Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Цели урока:
Задачи:
1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .
2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач встречающихся в жизни.
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.
5. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
6.Оформлять свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого текста).
7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)
11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.
2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.
3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения
Личностные:
1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные.
Познавательные умения:
1. Применять методы информационного поиска.
Регулятивные умения:
1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
1. Слушать и вступать в диалог.
2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1
II. Проверка домашнего задания.
- Проверка задания из тетради «Сочини сказку…»
III. Постановка цели урока.
- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок »
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, (Слайд 3 ) в них обязательно должны быть чудеса, о животных
в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,
есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
Бытовые сказки появились позже всех..
События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.
Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.
- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
(Слайд 4 ) Русская народная сказка «Каша из топора»
IV.Изучение нового материала.
1. Словарная разминка. (Слайд 5)
Побывка – недолгое пребывание на родине.
Служивый – солдат.
Притомиться – устать.
2.Читают подготовленные дети, походу чтения- словарная работа.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – еслибы
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Слайд 6, 7 )
3. Первичная проверка понимания:
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом? (соль, крупа, масло)
Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)
Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
Почему он так поступил?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )
V.ФИЗМИНУТКА
Раз, два - мы считаем
И шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре
Руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись,
Оглянулись, улыбнулись.
Вместе дружно все присели,
Потом встали, полетели.
VI. Закрепление знаний.
-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
2.Повторное чтение.
Дети читают по цепочке, по ролям.
3.Работа над текстом.
- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )
- Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )
- Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )
VII. Итог урока . ( Групповая работа-составление синквейна.)
Синквейн
Например:
Сметка
Добродушный, но находчивый
Варит, вынуждает, посмеивается
Смётка (смекалка) дороже всего.
Догадка.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?
- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 13 )
VIII. Домашнее задание.
1 .Обязательная часть: выразительное чтение.
2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени солдата; 2) Синквейн; .
IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.
- у вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная (Слайд 14 )
X. (Слайд 15 )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.