Открытый урок литературы по теме
"Ищу человеческое в человеке…"Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс
Название учебных пособий и программа: Программы по литературе 5-11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010. Учебник: В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2011
Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Задачи урока:
когнитивные:
операциональные:
аксиологические:
Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.
Применение элементов инновационных технологий:
Формируемые компетенции:
Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Оборудование: учебник, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», презентация, средства ИКТ.
Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел,
что... следует взять те характеры,
на которых заметней и глубже отпечатывались
истинно русские, коренные свойства
наши.
Н.В. Гоголь
Приветствие. Сообщение темы урока. (Слайд 1)
(Слайд 2) Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное. Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей. А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»?
На предыдущем уроке мы говорили о неоднозначной трактовке этого заглавия, узнали, что с какой-то загадочной целью прибыл в город NN «милейший» Павел Иванович Чичиков и готовы уже вслед за ним отправиться в путешествие по NN-ской губернии.
Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.
- Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)
-Можно по-разному обсудить содержание этих глав и познакомиться с персонажами Гоголя.
(Слайд 4) Можно, например, сесть в повозку, запряжённую бойкой тройкой лошадей, и отправиться на экскурсию, например, с такими забавными названиями «По следам Чичикова» или «Здесь гостил П.И. Чичиков». Пока «гостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища. Интересные получаются выводы!
Любителям более острых ощущений можно предложить спуститься вместе с героями «Божественной комедии» Данте Алигьери в ад. Там на определённых кругах неминуемо встретимся с нагрешившими немало при жизни гоголевскими помещиками. Именно эту несколько мрачноватую экскурсию я предлагаю вам совершить сегодня на уроке.
(Слайд 5) Цели урока:
· вглядеться в портретные характеристики помещиков, созданные автором; выяснить, какими пороками отягчены души гоголевских помещиков;
· сопоставить текст поэмы Гоголя с устройством дантовского ада и выяснить, в какие круги его попали бы помещики;
· сделать вывод о том, насколько глубоко Н.В. Гоголь спустился в ад Данте.
(Слайд 6) В 1321 году, Данте Алигьери написал свою Божественную Комедию. В ней он представил свою модель Преисподней. В произведении автор описывает ад как место, которое состоит из девяти различных локаций, которые он называет 9 кругами ада. Несмотря на то, что этому литературному произведению искусства почти 700 лет, оно до сих пор восхищает, и даже ужасает людей по всему миру. Что же такого интересного описал Данте в своем детище?
Главным героем произведения выступает сам автор. Он рассказывает о том, как заблудился в лесу. На помощь Данте пришел Вергилий, великий римский поэт. Вергилий не просто готов вывести Данте из леса, но и хочет показать ему загробный мир.
Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.
Предлагаю спуститься в ад и познакомиться с его 9 кругами.
Выступление учеников.
(Слайд 7) 1 круг — Лимб
Там находятся души людей, которые не были крещены. Они не совершали плохих дел. Там заперт и сам Вергилий, спутник Данте. Кроме него здесь обитают души Сократа, Аристотеля, Цезаря, и многих других известных людей. Также здесь были души Ноя и Моисея. Но они были перенесены в Рай, когда воскрес Иисус Христос. Узники этого круга не подвергаются пыткам. Их наказание - скорбь. Стражем там является Харон, перевозчик душ умерших людей.
(Слайд 8) 2 круг — Сладострастие
У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Согласно Данте, там заперты души Клеопатры и Елены Прекрасной, из-за которой началась война между Грецией и Троей. Наказанием похотливым душам служит вечный ураган. Души кружатся в непрерывном и сильном потоке ветра и часто бьются о скалы
Стражем того круга является Минос, древний судья. Кроме своих обязанностей во 2-ом круге, он еще отправляет души в другие круги ада, согласно их грехам.
Наказание: кручение и истязание бурей.
(Слайд 9) 3 круг — Чревоугодие
В том круге пытают души людей, чьим главным грехом было чревоугодие. Наказанием для обжор служат постоянные дожди и град. Кроме дождя души грешников обгладывает древний демон. Его зовут Цербер, и он предстает в виде огромного трехглавого пса. Он же и является стражем 3-го круга.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
(Слайд 10) 4 круг — Жадность и Расточительство
В том круге заперты души людей, которые совершали два разных греха. Половина этих душ при жизни много тратила, а вторая половина жадничала. В их вечном противостоянии, эти души толкают на гору огромные камни. Встретившись на вершине, они сталкиваются и скатываются к самому подножью горы, чтобы начать сначала свою же пытку.
Стражем 4-го круга является демон Плутос.
Наказание: Вечный спор.
(Слайд 11) 5 круг — Гнев и Лень
Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Души людей, чьим главным грехом был гнев, обречены бесконечно сражаться друг с другом в болоте. На дне болота лежат люди, чьим главным грехом была лень.
Стражем 5-го круга является Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.
(Слайд 12) 6 круг — еретики и лжеучителя
В 6-ом круге заперты души еретиков и лжеучителей. Их наказанием служат могилы с пламенем внутри. Души постоянно горят в своих могилах. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражами 6-го круга являются три фурии – Тисифона, Мегера и Алекто. Вместо волос у этих существ змеи.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
(Слайд 13) 7 круг — Насильники и убийцы всех мастей
Там подвергаются пыткам все души, которые причиняли вред себе или другим. Тираны и разбойники вынуждены кипеть в раскаленной крови. Тех, кто попытается вынырнуть, тут же подстрелят из лука кентавры. Самоубийц превращают в деревья. Они вынуждены безмолвно наблюдать, как их истязают гарпии, полуженщины-полуптицы. Те, кто проматывал и проигрывал свое состояние, вынуждены вечно бегать от гончих псов. Богохульники, извращенцы и души людей, которые причиняли вред или препятствовали искусству, обречены на вечные муки в пустыне и изнывание под огненным дождем.
Кроме гарпий и кентавров, стражем того круга является Минотавр, полумужчина-полубык.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.
(Слайд 14) 8 круг — Для обманувших недоверившихся
В том круге мучают больше всего разновидностей грешников.
Сутенеры и соблазнители, избиваемые бесами, плывут навстречу друг другу по зловонному калу. Подхалимы обречены вечно быть погружены в кал. Члены духовенства, которые торговали церковными должностями, закованы в скалы, а по их пяткам струятся языки пламени. Колдунам и гадалкам голову поворачивают на 180 градусов и отнимают язык. Взяточники кипят в смоле, если кто-то попытается вынырнуть из смолы, то в него черти вонзят багры, оружие напоминающие полукопье-полукочергу. Лицемеров заковывают в свинцовые мантии. Воров мучают змеи, а также проказа и лишай. Души лукавых советчиков обречены на вечное горение. Любителей устраивать раздор потрошат бесы. Те, кто занимался подделкой чего-либо, обречены вечно болеть различными заболеваниями.
Стражем 8-го круга является Герион, великий лжец и обманщик.
(Слайд 15) 9 круг — Для отступников и предателей всех сортов
Этот круг представляет собой огромное ледяное озеро. Здесь заперты души предателей, тех, кто предал родных и свою родину, своих друзей, царей и своего Бога. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
. Стражами того круга являются гиганты Бриарей, Антей и Эфиальт.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере
(Слайд 16-18) Герой поэмы Н.В. Гоголя Павел Иванович Чичиков, посещая помещичьи усадьбы, расположенные в окрестностях города N, совершает подобно герою Данте свое собственное путешествие в загробный мир, спускаясь все ниже в дантовский ад.
Видеофрагмент.
(Слайд 20). Последовательность посещения персонажей поэмы Чичиковым не случайна: от помещика к помещику все глубже оскуднение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или быссмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением « душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.»
Класс разделен на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).
Для анализа образов помещиков предлагается план. (Слайд 4)
1) Портретная характеристика.
2 Изображение помещичьей усадьбы и отражение в
ней характера героя.
3) Роль интерьера.
4) Отношение героя к хозяйству, крестьянам,
сфера интересов.
5) Отношение к продаже мертвых душ.
Далее представители каждой группы рассказывают кратко обо всех помещиках
Манилов. (Слайд 21)
Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
1) Внешность - В лице Манилова «выражение не только
сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский
доктор засластил немилосердно…»;
отрицательное качество:
«черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось,
чересчур было передано сахару»;
Сам Манилов – человек
внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем,
он скучный собеседник.
2) Характер
героя не определен, не уловим.
«Один бог разве мог
сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни
то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
Слабоволие Манилова
подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. Манилов не смыслит в сельском
хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его
вина, что он не хозяйственник? Манилов - мечтатель, и мечты его
полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от
дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост", но эти прожекты не воплощаются в
жизнь.
Манилов не имеет
собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные
фразы. Его
приятная улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему
окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
Вместо настоящего чувства - у Манилова приторная любезность и чувствительная
фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо
деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки
выбитой из трубки золы ” (в доме Манилова много дыма, так как хозяин
непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы).
3) Образование - Манилов считает себя воспитанным,
образованным, благородным, но в
кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.
Он во всем проявляет
«прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре.
Зацепившись за любую
тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
Утонченная деликатность
и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи,
но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам
Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
У Манилова чаще всего
встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные
местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
Эти слова придают оттенок
неопределенности всему, что говорит Манилов.
Думать о реальной
жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в
жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными
формулами.
Манилов тяготеет к
просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в
пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают
домашнее образование.
Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более
подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация,
прикрывающая скудость.
4) Манилов - помещик,
совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
Гоголь подчеркивает
бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само
собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают
Вопросы для проницательных читателей. (Слайд 22)
- Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке? (Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности.)
- Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? («Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание» Генри Торо)
Заключение. (Слайд 23)
Гоголь подчеркивает пустоту и
ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки
его поместья.
В Манилове нет ничего
отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место,
ничто. Манилов «более
мертв», чем, скажем, Ноздрев или Плюшкин, у которых, конечно же, есть «свой
задор»? На какой круг ада вы поместили бы Манилова?
Коробочка. (Слайд 24)
Коробочку Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота.
Во внешности героини Гоголь указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.
Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душами". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом.
Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая. Коробочка
поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой
необычный товар, как мёртвые души.
Образ накопительницы
Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова.
“Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая
Чичикову мертвые души..
Помещица
Коробочка бережлива, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке. Жилище
Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами.
Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак. Ее домовитость
со временем перерастает в скопидомство.
Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой”
помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в
жизни. Она владеет натуральным хозяйством и торгует
всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. Все у
нее идет в дело. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене
купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение,
которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве
пригодятся?", Автор подчеркивает типичность этого образа. Тупость
Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.
Вопросы для проницательных читателей. (Слайд 25
- Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)
- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)
- «Дубинноголовая» - подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…) (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)
- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)
- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)
- Вернёмся к 9 кругам ада Данте Алигьери. На какой круг ада вы поместили бы Коробочку? (Слайд 26)
Ноздрёв. (Слайд 27)
Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. Он бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Ноздрев сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.
«Страстишка» Ноздрёва - «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»
На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место. На одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении
Вопросы для проницательных читателей. (Слайд 28)
- Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните хоть одно из этих утверждений. (Нет, он в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.)
- Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? (Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»)
- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)
- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Какое место вы отвели бы этому персонажу? (Слайд 29)
Собакевич. (Слайд 30)
Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич. Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, плут, медведь, а также обжора. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие У этого помещика довольно большая деревня, с крепкими и основательными постройками. В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.
Его дом, «как будто был определен на вековое стояние». Дома крестьян в его деревне «тоже срублены были на диво» - прочно и надежно. Этот факт говорит о том, что помещик Собакевич не только сам заботился о прочности и порядке своего дома, но и давал возможность крепостным крестьянам иметь хорошие деревенские избы.
Сам Собакевич показался Чичикову «похожим на средней величины
медведя»: «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета», он был весьма
неуклюжим и наступал беспрестанно на чужие ноги.
Убранство
комнат дома Собакевича было «прочное и неуклюжее в высочайшей степени и имело
какое-то странное сходство с самим хозяином дома…». «Стол, кресла, стулья – все
было самого тяжелого и беспокойного свойства, и каждый предмет, казалось,
говорил: «И я тоже Собакевич!».
О городских чиновниках
Михаил Семенович отзывается грубо и нелестно: губернатор, по его словам, первый
в мире разбойник, полицмейстер – мошенник, все – христопродавцы.
Даже о тех
людях, с кем Собакевич, кажется, дружен, он не произносит ни одного хорошего
слова, помещик твердо уверен, что в их городе «Мошенник на мошеннике сидит и
мошенником погоняет».
Собакевич груб и
невежественен, отказывается принимать все новое и передовое:«Эти доктора –
немцы до французы, я бы их перевешал…Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это
просвещенье – фук!».
Хотя сам
Собакевич, по словам Чичикова, настоящий кулак, излишнюю скупость он не
приемлет и осуждает: «У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот
душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!». Это тоже характеризует
Собакевича, как хорошего хозяина.
Просьбу
Чичикова о продаже мертвых душ, Собакевич выслушивает спокойно и просит за это
довольно большие деньги. Когда торг состоялся, Собакевич пишет список умерших
крестьян с такой аккуратностью и точностью, описывая «ремесло, звание, лета и
семейное состояние, что любо было глядеть». Мы понимаем, что он не только
крепостной помещик и хозяин своих крестьян, он прекрасно знает людей и ценит их
качества. Т.е., говоря словами Чичикова, со своими мужиками Собакевич в ладу и
их не обижает.
«Эк наградил-то тебя
бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, до крепко сшит», - это
изречение Чичикова наиболее точно отражает образ помещика Михаила Семеновича
Собакевича.
Вопросы для проницательных читателей. (Слайд 31)
- Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)
- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой? (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)
- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.)
(Слайд 32)Вывод: Третий круг «ада» – в усадьбе Собакевича.
Плюшкин. (Слайд 33)
Что можно сказать о помещике Плюшкине?
Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков. В его имении прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение.
По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер. Запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Картину «вымершего места» завершает «замок - исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах.
История Плюшкина очень печальна. «А ведь было время, когда он был бережливым хозяином! Был женат и семьянин» - с таких слов начинает автор историю Плюшкина. «Все текло живо и совершалось размеренным ходом». Но из-за смерти хозяйки, Плюшкин стал скупее, подозрительнее. И так, постепенно, его дом покидали по разным причинам близкие и родные.
«Одинокая жизнь дала сытную пищу для скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становиться ненасытнее. Все добрые чувства Плюшкина заменились скупостью, опустошением и подозрительностью. Из-за его постоянных мелких краж у своих же подданных, почти все крестьяне от него отвернулись. У Плюшкина запасов еды было на 2 с лихом его поместья, но все равно их держал под замком. Все эти запасы еды сгнили.
Даже когда Чичиков, по мнению Плюшкина, практически отдает ему просто так деньги, а для большого скряги Плюшкина это должно быть просто удачей, он даже не может хорошо порадоваться. На его лице было не чувство радости, а всего лишь отблеск. Это показывает нам «Мертвую душу» Плюшкина, потому что даже язык не поворачивается назвать её живой.
Вопросы для проницательных читателей. (Слайд 34)
- Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)
- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?
- Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!
Видеофрагмент
- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?
- Давайте подведем итог: какие человеческие пороки описал Н.В. Гоголь на примере помещиков? (Слайд 36)
- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.
Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право
Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых ученики записывают слово и заворачивают край.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.