Урок математики "Повторение сложения и вычитания в пределах 10"
Оценка 4.9

Урок математики "Повторение сложения и вычитания в пределах 10"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
1 кл
19.09.2020
Урок математики "Повторение сложения и вычитания в пределах 10"
Щербина Ирина Владимировна.docx

Щербина Ирина Владимировна

Урок образовательной области «Математика »

Предмет: математика

Тема: Повторение. Решение выражений в пределах 10

Тип урока: комплексного применения знаний

Вид урока: урок-путешествие

Цели:

Образовательные: закрепление знаний по нумерации чисел  от 1 до 10;

Развивающие: развитие мыслительных действий - анализ,  сравнение, обобщение, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке;

Воспитательные:  привитие  интереса к предмету; воспитание у учащихся чувства товарищества

Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Оборудование: ТСО,  раздаточный материал, рабочая тетрадь, карточки, наглядные картинки

 

Ход урока:

Самоопределение к деятельности

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок

Приготовиться успели?

На места свои все сели?

А теперь вперед за дело,

Математика нас ждет…

Вы готовы к путешествию по Плане Знаний. Предлагаю отправиться в наше первое плавание на этом замечательном корабле с парусами надежды.

На этом кораблике

 Под парусами

 Мы в дальние дали

 Отправимся с вами.

 Мы всех, кто захочет,

 С собой повезем.

 Ну что же, согласны? А повезем мы с собой хорошее настроение, удачу, дружбу, правильные ответы, активность,  логическое мышление.

А чтобы стать настоящими моряками вам нужно надеть то, что лежит у вас на партах. (Дети надевают морские воротнички).

А сейчас я проверю готовность к уроку.

        - Девочки готовы? (да)

        - Мальчики готовы? (да)

 

Мы поплывем на удивительный остров, хозяйка которого - наука математика. Потому что только она может оценить наши знания, чему мы научились на её уроках.

Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.

 

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь.

Надо многое знать,

Надо много уметь

И при этом, вы заметьте-ка

Капитанам, помогает Математика

Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо показать все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Отправляемся в плаванье, садимся поудобнее.

 Беленький кораблик

По реке плывёт.

Он в круиз сегодня —

1 «В» везёт.

Плещется на мачте —

Красненький флажок.

И ещё есть громкий,

У него гудок.

А ведёт кораблик —

Бравый капитан,

Повидавший очень,

Много дальних стран.

Актуализация знаний

 

Вот наш корабль. (Рассказ о кораблях)

Какие бывают корабли

 Корабли делятся по различным признакам. Например, по назначению: военные, грузовые, исследовательские и пассажирские; по типу приводящих их в движение устройств: вёсельные, парусные, моторные; по типу топлива или энергии: пароходы, теплоходы, атомоходы.

В настоящее время существует огромное количество различных типов судов: баржи-суда, предназначенные для перевозки грузов; военные авианосцы – настоящие плавучие аэродромы, на которых размещаются десятки самолётов; океанские лайнеры, предназначенные для путешествий и многие другие.

 

 Подводные лодки и крейсеры

 Подводные лодки и крейсеры являются ещё одним грозным оружием военно-морского флота. Сейчас ведущие державы имеют в основном атомные подводные крейсеры.

 Корабли сейчас применяют не только в военных целях и для перевозки грузов. Круизы на океанских лайнерах являются одним из популярных видов путешествий по морям и океанам. Для этих целей используют небольшие яхты, которые участвуют в спортивных состязаниях, называемых регатами.

 

-Чтобы корабль отправился в путь, надо выполнить задание.

Просчитать десятками от 10 до 100, от 30 до 50, от 80 до 20.

-Что мы знаем про числа?

- Какое однозначное число самое маленькое?

- Назовите самое большое двухзначное число.

-Назову я вам число

Всем известное оно

Попрошу вас не зевать,

А соседей у числа назвать

7, 9, 5, 8.

- Назовите предыдущие числа 3, 5, 7, 10.

- Попробуйте назвать состав чисел 70,20,40,30,50

- Назовите число, которое следует за числом 0, 2, 4, 8.

 Знаю – эта чудо-птица

 Рыбкой хочет поживиться

Над волной она летает,

 Рыбу из воды хватает,

 Провожает корабли

 И встречает близ земли.

-Посмотрите на гнезда. Сколько яиц нужно добавить в каждое из 4 гнёзд, чтобы количество стало одинаковым.

-На сколько ˃, на сколько˂.

 

Молодцы, наш корабль отплывает.

Физ. минутка.

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход

Раз, два,

А потом шагнул вперед.

Раз, два.

И поплыл, поплыл по морю

Набирая полный ход.

 

Локализация затруднений

-  Ребята, посмотрите, перед нами стая дельфинов.

 (Информация о дельфинах)

Дельфин – с плавниками,

 Но все же не рыбка.

 Считать его рыбкой –

 Большая ошибка.

 Ведь он чрезвычайно

 Талантливый зверь,

 Гораздо умнее, чем рыбы,

 Поверь!

 И фокус покажет,

 И трюк повторит.

 Все рыбы – молчуньи,

 А он – говорит!

 

 Дельфины очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.

У одних дельфинов рот вытянут вперед в виде клюва; y других голова спереди округленная, без клювовидного рта.

Дельфины плавают исключительно быстро, стайки дельфинов часто следуют за кораблями.

Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно, из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

Вопрос: Что значит сравнить?

-Каждый дельфин предлагает нам свое задание

Примеры на сравнение

.

10-7*6+2              4+6*7+3              10-9*2+7

2+8*6-5               8-6*9-3                  8-5*1+3

 

9-2*9+1               10-9*8+1

3+5*7-3               8-2*2+6

 

Построение проекта  выхода из затруднений:

 

-Ой, ребята, какая- то бутылка?

А как она могла попасть сюда? (Рассказ учителя)

-Обычно в бутылке отправляли послание. Среди множества видов почтовых отправлений существует один не совсем обычный – отправка письма по воде в бутылке , так называемый способ «бутылочной почты «.

Говорят, что ее изобретателем был ученый грек Теофраст, живший на берегах Средиземного моря лет за 300 до нашей эры. Чтобы доказать людям свое предположение, что вода в Средиземное море поступает из Атлантического океана, он бросил за Гибралтаром в океан несколько пустых запечатанных сосудов с записками. Один из них через три месяца нашли на берегу острова Сицилия.

 

Обычай бросать в море бутылку с вложенной в нее запиской, рассказывающей о гибели судна или о судьбе потерпевших кораблекрушение, возник очень давно (во всяком случае вместе с изобретением стеклянной бутылки ). К « почте Нептуна» прибегали в тех случаях, когда не оставалось никаких других средств сообщить о разыгравшейся на море трагедии.

 

А вообще отправка почты в бутылке очень романтичное занятие. Вот, например, интересные факты путешествия брошенных за борт бутылок.

Маленькая девочка из Великобритании, которая отправила бутылку с посланием в открытое море, даже и не подозревала, что та проделает столь длинный путь. Письмо дошло в 2006 году до Австралии, покрыв тем самым расстояние в 14 480 км

 (Учитель достает карту из бутылки)

- Ребята, здесь карта. По ней мы определим, куда плыть дальше, если справимся с заданием. Карта старая, вода попала в бутылку и смыла все знаки. Давайте восстановим их.

Задание

5*2=7                   0*6=6                   7*3=10

4*1=3                 10*5=5                   8*3=5

7*1=8                   9*3=6                   4*2=6

-Какие знаки нам должны помочь, чтобы справиться с заданием?

 

Дети читают стихотворения.

 

Я-плюс

И этим я горжусь

Я для сложения гожусь.

Я- добрый знак соединенья,

И в этом мое предназначение.

Чтобы правильно сложить

Надо правильно дружить

Если ссора иль сраженье

Не получиться сложенья

Сложим стих, прибавим смех,

Выйдет песенка для всех

За тобою и за мной

Запоет весь мир земной.

 

Я-минус

Тоже добрый знак

Ведь не со зла я обнимаю

А свою роль лишь выполняю

Вычитаем! Начинаем

Изо всех ручьев и рек

Вычитать и снег и лед

Будет птичий перелет.

Арифметика простая:

Улетела птичья стая

Это минус. Так считаем

Так считаем – вычитаем.

Ребята, здесь еще одно задание.

 

Обобщение затруднений во внешней речи

 

Задача

Вадим и Тахир пошли на рыбалку. Тахир поймал 3 рыбки, а его друг Вадим на 4 рыбки больше.

(Размыт вопрос)

Можно ли назвать эту запись задачей?

А какие вопросы можно задать, чтобы решить нам задачу?

1. Сколько рыбок поймали мальчики?

2. Сколько рыбок поймал Вадим?

Решение задачи:

Вопрос: А как по другому могли поймать мальчики рыбок (состав числа 10)

А мы продолжаем наше путешествие.

 

Физ. минутка.

Волны плещу в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте),
Ищем ракушки мы в песке (наклоны)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Настало время поработать с учебником. Стр.150 №2.

Задание:

Запиши сумму задуманного числа а и 7,6,8. Найди её значение если

а и 7            а и 6               а и 8

а= 1             а=1                 а=1

а=0              а=0                 а=0

а=2              а=2                 а=2

а=3              а=3                 а=3

 

 Но, какое задание будет выполнять каждый ряд, выберут самые активные учащиеся с этого ряда. А помогут нам в этом морские жители морской конек, медуза и осьминог(информация о морских животных).

 

По виду медузы на зонтик похожи.

Рот снизу, по центру зонта расположен.

По краю зонта много крошечных глаз,

Есть длинные щупальца, жгущие вас

Конечно, случайно. Такое бывает

Она не со зла, пищу тем добывает.

На солнце растает почти без следа.

На камнях останется только вода.

 

Медуза дышит всем телом. В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза. Около ротового отверстия находятся 4 ротовых лопасти, снабженные стрекательными клетками, в них же содержится «обжигающее» вещество, служащее для целей обороны и для добычи пищи. В связи с тем, что медуза в основном состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце.

 

 

Морской конёк всех удивил:

 Детишек в сумке он носил!

 Икру берёг, кормил, растил,

 Мальков потом на свет пустил.

Вздохнул: «Свобода, наконец!»

 Какой заботливый отец…

 Весь мир ты можешь обойти,

 Но папы лучше – не найти!

Что же за крутой зверёк

 Наш герой морской конёк?

 Всем понятно, что не лошадь

 Только головой одной

 На неё слегка похожий.

 Он питается планктоном,

 Рыбками, жучками,

 Мелкими рачками.

 И слывёт хамелеоном

 По обману чемпионом.

 Приспособившись к среде-

 Незаметным быть в воде.

 

Наверное, самой невероятной (если не странной) особенностью морского конька является то, что детенышей рождает самец. Об этом необычном явлении ученым стало известно только в прошлом столетии. У самого основания брюшка самца морского конька (там, где отсутствует защитный панцирь) расположен большой кожистый карман и щелевидное отверстие. И когда самка откладывает яйца прямо в этот карман, самец их оплодотворяет.

 Самка откладывает яйца в карман, пока он полностью не заполнится (в нем может находиться более 600 яиц). Внутреннее покрытие кармана становится похожим на губку, заполненную кровеносными сосудами, которые играют определенную роль в питании яиц. Это необыкновенная особенность самца морского конька! Когда откладывание яиц завершено, будущий папа отплывает со своим надутым карманом, являя собой своеобразную живую коляску для детенышей.

Уникальность морского конька среди рыб заключается в том, что его голова расположена под прямым углом по отношению к телу. Когда морской конек плывет, ее тело остается в вертикальном положении. Голова морского конька может двигаться вверх или вниз, но не может поворачиваться в стороны.

 

Что за странный осьминог?

 Ручек нет, а восемь ног.

 Он ногами кушает,

 Без ушей, а слушает.

 Строит замки под водой,

 В цвет окрасится  любой.

 У него присосок много,

 Не дразните осьминога!

 Клюв, глаза, а крыльев нет.

 Может съесть вас на обед.

 И зачем так много ног?

 Странный всё же осьминог.

 Лучше нам с ним не встречаться-

 И у берега купаться.

 

Осьминогов многие зоопсихологи считают самыми «умными» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаемы.

Включение в систему знаний и повторение:

 

Следуем дальше.

А вот и остров, о котором я вам говорила. Где же хозяйка?

Выходит Математика.

- Я- хозяйка острова. Я , все время наблюдала за вашим путешествием. Как хорошо вы справлялись с заданиями!

Давайте ребята, учиться считать.

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет поднятся ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Считайте, ребята, точнее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте.

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,

Для вас я приготовила еще одно задание. Слушайте внимательно.

- Из-за куста торчат 6 ушек.

   Там спрятались зайчики.

   Сколько зайчиков спряталось?

- За калиткой спрятались цыплята

   Видны 10 лапок. Сколько было цыплят?

Молодцы. Справились со всеми заданиями. Вы многое узнали за первый год обучения, я вас всех буду ждать в следующем году во 2 классе на моем  острове Математика.

Рефлексия деятельности:

- Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия.

- Кто набрал наибольшее количество монет?

- Какие знания и умения вы применили сегодня на уроке?

- Понравилось вам наше путешествие?

- Интересная наука « Математика»?

-Возьмите у себя на парте смайлик, который соответствует вашему настроению после урока, и наклейте на карту, которую мы достали из бутылки. Наше хорошее настроение и знания - вот главное богатство,  которое останется  у всех вас после сегодняшнего урока.

А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть на перемене.

Урок окончен.

Д/з: повторить таблицу сложения до 10


 

Щербина Ирина Владимировна Урок образовательной области «Математика »

Щербина Ирина Владимировна Урок образовательной области «Математика »

Мы поплывем на удивительный остров, хозяйка которого - наука математика

Мы поплывем на удивительный остров, хозяйка которого - наука математика

В настоящее время существует огромное количество различных типов судов: баржи-суда, предназначенные для перевозки грузов; военные авианосцы – настоящие плавучие аэродромы, на которых размещаются десятки самолётов;…

В настоящее время существует огромное количество различных типов судов: баржи-суда, предназначенные для перевозки грузов; военные авианосцы – настоящие плавучие аэродромы, на которых размещаются десятки самолётов;…

Физ. минутка. От зелёного причала

Физ. минутка. От зелёного причала

Построение проекта выхода из затруднений: -Ой, ребята, какая- то бутылка?

Построение проекта выхода из затруднений: -Ой, ребята, какая- то бутылка?

Какие знаки нам должны помочь, чтобы справиться с заданием?

Какие знаки нам должны помочь, чтобы справиться с заданием?

А свою роль лишь выполняю Вычитаем!

А свою роль лишь выполняю Вычитаем!

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки)

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки)

Она не со зла, пищу тем добывает

Она не со зла, пищу тем добывает

Строит замки под водой, В цвет окрасится любой

Строит замки под водой, В цвет окрасится любой

Выходит Математика. - Я- хозяйка острова

Выходит Математика. - Я- хозяйка острова

А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть на перемене

А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть на перемене
Скачать файл