального состояния в конце урока).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайдовое сопровождение урока, учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент
- Итак, какой урок сейчас начнем?
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, с удовольствием.
2. Коррекционные упражнения
а) Скороговорка (отработка чёткости артикуляции):
Синий-синий василёчек – неба синего кусочек.
б) Упражнение на развитие зрительного внимания (корректурные упражнения – найти среди букв слова): НПОСОЛНЦЕМНКЛУГВЗДЦВЕТЫХЦЧЖАВОРОНОКДПЗ;
в) Загадка (упражнение на развитие мышления)
Оно за весною к нам в гости идёт,
с собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
чтоб зрели скорей на полях колоски. (лето)
– О каком времени года говорится в загадке? Почему вы так считаете?
г) -Посмотрите на экран. Вспомните летние признаки, опираясь на картинки (слайд 1-4) .
д) Игра «Так бывает или нет?» (учащиеся дают полные ответы: «Да, так бывает: лето – самое жаркое время года» или «Нет, так не бывает. Летом листья не увядают и не опадают. Летом листья распускаются на деревьях.») :
- Лето – самое жаркое время года.
- Летом на деревьях появляются почки.
- Летом люди часто купаются в водоёмах.
- Летом листья увядают и опадают.
- Летом перелётные птицы улетают на юг.
- Летом самые длинные дни и самые короткие ночи.
- Летом начинаются школьные каникулы.
3. Актуализация знаний учащихся
- Назовите большую тему, которую мы сейчас изучаем. (Стр. 53)
- Назовите произведения о летней природе, прочитанные на предыдущих уроках.
4. Проверка домашнего задания
-Что было задано на самоподготовку?
- С каким чувством надо читать это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто учил стихотворение наизусть? Расскажите.
5. Вводная беседа
-Какие летние природные явления знаете?
-Назовите летние месяцы?
- В летнюю пору начинается созревание хлебов, которое сопровождается частыми грозами. Бывают они и в июле.
- А как в народе называют людей, которые выращивают хлеб? (хлебороб)
- Вырастить хлеб тяжелая работа. Расскажите, что знаете о выращивании хлеба? Когда сеют хлеб? (Ранней весной люди сеют зерна в землю.)
-Что происходит с зерном в земле? ( Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу).
-Когда созревает зерно? (За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ.)
-Какого цвета созревшие колоски? ( Когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет.)
- Когда наступает время убирать урожай? (Летом наступает время собирать урожай)
- Кто выходит на поля убирать урожай? (На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. )
-Куда отправляют убранное зерно? (После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу.?
-Что делают с зерном на мельнице? ( Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. )
-Куда отправляют муку с мельницы? Что делают из муки? (Дальше мука отправляется на хлебозаводы.)
- Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. (Угостить детей ржаным хлебом)
- Как люди должны относиться к хлебу после такого тяжелого труда?
6.Объявление темы урока
- Сегодня мы начнем изучение рассказа А. Платонова «Июльская гроза» (слайд 5) (записать в тетрадки число, классная работа, тему урока)
7. Изучение темы урока
- Что вы знаете о грозе? (Видеоролик или слайд 6-9)
Вывод: - Чем обычный дождь отличается от грозы? (слайд № 10 висит)
Гимнастика для глаз по В.Базарному (плакат на доске)
Концентрация внимания учащихся: Кто меня слышит хлопните в ладоши, кто меня видит – топните ногой.
Знакомство с текстом (чтение учителем 1 части рассказа А.Платонова «Июльская гроза»)
-Я прочитаю первую часть рассказа «Июльская гроза», а вы скажете о ком этот рассказ?
(Словарная работа проводится по ходу чтения: безмолвие, застило, обочина, рожь)
(Чтение учителем первой части произведения)
Проверка первичного восприятия текста
- О ком этот рассказ?
- Откуда и куда шли дети?
- Какой путь к дому был более короткий?
- Почему дети выбрали дальнюю дорогу?
Чтение по абзацам (с ответами на вопросы по тексту):
1 абзац- Как начиналась гроза? (тишина, солнце закрыли тучи, сверкнула молния, поднялся ветер, ударил гром)
Дыхательная гимнастика «Ветерок и колосок» (учащиеся демонстрируют легкое дуновение ветерка, затем ветер усиливается, колосок (полоска бумаги) сильно сгибается)
2 абзац –Зачем Наташа вошла в рожь?
-Как хотела пройти Наташа к дороге?
-Почему она не побежала по ржи через поле, ведь это был короткий путь домой?
Физкультминутка «Солдат и тряпичная кукла»
Нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость) |
И.с. – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдаты. Застыньте в такой позе на несколько секунд, как будто одеревенели. Теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки так, чтоб они свободно свисали. Станьте такими же мягкими подвижными, как тряпичная куколка. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стали мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку.
3 абзац – Почему Наташа спешила и чего ей хотелось?
- Какие чувства испытала Наташа? За кого она боялась? Почему?
- На что надеялась Наташа?
-Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? Почему?
- Как бы вы повели себя, оказавшись на месте Наташи?
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (записать в тетради) (слайд 11)
Выборочное чтение:
- Прочитайте, как автор описывает начало грозы. («Дальняя молния…» до слов «…боль в сердце», последнее предложение 1 части)
- Как вел себя Антошка?
Работа со слайдом: репродукция картины А.Саврасова «Рожь», картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 12-13)
- Какая из этих картин может служить иллюстрацией к рассказу «Июльская гроза»? Почему?
- Кто изображен на картине?
- Кто они друг другу?
- Почему они бегут?
- Что выражают их лица?
- Чего боятся дети?
Вывод: А. Платонов посредством языка, а К.Маковский с помощью красок и кисти показали нам страх детей перед грозой. Каждый из них сделал это ярко и мастерски.
8. Рефлексия (учебной деятельности, эмоционального состояния)
- Какой рассказ мы начали сегодня читать? Кто автор?
- Что вам больше всего запомнилось?
Оценивание учащихся учителем.
- Какое настроение у вас после урока? Прикрепите лучики соответствующего цвета к солнышку: красный – отличное, синий – грустно.
9. Домашнее задание.
Стр.55-56, подготовиться к пересказу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.