Класс: 2- а учитель: Чижевская Ирина Алексеевна
Тема: Решение текстовых задач
Цель: закрепить умение решать текстовые задачи различных видов; совершенствовать навыки устного счёта; подготовить к знакомству с умножением чисел через сложение; развивать мышление, внимание; воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Метапредметные задачи:
личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции.
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление.
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация - изображения представителей различных профессий, девиз урока, карточки для индивидуальной работы, оценочный лист.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Девиз урока. ( Учащиеся с доски хором читают запись на доске).
То, что знаем повторяем. Что забыли — вспоминаем. Новое — изучаем.
(СЛАЙД 1)
Учитель: - Поделитесь своими знаниями. Вспомните то, что изучали на прошлых уроках и расскажите другим. Начните свой ответ словами
« Я знаю, что … »
2. Игра «Копилка знаний». ( Учащиеся проговаривают правила, называют математические термины и т. д).
IV. Актуализация опорных знаний.
Устный счёт. ( На доске записаны выражения и ответы, на обороте буква.).
Учитель: - Чтобы мы с вами узнали тему урока, надо к каждому выражению, найти правильный ответ, На обратной стороне которого записана буква. Из этих букв мы соберем слово и узнаем тему урока.
42 + 5 = 47 ( З )
54 – 10 =44 ( А )
50 – 20 = 30 ( Д )
10 – 7 = 3 ( А )
8 + 3 = 11 ( Ч )
9 + 3 = 12 ( И )
(СЛАЙД 2)
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: -Для чего же необходимо уметь решать задачи?
- Где мы встречаемся с задачами? (В учебнике, в жизни)
- Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое складывать и вычитать.
- Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне сформулировать тему урока? ( на доске открываю «Решение задач»)
- Кто назовет цель урока? (Закреплять умения решать задачи,)
- А что нам для этого надо вспомнить?
- Это и будут задачи урока.
- Запишите в тетрадях число и тему урока,
Учитель: - Сегодня на уроке вам нужно будет показать не только свои знания, но и умения. На уроке окружающего мира мы с вами знакомились с различными профессиями, какие вы знаете?
Вот я вас сегодня и приглашаю вас на Ярмарку профессий.
- А что такое ярмарка?
(СЛАЙД 3)
- На протяжение всего урока вы будите себя оценивать. У каждого из вас оценочный лист с солнышками и после выполнения каждого задания вы раскрашиваете солнце, нужным цветом.(приложение 1)
- у меня все получилось
- у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил
- у меня не получается, мне нужна помощь
(СЛАЙД 4)
V. Работа по теме урока.
Отгадайте название профессии и выполните задание.
Учитель: - Весь наукой увлечённый, ставит опыты...(учёный).
(СЛАЙД 5)
( работа по карточкам, приложение 2 )
- Замените сумму чисел. Вставьте пропущенные числа.
2+2+2+2 = __ по __
4+4+4 = __ по __
3+3+3+3+3 = __ по __
- Замените суммой одинаковых слагаемых числа
10 = …….. __ по 5
14 = …….. __ по 7
Учитель: - Какие выводы
можно сделать? (проверка коллективная)
(Числа можно заменить суммой одинаковых слагаемых)
Оцените себя в листах самооценки,
1. Каллиграфическая минута.
Учитель: - В следующей профессии нужна аккуратность и точность. Одна неправильная линия и изображение меняется.(Художник).
(СЛАЙД 6) Загадка – помощник (если не отгадают слово)
Вот тебе помощник деревянный
Должен быть он острым постоянно
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…. ( карандаш)
Учитель: - Какую цифру мы сегодня запишем, вы узнаете, решив, загадку – задачку.
Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек,
У моей сестренки Ксюши?
(Ответ: четыре)
(СЛАЙД 7)
Начинаем писать немного правее верхнего центра клетки. Ведем прямую линию чуть ниже центра клетки, затем ведем линию вправо и немного не доводя до правой стороны клетки пишем длинную линию, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.
Покажите ваши умения.
Оцените себя в своих картах оценки
2. Математический диктант.
Учитель: - Не решит больной задач, Всех больных полечит….. (врач).
(СЛАЙД 8)
- Какими качествами должен обладать доктор?
Запишите решение простых задач, вычислите (один ученик работает у доски, записать только ответы).
Оцените себя в листах самооценки.
3. Закрепление пройденного.
а) Решение примеров
Учитель: - Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет….. (Учитель).
(СЛАЙД 9)
Попробуйте себя в роли учителей.
- Вычислите примеры в столбик, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания. (работа на карточках - приложение 2 )
44 – 13 31 |
52 + 15 67 |
69 - 21 48 |
74 + 25 99 |
(СЛАЙД 10) (Проверьте себя и оцените раскрасив солнышко)
б) Комментированное решение задачи.
Учитель: - Мастерица на все руки нам сошьёт пиджак и брюки… (швея).
(СЛАЙД 11)
Как профессия швеи связана с математикой?
(СЛАЙД 12)
Составьте задачу по краткой записи и решите её.
Купили - ? м
Отрезали — 6 м
Осталось — 4 м
Учитель: - Запишите решение и ответ. (работа в тетради) Оцените себя!
Физкультминутка
Учитель: - Кто товары продает — Молоко, сметану, мед? (Продавец)
(СЛАЙД 13)
И вот мы сейчас отправимся с вами за покупками, а поможет нам в этом…..
Муха – муха Цокотуха, муха по полю пощла ……
- Кто автор?
(СЛАЙД 14)
-
У каждой группы на столе 100 рублевая купюра. Каждая группа отправляется в
свой супермаркет и выполняет задание. Название супермаркета у вас на столах
(СЛАЙД 15)
- Затем командир группы представит нам набор продуктов, а мы проверим правильно ли группа выполнила задание.(выбирают товар и командир комментирует выбор группы)
(СЛАЙД 16)
- У какой команды набор набор продуктов больше и полезнее.
- Сделаем вывод.
(СЛАЙД 17)
в) Следующая профессия подскажет ещё один вид задач.
(СЛАЙД 18)
- Не шахтёр, и не водитель, Дом нам выстроит … ( строитель).
- Обратите внимание на 3 задание. Как называется эта геометрическая фигура? (Четырехугольник, прямоугольник)
- А какую фигуру мы тоже называем четырехугольником?
(СЛАЙД 19)
- Чем она отличается от прямоугольника?
- Ваша задача: найти периметр прямоугольника. Вспомним , что такое периметр? Что вы сделаете для того, чтобы его найти? (Измерим и сложим все стороны) (работа в тетради)
- Запишите решение в тетради.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом справа, проверьте его решение, а теперь сравните с эталоном. Оцените соседа.
Р=4см+6см+4см+6см
Р= 20 см
Ответ: 20 см .
(СЛАЙД 20)
Проверка «ученик-ученик».
Оцените себя на листах самооценки.
VI. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель: - Когда от
камня лишнее он отсекает,
гранит безликий оживает.
И в свет является
чудесное творение,
плод трудолюбия его и
вдохновения. (Скульптор)
(СЛАЙД 21)
- Он предлагает вам решить задачи разные по уровню сложности. Они у вас на карточках. Каждый из вас выберет одну задачку, с которой он может справиться. (приложение 3)
-Но чтобы ее решить, вспомним части задачи.(работа в тетради)
- А теперь, решите задачи, пользуясь алгоритмом (самостоятельная работа).
- Кто прочитает свой ответ? Проверьте у себя.
- Оцените себя в листах самооценки.
(СЛАЙД 22)
VII. Итог. Рефлексия.
Учитель: - Вы побывали на ярмарке профессий, какие задания вам больше всего понравились, что нового узнали, чему научились.
- Что объединяет все профессии?
- Какой сделаем вывод? (Без математики не может обойтись человек любой профессии)
Все профессии важны, все профессии нужны.
Оцените свою работу на уроке, заполните последнюю строку в ваших листах самооценки.: зелёный цвет — мастер труда, жёлтый — ученик,
VIII. Домашнее задание. Карточка
Приложение 4.
Приложение 1
Карта оценки ученика(цы)
Задания |
|
1.Вставить пропущенные числа. |
|
2. Минутка чистописания |
|
3. Математический диктант |
|
4. Письменное сложение и вычитание двухзначных чисел без перехода через разряд |
|
5.Составление и решение задачи. |
|
6. Сложение десятков |
|
7. Нахождение периметра прямоугольника |
|
8. Решение задачи |
|
ИТОГО: (Мастер или ученик) |
|
Приложение 2
- Замените сумму чисел. Вставьте пропущенные числа. 2+2+2+2 = __ по __ 4+4+4 = __ по __ 3+3+3+3+3 = __ по __ - Замените суммой одинаковых слагаемых числа 10 = …….. __ по 5 14 = …….. __ по 7
|
44 – 13
|
52 + 15
|
69 - 21
|
74 + 25
|
|
Приложение 3
3-ий уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
Составь краткую запись. Реши задачу. Составь выражение к задаче.
2-ой уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
Составь краткую запись. Реши задачу.
1-ый уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
С помощью краткой записи реши задачу.
|
1 поделка – 7 ш.
2 поделка - ?, на 8 ш. >
Приложение 4
КАРТОЧКИ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
В одной бочке 30 литров воды, а в другой на 5 литров больше. Сколько литров воды в двух бочках?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х + 40 = 62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решите примеры, записывая их столбиком:
36 + 33 = 53 + 25 =
88 – 42 = 57 – 24 =
52 – 41 = 83 + 16 =
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.