Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть
Оценка 5

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
21.12.2019
Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть
А Платонов Июльская гроза.docx

Урок чтения и развития речи в 5 классе

специальной (коррекционной) школы 8 вида

 

Тема: А. Платонов «Июльская гроза». I часть.

Цели: - ознакомить учащихся с 1 частью Андрея Платонова;

-учить читать бегло, осмысленно, правильно; точно формулировать ответы на вопросы педагога;

- коррекция и развитие устной связной речи через упражнения в чтении текста наизусть, ответы на вопросы в беседе, словесное рисование, объяснение образных слов и выражений и т.д.;

-способствовать обогащению и активизации словаря, коррекции звукопроизношения;

-стимулировать познавательный интерес школьников;

-воспитывать уважение к хлебу как результату труда человека.

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровьесберегающие технологии (создание благоприятных условий для работы по предупреждению и сохранению здоровья учащихся (профилактика осанки, выработки правильного дыхания, профилактика зрения по методике В. Ф. Базарного, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости), создание эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала. ), технологии коррекционно – развивающие Е. Д. ХуденкоИК-технологиитехнология формирования типа правильной читательской деятельности.

Методы: наглядный метод, практический метод, активные методы обучения (начало урока, метод эмоциональной разрядки и физической разминки, определение эмоционального состояния в конце урока).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайдовое сопровождение урока, учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент

- Итак, какой урок сейчас начнем?

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, с удовольствием.

2. Коррекционные упражнения 

а) Скороговорка (отработка чёткости артикуляции):

Синий-синий василёчек – неба синего кусочек.

б) Упражнение на развитие зрительного внимания (корректурные упражнения – найти среди букв слова): НПОСОЛНЦЕМНКЛУГВЗДЦВЕТЫХЦЧЖАВОРОНОКДПЗ;

в) Загадка (упражнение на развитие мышления)

Оно за весною к нам в гости идёт,

с собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

чтоб зрели скорей на полях колоски. (лето)

– О каком времени года говорится в загадке? Почему вы так считаете?

г) -Посмотрите на экран. Вспомните летние признаки, опираясь на картинки (слайд 1-4) .

 

д) Игра «Так бывает или нет?» (учащиеся дают полные ответы: «Да, так бывает: лето – самое жаркое время года» или «Нет, так не бывает. Летом листья не увядают и не опадают. Летом листья распускаются на деревьях.») :

- Лето – самое жаркое время года.

- Летом на деревьях появляются почки.

- Летом люди часто купаются в водоёмах.

- Летом листья увядают и опадают.

- Летом перелётные птицы улетают на юг.

- Летом самые длинные дни и самые короткие ночи.

- Летом начинаются школьные каникулы.

3. Актуализация знаний учащихся

- Назовите большую тему, которую мы сейчас изучаем. (Стр. 53)

- Назовите произведения о летней природе, прочитанные на предыдущих уроках.

4. Проверка домашнего задания

-Что было задано на самоподготовку?

- С каким чувством надо читать это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто учил стихотворение наизусть? Расскажите.

5. Вводная беседа

-Какие летние природные явления знаете?

-Назовите летние месяцы?

- В летнюю пору начинается созревание хлебов, которое сопровождается частыми грозами. Бывают они и в июле.

- А как в народе называют людей, которые выращивают хлеб? (хлебороб)

- Вырастить хлеб тяжелая работа. Расскажите, что знаете о выращивании хлеба? Когда сеют хлеб? (Ранней весной люди сеют зерна в землю.)

-Что происходит с зерном в земле? ( Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу).

-Когда созревает зерно? (За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ.)

-Какого цвета созревшие колоски? ( Когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет.)

Когда наступает время убирать урожай? (Летом наступает время собирать урожай)

Кто выходит на поля убирать урожай? (На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. )

-Куда отправляют убранное зерно? (После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу.?

-Что делают с зерном на мельнице? ( Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. )

-Куда отправляют муку с мельницы? Что делают из муки? (Дальше мука отправляется на хлебозаводы.)

Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделияА из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. (Угостить детей ржаным хлебом)

- Как люди должны относиться к хлебу после такого тяжелого труда?

6.Объявление темы урока

- Сегодня мы начнем изучение рассказа А. Платонова «Июльская гроза» (слайд 5) (записать в тетрадки число, классная работа, тему урока)

7. Изучение темы урока

- Что вы знаете о грозе? (Видеоролик или слайд 6-9)

Вывод: - Чем обычный дождь отличается от грозы? (слайд № 10 висит)

Гимнастика для глаз по В.Базарному (плакат на доске)

Концентрация внимания учащихся: Кто меня слышит хлопните в ладоши, кто меня видит – топните ногой.

Знакомство с текстом (чтение учителем 1 части рассказа А.Платонова «Июльская гроза»)

-Я прочитаю первую часть рассказа «Июльская гроза», а вы скажете о ком этот рассказ?

(Словарная работа проводится по ходу чтения: безмолвие, застило, обочина, рожь)

(Чтение учителем первой части произведения)

Проверка первичного восприятия текста

- О ком этот рассказ?

- Откуда и куда шли дети?

- Какой путь к дому был более короткий?

- Почему дети выбрали дальнюю дорогу?

Чтение по абзацам (с ответами на вопросы по тексту):

1 абзац- Как начиналась гроза? (тишина, солнце закрыли тучи, сверкнула молния, поднялся ветер, ударил гром)

Дыхательная гимнастика «Ветерок и колосок» (учащиеся демонстрируют легкое дуновение ветерка, затем ветер усиливается, колосок (полоска бумаги) сильно сгибается)

2 абзац –Зачем Наташа вошла в рожь?

-Как хотела пройти Наташа к дороге?

-Почему она не побежала по ржи через поле, ведь это был короткий путь домой?

Физкультминутка «Солдат и тряпичная кукла»

Нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость)

И.с. – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдаты. Застыньте в такой позе на несколько секунд, как будто одеревенели. Теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки так, чтоб они свободно свисали. Станьте такими же мягкими подвижными, как тряпичная куколка. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стали мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку.

3 абзац – Почему Наташа спешила и чего ей хотелось?

- Какие чувства испытала Наташа? За кого она боялась? Почему?

- На что надеялась Наташа?

-Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? Почему?

- Как бы вы повели себя, оказавшись на месте Наташи?

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (записать в тетради) (слайд 11)

Выборочное чтение:

- Прочитайте, как автор описывает начало грозы. («Дальняя молния…» до слов «…боль в сердце», последнее предложение 1 части)

- Как вел себя Антошка?

Работа со слайдом: репродукция картины А.Саврасова «Рожь», картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 12-13)

- Какая из этих картин может служить иллюстрацией к рассказу «Июльская гроза»? Почему?

- Кто изображен на картине?

- Кто они друг другу?

- Почему они бегут?

- Что выражают их лица?

- Чего боятся дети?

Вывод: А. Платонов посредством языка, а К.Маковский с помощью красок и кисти показали нам страх детей перед грозой. Каждый из них сделал это ярко и мастерски.

8. Рефлексия (учебной деятельности, эмоционального состояния)

- Какой рассказ мы начали сегодня читать? Кто автор?

- Что вам больше всего запомнилось?

Оценивание учащихся учителем.

- Какое настроение у вас после урока? Прикрепите лучики соответствующего цвета к солнышку: красный – отличное, синий – грустно.

9. Домашнее задание.

Стр.55-56, подготовиться к пересказу.

 

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть

Урок литературного чтения в 5 классе. А. Платонов "Июльская гроза" 1 часть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019