Урок литературного чтения во 2 классе: А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения во 2 классе: А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
27.08.2022
Урок литературного чтения во 2 классе: А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"
Урок литературного чтения чтения во 2 классе: А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…" Цели урока: • Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе. • Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.
Урок литературного чтения чтения А.С. Пушкин Вот север, тучи нагоняя….docx

Никонова Вера Борисовна

Урок чтения «"А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.
  • Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

    Здравствуйте, ребята,

Здравствуйте, мы друг другу сказали

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте, больше ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

И на капельку радостней сделалась жизнь.

– Сегодня на уроке к  кому  мы можем  обратиться со словом «Здравствуйте»?

– А кому еще сегодня мы обратимся с этими словами. Вы скажете сами. Что объединяет все эти произведения?

У лукоморья дуб зеленый….

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Вот север тучи нагоняя…

- Все эти произведения написал А.С.Пушкин

– «Я в гости к Пушкину спешу!»(на доске портрет и слова)

Такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться  для вас уроки, посвященные великому поэту. И также ласково (жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».

– А что мы будем отвечать?  (Здравствуйте Пушкин)

–Посмотрите на слайд, какие из этих произведений мы не читали?

-  Какая тема урока?

(В гости к Пушкину!«Вот север тучи нагоняя..» (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

- Давайте определим задачи нашего урока с помощью записанных на слайде опорных фраз:

1) Расширить знания о жизни и творчестве _______________________

2) Познакомиться с произведением __________

3) Учиться _________, ___________________ читать

 

-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Известен такой факт: как-то мальчик долго не засыпал, ворочался на постели. Его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» —  «Сочиняю стихи»,- ответил мальчик. У отца была большая библиотека, здесь Саша проводил долгие часы за чтением, читал все, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка. 
-Великий поэт наградил нас, оставив более тысячи стихов. 

Давайте побудем сегодня биографами. У каждого на парте лежат листочки с биографией А.С.Пушкина. Вам нужно в течение 2 минут прочитать и запомнить биографию писателя, а затем верно ответить на вопросы.

1.В каком году родился А.С. Пушкин?

2.Где родился великий поэт?

3.Как звали няню Пушкина?

4.В каком лицее учился А.С.Пушкин?

5.Где А.СПушкин написал поэму «Евгений Онегин»?

6.Как звали жену Пушкина?

6.Кто создал памятник А.С.Пушкину в Петербурге?

7.В каком году умер поэт?

8.Как погиб Пушкин?

1.     Художественная зарисовка.

– Давайте, ребята совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин.

Слайд №12

– Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал скорую ее гибель….Слайд №13

Вечером он долго не мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму…

Слайд №14

Слайд № 15

Слайд №16

Утром он увидел еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по– новому нарядила, украсила природу.

Так было создано это стихотворение. Послушайте его

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?А почему?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

-Как поэт относится к зиме?

-Как он ее называет?

-В стихотворении нарисована сказочная или реальная картина зимы?

Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это время, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками.

- Работа над художественными средствами.

Побудем литературоведами.

2 группе найти олицетворение.

3 группе- эпитеты

1 группе-объяснить непонятные слова.

Пелена – покрывало

Клок – пучок, кусок

Брега-берега (старая форма слова).

Недвижная река – неподвижная река.

олицетворения (Север дохнул, завыл; зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла)

С какой целью поэт использует олицетворение? (Чтобы показать Зиму живой.)

Эпитеты (Волшебница зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, матушка зима, пухлой пеленою).

Что значит пухлой пеленою? (Воздушной, пушистой пеленою)

Вывод.

Используя художественные средства, А.С. Пушкин передал свои чувства, настроение, нарисовал зимнюю картину.

 

Работа над выразительностью:

Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно). 
- Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный: 
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима. 
- В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? (темп чтения ровный, четкий) 
- Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения? (стихотворные паузы, ритм). 
- А еще, ребята, важно соблюдать смысловые и грамматические паузы внутри строки. Так слова: дохнул, завыл - четко отделяются друг от друга, а перед тире делается значительная пауза, показывается результат наступления зимы.

Обратите внимание на чтение строки: Пришла, рассыпалась. После слова рассыпалась - нужна пауза, т.к. слово клоками относится к следующей строфе: Клоками повисла на суках дубов. 
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех). 
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы  читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы. 

-Кто желает прочесть стихотворение так,  чтобы этому чтению порадовался поэт.

-Многие художники, воодушевясь стихами Пушкина, написали картины о зиме.

Слайд№18

– Ребята, а сейчас я вам предлагаю  побывать в роли художника

Под музыку П.И Чайковского «Времена года» надо попробовать  нарисовать мелом на   бумаге голубого цвета свои этюды к отрывку из романа «Евгений Онегин» и ваши работы мы поместим  на «снежное покрывало зимы».

 

Рефлексия.

– Молодцы,ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке.

-Какие цели мы ставили на уроке? Мы достигли их? Выберите одну из строчек и продолжите:

-         Я открыл для себя новое…

-         Меня удивило…

      - Тема нашего урока заставила меня задуматься о том, что…

-Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут  слова Пушкина:

« И рады мы проказам матушки зимы».(СЛАЙД)

 И может тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.

– Домашнее задание: выучить стихотворение

На выбор: написать сказку о зиме или нарисовать картину  к   стихотворению

1 группа

Объяснить слова:

 

Пелена –

Клок –

Брега-

Недвижная река –

 

 

2 группа

Обозначьте определение  олицетворения:

 

1)    приём, когда о неживом        говорится         как о живом.

 

2)    это образное красочное определение,очень яркий точный или необычный, запоминающийся признак, увиденный и названный поэтом.

Выпишите из текста олицетворения:

 

 

 

3 группа

Что такое эпитет?

1) это приём, когда о неживом        говорится         как о живом.

2) это образное красочное определение, очень яркий точный или необычный, запоминающийся признак, увиденный и названный поэтом.

Выпишите из текста эпитеты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. 

Маленький Александр прочитал много книг из библиотеки отца, где была в основном французская литература.  Большая и крепкая дружба связывала маленького Сашу с няней Ариной Родионовной. Именно она, рассказывала ему первые сказки.

       После домашнего обучения Саша поступает в Царскосельский лицей под Петербургом.  Здесь Пушкин стал поэтом.

    В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.

      В 1820 году завершил свое первое крупное произведение - поэму «Руслан и Людмила». В том же году был сослан в южную ссылку.

      В 1824 году Александра отправляют в северную ссылку в свое имение - село Михайловское, где и продолжает работать над поэмой «Евгений  Онегин».

       В 1831 году Пушкин женится на Наталье Гончаровой и переезжает в Петербург.

       Зимой 1837 года на дуэли с французом Дантесом, поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Пушкин скончался 29 января 1837 в Петербурге.


 

Скачано с www.znanio.ru

Никонова Вера Борисовна Урок чтения «"А

Никонова Вера Борисовна Урок чтения «"А

Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком

Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком

Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами

Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами

Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно)

Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно)

Объяснить слова: Пелена –

Объяснить слова: Пелена –

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2022