Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»
Урок литературного чтения
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Разработала:
Солоницына Марина Дмитриевна,
учитель начальных классов.
Железногорск-Илимский
2022 г.
Пояснительная записка
1. |
ФИО |
Солоницына Марина Дмитриевна |
2. |
Место работы |
МБОУ «Железногорская СОШ № 4» |
3. |
Должность |
Учитель |
4. |
Направление |
Начальная школа |
5. |
Класс |
4 |
6. |
Тема урока |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
7. |
Тип урока |
Чтение и анализ художественного произведения |
8. |
УМК |
«Школа России», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голованово. |
9. |
Раздел |
«Литературные сказки» |
10. |
Количество часов |
В неделю 3 часа, в год 102 ч. |
11. |
Актуальность материала |
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще. Данный урок поможет учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни, поможет сформировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. |
12. |
Цель и задачи урока |
Цель: создать условия для повышения уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; Задачи: предметные: -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой, -развивать умение понимать прочитанное, -формировать понимание единства автора и его произведений, -формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией. -пополнять словарный запас учащихся; - расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; - учить анализировать поступки и характер героев; метапредметные: -учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию, -формировать умения формулировать тему урока; -ставить учебную задачу и удерживать ее; -строить высказывания, понятные собеседнику; -анализировать информацию и делать выводы; -формировать начала предметной рефлексии. - отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; - формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности. личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать), - воспитывать чувство сострадания к другим -воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению, -развивать мотивы учебной деятельности, -стимулировать проявления эмпатии. |
13. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, музыка. |
14. |
Формы работы |
- индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. |
15. |
Применяемые технологии |
Ø Технология критического мышления; Ø Технология продуктивного чтения; Ø Технология проблемно-диалогического обучения по Мельниковой. Ø ИКТ- технология; |
16. |
Техническое оборудование |
Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, раздаточный материал (карта – информатор, карточки со словарной работой, карточки «рефлексивная мишень»), учебник, музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия». |
17. |
Характеристика класса |
Общеобразовательный класс, всего – 29 учащихся (из них – 16 мальчиков, 13 девочек). Познавательная активность в классе достаточно устойчива, выше среднего уровня. Слабоуспевающих мало. Дети подвижные, активные, ответственные, дисциплинированные. |
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением) |
Деятельность ученика (с указанием действий с оборудованием) |
Планируемые результаты (УУД) |
1 |
Организаци-онный этап |
- Начать наш урок я бы хотела со стихотворения: Литературное чтение - прекрасный урок, Много полезного В каждой из строк. Стих это будет, Сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! - Объясните смысл этих слов. ( Ответы детей ). |
Дети получают положительный настрой.
Отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: проявлять интерес к занятию, самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. |
Актуализация знаний .
|
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом “Литературные сказки”. - Давайте узнаем, с произведением какого автора будем знакомиться на уроке. Работа в парах: -Расшифруйте ребус, назовите фамилию и имя автора. https://docs.google.com/document/d/1264joAny04vMG-A9d2rnhIKzGXqEh3MX/edit?usp=sharing&ouid=111236271746357389528&rtpof=true&sd=true Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии В.М.Гаршина
Технология критического мышления Приём “Верите или не верите?” Прочитайте высказывание о В.М.Гаршине , если вы согласны с ним +, нет -
1. Автор сказки “Лягушка-путешественница” + 2. Родился в дворянской семье. + 3. В четыре года собрался на войну.+ 4. Воспитывал отец.+ 5. Учился плохо.- 6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.+ 7. Писатель не любил живопись.- 8. Имеет образование горного инженера.+ 9. Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры. Затем раздается карта – информатор, по которой учащиеся читают биографию Гаршина и сверяют свои ответы. - Какой высказывание вам показался наиболее интересным? Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли сказку. |
Включаются в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. Всеволод Михайлович Гаршин
Работа в паре.
Карта – информатор «В.Гаршин» https://docs.google.com/document/d/1LyKPBo47E4Y5m3rfuhbfkxKqu-YBDnZK/edit?usp=sharing&ouid=111236271746357389528&rtpof=true&sd=true Дети получают эмоциональный настрой.
|
Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать речь других. - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью.
|
3. |
Фиксация затруднения.
|
Технология проблемно-диалогического обучения. Проблемная ситуация. - А сейчас давайте заглянем в историю написания этой сказки. История написания сказки. Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна https://drive.google.com/file/d/18k_Bt-Nu37ieZjahl16hOVNDlnaJawMc/view?usp=sharing Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. - Как, вы, думаете, о чем? - Да где встретится что-то прекрасное и безобразное. Произведения В. М. Гаршина называется «Сказка о жабе и розе» - Сформулируйте тему нашего урока, цель. Тема нашего урока: В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Цель: познакомиться с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе". - У вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба? - Давайте составим синквейн к словам жаба и роза. Технология критического мышления Приём «Синквейн» - Послушайте стихотворение Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня- Добро и зло разоблачить.
- Обратите внимание на последнюю строку стихотворения. Она подтверждает наши догадки. |
Включаются в учебную деятельность. Дети получают эмоциональный настрой.
Ответы детей.
Дети предлагают свои предположения.
Предположение детей.
Групповая работа. Выполняют задание в группах. Представляют свой результат. 1 группа 1.Роза 2.Красивая, добрая 3.Радует,растет, пахнет 4.Роза – прекрасный цветок Роза - «добро» 2 группа – 1.Жаба 2.Уродливая, 3.Прыгает, плавает, пугает 4.Жаба - мерзкое животное. Жаба – «зло»
|
Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других.
Регулятивные: -совместно с учителем обнару-живать и формулировать учебную проблему.
|
4.
|
Изучение нового материала. 1.Работа с текстом до чтения.
а) словарная работа
|
Технологии продуктивного чтения Приём «Антиципация» - Посмотрите на цепочку ключевых выражений, попробуйте предположить о чём будет сказка? цветник. роза распустилась ленивая жаба мальчик в цветнике болезнь разговор жабы и розы просьба мальчика уход из жизни мальчика и розы.
Карточка1. Соединить слово и значение. КОЛ колющее оружие, род
копья. ПРОНИЗАТЬ сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим стеблем другие растения. Карточка 2. Читай быстро, почти как одно слово: КОЕ-ГДЕ https://docs.google.com/document/d/1j2dz9y3ay3eY6xyFvYj1myDVezGT_NiZ/edit?usp=sharing&ouid=111236271746357389528&rtpof=true&sd=true |
Предугадывают смысл предстоящего чтения.
.
Работа в паре. Обсуждают , объясняют значение слов.
Индивидуальная работа над произношением слов. |
Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: -совместно с учителем обнару-живать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции. |
2.Работа с текстом во время чтения:
|
А) Первичное чтение текста - Сядьте красиво, приготовьтесь слушать. - Подумайте и продолжить своими словами предложения на доске. Я почувствовал … Я задумался…
-- Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Почему это произведение относится к жанру сказки? - Назовите героев сказки. Б) Перечитывание текста. Чтение цепочкой – 1 абзац - Что связывало всех героев сказки? Выборочное чтение -Найдите и прочитайте описание цветника. - Чей был цветник? - Почему он был так запущен? - Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста - Найдите и зачитайте описание мальчика. - С кем он подружился в цветнике? -Что случилось с мальчиком? Зачитайте отрывок. -Почему он перестал приходить в сад? - Найдите и зачитайте, о чем вспоминал мальчик? - Что вы можете сказать о розе? -Какая она? Зачитайте описание розы. - Ребята, вам нравится роза? Какой это образ – положительный или отрицательный? - Какой вы представляете себе жабу? Как Гаршин описывает её? Найдите описание в тексте, прочитайте. -Что было с жабой, когда она впервые увидела розу? Найдите отрывок и прочитайте. Как она выражала свои чувства? Прочитайте. - Итак, какой нам показывает жабу автор? Образ жабы положительный или отрицательный? |
Слушают произведение в прочтении хорошо читающих детей и следят по тексту.
Промежуточная рефлексия..
Отвечают на вопросы по тексту.
|
Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: -совместно с учителем обнару-живать и формулировать учебную проблему. Личностные: -способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов, - осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности.
|
|
3.Работа с текстом после чтения
|
Физминутка: - Слова, связанные с жабой - встаем и топаем, слова, связанные с розой – садимся и хлопаем. (Злая, красота, завистливая, равнодушие, солнечная, бледная, сырая, уничтожить, счастье, безобразная, лень, ароматная, ненависть, мечта, поесть, прохрипела, молитвы)
В) Беседа по содержанию в целом. Структурный анализ текста. - Какую смерть предпочла бы роза? - Удалось ли ей исполнить своё желание. - Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым?
- Почему автор говорит, что эта история была лучшим приключением в жизни розы? - Кого можно представить под образом розы? -Какой вывод можно сделать? Вывод: Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки
а) Концептуальная беседа по тексту - Какой урок мы должны извлечь из этой сказки? - Какова главная мысль произведения?
Работа с пословицами. Прочитайте. Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело питает душу и тело. -Как вы понимаете их смысл? - Подходят ли они к нашему произведению? Докажите.
б) Творческое задание Технология критического мышления Приём «Корзина предложений». - Как вы думаете, мог ли быть другой конец сказки? - Предложите ваши варианты. |
Отвечают на вопросы по тексту. Высказываются о своих чувствах.
Отвечают на вопросы учителя
Работа в паре.
Выслушиваются разные варианты детей.
Выслушиваются предположение детей |
Познавательные: - строить логическую цепь рассуждений; - делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию; Личностные: - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, доказательств; - извлечение из текста необходимой информации. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, ----координирование в сотрудничестве
Регулятивные: - планировать работу в группе; - осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признакам. Личностные: - формировать желание выполнять учебные действия выражая своё положительное отношение к процессу познания |
|
5. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Закончите предложение: Я узнал… Было интересно… Я почувствовал, что… Я смог… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
Давайте попробуем оценить свою работу «Рефлексивная мишень» https://drive.google.com/file/d/1zV319jhAqaRM5ZgXgSMihkDa0NFhxy6C/view?usp=sharing
|
Самооценка собственной деятельности. |
Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - осознавать практическую значимость материала. |
6. |
Домашнее задание |
- Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? - Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? - Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? - Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». -Заканчивая урок, мне хочется вам пожелать - пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок - роза. Учитесь у мира только хорошему. |
Дети выслушивают инструктаж по выполнению домашней работы.. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.