Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"
Оценка 4.7

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
13.01.2020
Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"
план конспект.docx

Предмет: математика

Класс: 4«б»

Тема: Единицы длины. Закрепление изученного.

Тип урока: Урок закрепления.

Цель урока: формирование умения выражать длину в заданных единицах, устанавливать соотношения между изученными единицами длины.

Задачи:                 

-     закрепить знания учащихся о единицах длины:

-     уточнить в занимательной форме сведения о старинных мерах длины;

-     развивать умение решать текстовые задачи, содержащие единицы длины;

-     совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

-     создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;

-     развивать навыки самоконтроля, самооценки;

-     формировать у учащихся навыки делового сотрудничества;           

-     воспитывать аккуратность и внимание;

-     прививать детям любовь и уважение к природе, расширять кругозор.

Планируемы результаты:

Личностные УУД:

     Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД:

     Уметь определять тему и цели урока, формулировать учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.

Познавательные УУД:

     Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

Коммуникативные УУД:

    Уметь слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, работать в парах, договариваться, осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметные связи:

окружающий мир - «Жизнь птиц», литературное чтение - пословицы и поговорки о старинных мерах длины.                  

Оборудование.

Для учителя:

 - мультимедийный проектор, презентация.

- учебник М.И. Моро «Математика», 4 класс, карточки для индивидуальной работы.

Для учащихся:

-учебник М.И. Моро «Математика», 4 класс.

 

Ход урока

1.   Организационный момент (слайд 1)

Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Человеческая доброта –самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение окружающим. Спасибо! Садитесь!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

 

2. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски (1 ученик) примеры записаны

700 - 160 : 2 = 620                 

(525 - 525) х (396 + 4) = 0

584 + 0 : 216 = 584           

(800 – 200 + 40) : (201 - 200) = 640

 

2.   Работа по карточке за доской. Сравните многозначные числа.

56089…56098

60900…69000

987999…987099

40800…40800

783211…763211

 

3.   Фронтальная работа по таблице «Разряды и классы»

 

Запишите число, в котором: (по одному выходят к доске)

- 35 единиц 2 класса и 172 единицы 1 класса,

- 2 единицы 2 класса и 2 единицы 1 класса,

- 35 единиц IV класса, 408 единиц III класса, 95 единиц II класса, 2 единицы I класса,

- 700 единицы 2 класса, а единицы 1 класса отсутствуют

(самопроверка и самооценка)

 

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 – 4 ошибки – «2»

 

Проверка индивидуальной работы у доски. Выставление оценок.

 

Работа в тетрадях.

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

 

4.   Самоопределение к деятельности. Формулирование учебной задачи.

- Отгадайте ребус и догадайтесь, единицы какой величины мы будем повторять? (слайд 2)

 

(слайд 3) - На сегодняшнем уроке мы повторим соотношения единиц длины, научимся выражать крупные единицы длины в более мелкие и наоборот.

 

5.   Работа по теме урока.

1) Преобразование величин.

(слайд 4) - Какие величины лишние? Запишите в порядке возрастания (см, ч, мм, л, км, дм, м) (слайд 5)

 

- Мы исследователи. Работаем в группах по 4 человека.

У каждой группы лежит на парте задание:

1)    измерить и записать толщину книги;

2)    измерить и записать длину простого карандаша;

3)    измерить и записать длину парты;

4)    измерить и записать рост самого высоко и самого низкого ученика в группе;

5)    подумать и записать в чем измеряют: высоту телеграфного столба, расстояние от Сернура до г. Йошкар-Ола.

(проверка по слайду) слайд 6

 

- Заполним пропуски: 1 км = … м

      (на слайде 7)          1 м = … дм = … см = … мм

                                      1 дм = … см = … мм

 

Работа по учебнику с.38 №157. С записью в тетрадях и на доске.

 

-Прочитайте задание (Орлы поднимаются на высоту до 3000 м, журавли — до 4000 м. Вырази высоту полета этих птиц в километрах) (слайд 8)

 

-Как перевести метры в километры? (разделить число на 1000, так как

1000 м = 1 км)

 

-А на сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4 км – 3 км = 1 км)

 

-Решение запишите в тетрадь (один у доски; оценивание учителем)

3000 м = 3 км

4000 м = 4 км

4 км – 3 км =1 км

Ответ: на 1 км выше.

 

-Наверно, мало кто знает, что птицы могут ставить настоящие рекорды в высоте полета. Хотите узнать о птичьих рекордах?  подготовленные учащиеся (на слайдах)

 

1.   Белый аист (слайд 9)

Белый аист – это популярная болотная птица, которая известна своей длинной шеей, порой достигающей 13.7 метра. Они обитают в теплых регионах Европы и Западной и Центральной Азии. Белые аисты могут достичь максимальной высоты 4 900 метров.

 

2. Лебедь-кликун (слайд 10)

Лебедь-кликун является крупной перелетной птицей, которая названа так из-за звуков, которые она издает. Она обитает в болотной местности, тундре, озерах и прудах Юга Евразии. Они летают косяком на высоте 2 400 метров во время своего путешествия к местам зимовки, но могут достигать максимальной высоты 8 300 метров от уровня моря.

 

3. Белоголовый гриф Рюппеля (слайд 11)

Белоголовый гриф Рюппеля – самая высоко-летающая птица из всех известных. Эта птица может летать на высоте 11 300 метров. Белоголовый гриф Рюппеля относится к семейству стервятников. Они достигают 1 метра в длину и весят примерно 7-9 кг.


Учитель: Таковы самые высоко летающие птицы. Интересно, что на высоте более 6000 м птицы сталкиваются с нехваткой кислорода, жестоким солнцем и холодными ветрами, как они справляются с такими погодными условиями, ученым еще предстоит выяснить (черный слайд 12).

 

6.   Физкультминутка

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Раз, два, три (Шаги ногами на месте под счет учителя)

Ручками похлопаем. 

Раз, два, три (Хлопки в ладоши)

Раз присядем, (Приседания)

Быстро встанем, (Повороты туловища) 

Улыбнемся,

Тихо сядем.

 

7.   Работа по теме урока. Продолжение

 

- Ребята, вы, наверное, слышали, что часто называют размер экрана ТВ или монитора компьютера в дюймах. Размер ТВ в этом кабинете 32 дюйма. Может быть кто-то знает, сколько см составляет 1 дюйм? (подготовленный ученик)

 

(слайд 13) Дюйм(от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2см 5 мм. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок.

 

с. 38, № 158

- Прочитайте задание (Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Вырази их в сантиметрах)

 

- Как выразить миллиметры в сантиметрах? (разделить число на 10, так как 10 мм = 1 см)

 

- Чему равны размеры экранов?

 

Записываем № 158 и комментируем с места

- 650 мм = 65 см,

- 230 мм = 23 см,

- 100 мм = 10 см.

 

- Известны ли вам другие единицы длины измерения больших расстояний?

- Знаете ли вы старинные меры длины?

Наверное, вам встречались слова «верста», «миля».  Сегодня о некоторых старинных величинах нам расскажут ребята (выступления) (слайд 13)

 

Вершокстарая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер. 1 вершок = 4 см 4 мм. Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).

Встречается в пословицах: "Два вершка от горшка, а уже указчик".

Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11-16 вершков.

Говорят: «Близок локоть да не укусишь»«Сам с ноготок, а борода-с локоток». Как мера длины на Руси встречается с XVI в.

Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.

Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т. е. доставать до чего - либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени*, маховая и косая.

Маховая сажень - расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах».

(черный слайд 14)

 

8. Закрепление ранее изученного

 

с. 38, №162.

-Прочитайте задачу:

 

Из двух городов, расстояние между которыми 650км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250км, а другой на 35км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?

 

-Как движутся поезда? (навстречу друг другу)

 

-Сколько км прошел первый поезд? (250 км)

 

-А второй? (на 35 км меньше)

 

-Какое расстояние между городами? (650 км)

 

-Что нужно узнать? (расстояние между поездами)

 

-Посмотрите на слайд. Какая схема подойдет к данной задаче? Начертите схему в тетрадь (на слайде 16)

 

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

 

-Что нам неизвестно? (мы не знаем сколько прошел второй поезд)

 

-Каким действием узнаем? (вычитанием)

 

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Почему? (нет. Нужно для начала узнать сколько км прошли оба поезда)

 

-Каким действием узнаем? (сложением)

 

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием узнаем? (Можем. Узнаем действием вычитания)

 

Записывают решение задачи в тетради (По одному ученику записывают по одному действию у доски)

1) 250-35=215 (км) — прошел второй поезд.

2) 250+215=465 (км) — прошли оба поезда.

3) 650-465=185 (км) – расстояние между поездами.

 

Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км (с комментированием с места)

 

с. 38, № 160 (2)

- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ. ВЗАИМОПРОВЕРКА по слайду 15

100 мм = 10 см

184 дм = 18 м 4 дм

1190 см - 11 м 9 дм

9006 м = 9 км 6 м

 

9.   Подведение итога урока. Рефлексия

- С какой величиной мы сегодня работали? (слайд 17)

 

- Кому было трудно? В чем заключались трудности?

- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы этих трудностей не было?

 

(слайд 18) Домашнее задание: учебник №163, 164 (с. 38)

 

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"

Урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Единицы длины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020