Урок математики 2 класс "Решение текстовых задач" с элементами финансовой грамотности.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок математики 2 класс "Решение текстовых задач"
Иконка файла материала Урок математики Решение задач .docx

 Класс: 2- а    учитель: Чижевская Ирина Алексеевна

Тема: Решение текстовых задач

Цель: закрепить умение решать текстовые задачи различных   видов;        совершенствовать  навыки устного счёта;    подготовить к знакомству с  умножением чисел через    сложение; развивать мышление, внимание; воспитывать трудолюбие, уважение к труду.

Метапредметные задачи:

личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции.

познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление.

коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Оборудование: презентация - изображения представителей различных   профессий, девиз урока, карточки для индивидуальной  работы, оценочный лист.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

      Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

    1. Девиз урока. ( Учащиеся с доски хором читают запись на доске).

 То, что знаем повторяем. Что забыли — вспоминаем. Новое —   изучаем.

(СЛАЙД 1)

Учитель:  - Поделитесь своими знаниями. Вспомните то, что изучали на прошлых уроках и расскажите другим. Начните свой ответ словами

« Я знаю, что … »

    2. Игра «Копилка знаний». ( Учащиеся проговаривают правила, называют математические термины и т. д).

 

IV. Актуализация опорных знаний.

Устный счёт. ( На доске записаны выражения и ответы, на обороте буква.).

Учитель:  - Чтобы мы с вами узнали тему урока, надо к каждому выражению, найти правильный ответ, На обратной стороне которого записана буква. Из этих букв мы соберем слово и узнаем тему урока.

42 + 5 = 47      ( З )

54 – 10 =44     ( А )

50 – 20 = 30    ( Д )

10 – 7 = 3        ( А ) 

8 + 3 = 11       ( Ч )

9 + 3 = 12       ( И )

(СЛАЙД 2)

 

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:   -Для чего же необходимо уметь  решать задачи?

- Где мы встречаемся с задачами? (В учебнике, в жизни)

- Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое складывать и вычитать.

- Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне сформулировать тему урока? ( на доске открываю «Решение задач»)

- Кто назовет цель урока? (Закреплять умения  решать задачи,)

- А что нам для этого надо вспомнить?

- Это и будут задачи урока.

- Запишите в тетрадях число и тему урока,

Учитель:  - Сегодня на уроке вам нужно будет показать не только свои знания, но и умения. На уроке окружающего мира мы с вами знакомились с различными профессиями, какие вы знаете?

Вот я вас сегодня и  приглашаю вас на Ярмарку профессий.

- А что такое ярмарка?

(СЛАЙД 3)

- На протяжение всего урока  вы будите себя оценивать. У каждого из вас  оценочный лист с солнышками и после выполнения каждого задания  вы раскрашиваете  солнце,  нужным  цветом.(приложение 1)

 


               - у меня все получилось

 


              - у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил

 


              - у меня не получается, мне нужна помощь

(СЛАЙД  4)

V. Работа по теме урока.

 

Отгадайте название профессии и выполните задание.

Учитель: - Весь наукой увлечённый, ставит опыты...(учёный).

(СЛАЙД 5)

 ( работа по карточкамприложение 2 )

- Замените сумму чисел. Вставьте пропущенные числа.

2+2+2+2 =         __ по __

4+4+4 =             __ по __

3+3+3+3+3 =     __ по __

- Замените суммой одинаковых слагаемых  числа

10 = ……..         __ по 5

14 = ……..         __ по 7

Учитель: - Какие выводы можно сделать? (проверка коллективная)
(Числа можно заменить суммой одинаковых слагаемых)

Оцените себя в листах самооценки,

1.    Каллиграфическая минута.

Учитель: - В следующей профессии нужна аккуратность и точность. Одна неправильная линия и изображение меняется.(Художник).

(СЛАЙД 6) Загадка – помощник (если не отгадают слово)

Вот тебе помощник деревянный

Должен быть он острым постоянно

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует…. ( карандаш)

 

Учитель: - Какую цифру мы  сегодня  запишем,  вы узнаете, решив,   загадку – задачку.

 

Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек,
У моей сестренки Ксюши?
(Ответ:  четыре)

 

(СЛАЙД 7)

 Начинаем писать немного правее верхнего центра клетки. Ведем прямую линию чуть ниже центра клетки, затем ведем линию вправо и немного не доводя до правой стороны клетки пишем длинную линию, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.

 

Покажите ваши умения.

Оцените себя в своих картах оценки

2. Математический диктант.

Учитель: - Не решит больной задач, Всех больных полечит….. (врач).

(СЛАЙД 8)

 - Какими качествами должен обладать доктор?

Запишите решение простых задач, вычислите (один ученик работает  у доски, записать только ответы).

  •  Пекари испекли 85 пирожков. За день продали 60 пирожков. Сколько пирожков осталось?
  • Библиотекарь за  день выдала 28 книг. Из них 9 книг со сказками. Сколько других книг выдала библиотекарь?
  • Строители получили 16 банок с белой краской, а с коричневой на 5 банок больше. Сколько банок с коричневой краской получили строители?

Оцените себя в листах самооценки.

3.  Закрепление пройденного.

а) Решение примеров 

Учитель: - Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет….. (Учитель).

(СЛАЙД 9)

Попробуйте себя в роли учителей.

- Вычислите примеры в столбик,  пользуясь алгоритмом сложения и вычитания. (работа на карточках -  приложение 2 )

 

 

       44                    

    – 13

       31

    52

 + 15

    67  

       69

    -  21

       48

     74

  + 25

     99

(СЛАЙД 10) (Проверьте себя и оцените раскрасив солнышко)

 

б) Комментированное решение задачи.

Учитель: - Мастерица на все руки нам сошьёт пиджак и брюки…  (швея).

(СЛАЙД 11)

Как профессия швеи  связана с математикой?

(СЛАЙД 12)

Составьте задачу по  краткой записи и решите её.

 Купили  - ? м

 Отрезали — 6 м

 Осталось — 4 м

Учитель: -   Запишите решение и ответ. (работа в тетради)  Оцените себя!  

                                  Физкультминутка

Учитель: -   Кто товары продает — Молоко, сметану, мед?   (Продавец) 

(СЛАЙД  13)

И вот мы сейчас отправимся с вами за покупками, а поможет нам в этом…..

Муха – муха Цокотуха, муха по полю пощла ……

- Кто автор?

(СЛАЙД  14)
- У каждой группы на столе 100 рублевая  купюра.  Каждая группа отправляется в свой супермаркет и выполняет задание. Название супермаркета у вас на столах

(СЛАЙД 15)

- Затем командир группы представит нам набор продуктов, а мы проверим правильно ли группа выполнила задание.(выбирают товар и командир комментирует выбор группы)

(СЛАЙД 16)

 - У какой команды набор набор продуктов больше и полезнее.

- Сделаем вывод.

(СЛАЙД 17)

в) Следующая профессия подскажет ещё один вид задач.

(СЛАЙД 18)

- Не шахтёр, и не водитель, Дом нам выстроит … ( строитель).

- Обратите внимание на 3 задание. Как называется эта  геометрическая  фигура?  (Четырехугольник, прямоугольник)

- А какую фигуру мы тоже называем четырехугольником?

(СЛАЙД 19)

- Чем она отличается от прямоугольника?

- Ваша задача: найти периметр прямоугольника. Вспомним , что такое периметр? Что вы сделаете для того, чтобы его найти? (Измерим и сложим все стороны) (работа в тетради)

- Запишите решение в тетради.

- Поменяйтесь  тетрадями с соседом справа, проверьте его решение, а теперь  сравните  с эталоном. Оцените соседа.

Р=4см+6см+4см+6см

Р= 20 см

Ответ: 20 см .

(СЛАЙД 20)

Проверка «ученик-ученик».

Оцените себя на листах самооценки.

 

VI.  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ  ЗАДАНИЕ

 

Учитель: -   Когда от камня лишнее он отсекает,
                     гранит безликий оживает.
                     И в свет является чудесное  творение,
                     плод трудолюбия его и вдохновения.  (Скульптор)

(СЛАЙД 21)

 

- Он предлагает вам решить задачи разные по уровню сложности. Они  у вас на карточках. Каждый из вас выберет одну задачку, с которой он может справиться. (приложение 3)

-Но чтобы ее решить, вспомним части задачи.(работа в тетради)

- А теперь, решите  задачи,  пользуясь алгоритмом (самостоятельная работа).

- Кто прочитает свой ответ? Проверьте у себя.

- Оцените себя в листах самооценки.

 

(СЛАЙД 22)

 

VII. Итог. Рефлексия.

Учитель: - Вы побывали на ярмарке профессий, какие задания вам больше всего понравились, что нового узнали, чему научились.

- Что объединяет все профессии?

- Какой сделаем вывод? (Без математики не может обойтись человек любой профессии)

Все профессии важны, все профессии нужны.  

Оцените свою работу на уроке, заполните последнюю строку в ваших листах самооценки.: зелёный цвет — мастер труда, жёлтый — ученик,

VIII. Домашнее задание. Карточка

Приложение 4.

 

 

 

 

 

                                                 Приложение 1

Карта оценки ученика(цы)

Задания

1.Вставить пропущенные числа.

2. Минутка чистописания

3. Математический диктант

4. Письменное сложение и вычитание двухзначных чисел  без перехода через разряд

5.Составление и решение задачи.

6. Сложение десятков

7. Нахождение периметра прямоугольника

8.  Решение задачи

ИТОГО:

(Мастер или ученик)

 

 

 

 

                                            Приложение 2

 

 

- Замените сумму чисел. Вставьте пропущенные числа.

2+2+2+2 =         __ по __

4+4+4 =             __ по __

3+3+3+3+3 =     __ по __

- Замените суммой одинаковых слагаемых  числа

10 = ……..         __ по 5

14 = ……..         __ по 7

 

 

 

 

 

       44                    

    – 13

      

 

    52

 + 15

        

 

       69

    -  21

       

 

     74

  + 25

    

 

 

  

 

 

 

                                              Приложение 3

3-ий уровень:

   Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

  Составь краткую запись. Реши задачу. Составь выражение к задаче.

 

2-ой уровень:

Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

  Составь краткую запись. Реши задачу.

 

1-ый уровень:

  Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

   С помощью краткой записи реши задачу.

  

 

 


 1 поделка – 7 ш.    

2 поделка - ?, на 8 ш. >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 4

                        КАРТОЧКИ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

  

 

 

В одной  бочке  30 литров  воды,  а  в  другой   на  5  литров  больше.  Сколько  литров  воды  в двух бочках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х  + 40 = 62            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решите примеры,  записывая их столбиком:

36 + 33 =              53 + 25 =           

88 – 42 =              57 – 24 =           

52 – 41 =              83 + 16 =