Технологическая карта урока
Урок математики в 3 классе по теме:
«Умножение на 10 и на 100»
Класс |
3 |
Предмет |
Математика |
Авторы учебника |
В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века») |
Тема урока |
Умножение на 10 и на 100. |
Цель |
Вывести правило умножения на 10 и на 100. |
Задачи |
1. Повторить изученные приёмы умножения и деления и вывести новый приём умножения. 2. Развивать умение выделять главное, формулировать цель, составлять план действий, совершенствовать навыки групповой работы. Развивать интерес к миру литературного чтения. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи, положительного отношения к получению знаний. |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
Вид урока |
Урок - дидактическая игра (по сказке «Приключения Чиполлино») |
Методы обучения |
Словесный (эвристический метод), наглядный, практический. |
Формы обучения |
Индивидуальная, коллективная, работа в парах. |
Структура урока |
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение темы и цели урока. 4. Формирование новых понятий и способов действия. 5. Формирование умений и навыков. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. |
Ожидаемые результаты |
Личностные: · Осознание ценности изучаемого способа умножения. · Осознание практической важности изучаемого способа умножения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия · Умение выявлять проблему; · Умение определять и сохранять цель; · Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные универсальные учебные действия · Умение использовать научные методы познания; · Поиск способов решения и их реализация; · Умение сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия · Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; · Умение работать в паре, в группе. |
Оборудование |
· Карточки с цифрами и буквами; · Предметные картинки; · Компьютер; · Экран; · Презентация PowerPoint. |
На партах у каждого учащегося |
· Учебник «Математика» для 3 класса, автор В.Н. Рудницкая; · Тетрадь; · Карточки - задания; · Картинка-раскраска «Чиполлино» |
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
|||||||||||||
I. Организационный момент. |
Прозвенел звонок – Начинаем наш урок. Одна хорошая минута (слайд 1) - Сегодня на уроке мы с вами совершим много хороших добрых дел и через маленькие удачи придём к одной большой победе! Некоторые задания вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила групповой работы (слайд 2).
Эти правила лежат у вас на столах, на случай если нужно будет их вспомнить в ходе работы (приложение 1).
|
Подготовка тетради к работе.
Правила групповой работы (приложение 1): 1. Работать спокойно, тихо. 2. В обсуждении принимают участие все. 3. Группа принимает единое решение. 4. Договориться, кто отвечает. 5. При завершении работы – подать сигнал о готовности (поднять руки). |
|||||||||||||
II. Актуализация знаний. Устный счёт. |
- Ребята. Вы уже познакомились со всеми табличными случаями умножения. Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы решать любые примеры на умножение? - Поэтому сегодня вам предстоит знакомство с новыми приемами умножения. Но сначала, как обычно, зарядка для ума. Послушайте задачу и смоделируйте её ответ (на столах каждой группы и на доске картинки мальчиков и книг). - Миша, Петя и Коля читали. Два мальчика читали сказки, а один – стихотворение. Петя и Коля читали одинаковые книги. Что читал каждый?
- А вы любите сказки? - Сейчас вы в группах, решая примеры на умножение, расшифруете название сказки, в которую мы с вами попадём (приложение 2). - Какие слова у вас получились?
- Кто догадался как называется эта сказка? (слайд 3, первый щелчок) - А кто автор этой сказки? (слайд 3, второй щелчок) - В маленькой деревушке, где жил Чиполлино, жители очень плохо знали математику. Вот какие у них возникали трудности (Чтение задач сопровождается показом слайдов с рисунками и текстом задач) · (слайд 4) У подружки Чиполлино Редиски было 6 корзин с яблоками по 8 кг каждая. Редиска решила сосчитать, сколько всего у нее яблок, начала прибавлять 8+8+8 ….. и запуталась. Как бы вы записали решение? · (слайд 5) Принц Лимон захотел выложить паркетом пол в зале длиной 9м и шириной 7м. Придворные Лимончики и складывали, и вычитали, и даже ползали по полу, но площадь никто не смог сосчитать. А вы сможете? · (слайд 6) У графинь Вишенок 18 слуг, а у принца Лимона в 10 раз больше. Сколько слуг у принца? · (слайд 7) Кум Тыква хочет построить дом из кирпичей, но не может посчитать, сколько у него накопилось кирпичей. Сколько кирпичей у кума Тыквы, если они лежат по 100 штук в 5 рядах? - Значение каких выражений вы быстро сосчитали? Назовите ответы. Проверим. (слайд 8) - Какие вызвали затруднение? - Почему? |
- Нет.
Да. Групповая работа, каждая группа расшифровывает по одному слову.
1 группа «приключения» 2 группа «мальчика» 3 группа «луковки». - «Приключения Чиполлино». - Джанни Родари.
Учащиеся составляют выражения и записывают в тетради:
8 ∙ 6
9 ∙ 7
18 ∙ 10
100 ∙ 5
- Первого и второго, ответы 48 и 63.
- Третьего и четвёртого. - Мы их ещё не изучали. |
|||||||||||||
III. Сообщение темы и цели урока. |
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? - (слайд 9) Правильно. Тема урока «Умножение на 10 и на 100». - Чему вы хотите научиться? - Сегодня на уроке вы научитесь умножать на 10 и на 100 и делать это очень быстро. |
- Умножение на 10 и на 100
- Ответы детей.
|
|||||||||||||
IV. Формирование новых понятий и способов действия. |
- Скажите, ребята, как вы считали выражения 12 ∙ 10, 100 ∙ 5? - Всегда ли удобно умножение заменять сложением? - Итак, у нас возникла проблема. Как быстро умножать на 10 и 100? Кстати у Чиполлино была та же проблема. (слайд 10) Он никак не мог сосчитать сколько же ступенек нужно преодолеть, чтобы вызволить отца Чиполлоне из самой высокой башни тюрьмы, в которой он был заточён. Но ему на помощь пришёл мастер Виноградинка, который немного знал математику. Перед Чиполлино и Виноградинкой возвышались 8 лестниц по 10 ступенек каждая. Сначала мастер Виноградинка начал складывать: 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8, но запутался. Потом стал складывать: 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 и снова запутался. Но тут ему пришла в голову светлая мысль, и он посчитал так: 8 ∙ 10 и у него получилось 80 ступенек. - «Ой, как быстро!» - обрадовался мастер Виноградинка. - «Как же у тебя это получилось?!» - удивлённо спросил Чиполлино. - Ребята, мне кажется, у вас уже есть предположения, как же мастеру Виноградинке удалось так быстро посчитать ступеньки. Даю вам 2 минутки на обсуждение в группах. После чего вы поделитесь своими выводами. Капитаны. Получите листы с опорными заданиями (слайд 11). ü Решите примеры, проверьте, заменяя умножение сложением 3∙10 2∙100 10∙5 100∙4 ü Что заметили? ü Попробуйте сформулировать правило. - Какое же правило вам удалось вывести? (слайд 12)
- Давайте сверим с тем, что написано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте рубрики «Обрати внимание» на стр. 29 и 31. (слайд 13) |
- Складывали 12 10 раз, 5 раз прибавляли 100. - Нет. Это долго и можно запутаться.
Ответы учащихся.
- Чтобы умножить на 10, надо приписать справа 0. - чтобы умножить на 100, надо приписать справа 00.
Сверяют правило, делают вывод. |
|||||||||||||
Физкультминутка |
Встроенный файл в презентации PowerPoint (слайд 14) |
Выполняют физкультминутку для глаз. |
|||||||||||||
V. Формирование умений и навыков. |
- Зная правило умножения на 10 и на 100 Чиполлино за 1 мин решает примеры, и это позволяет ему как по волшебству оказаться сразу на вершине башни, где сидит отец Чиполлоне. А вы сможете так же без ошибок за 2 минуты решить примеры? (слайд 15) Первая группа – учебник стр. 29 №2; Вторая группа – учебник стр. 29 №3; Третья группа – учебник стр. 29 №4.
Итак, Чиполлино спас своего отца и жителей деревни, но выбраться из тюремной башни принца Лимона не так-то просто. Героям нужно держаться вместе. И мы с вами покажем им пример. Вы - ученики каждой группы, держась вместе, действуя как один человек, соедините примеры с их правильными ответами (приложение 3) и таким образом поможете выбраться Чиполлино и его друзьям из башни (слайд 16). 5∙10 90 9∙10 80 3∙100 50 8∙10 400 7∙100 300 4∙100 700 |
Решают примеры. По истечению времени проверка. Один представитель от группы озвучивает ответы с комментированием.
Групповая работа. Проверка на слайде презентации. |
|||||||||||||
VI. Итог урока. |
- Чиполлино выполнил свою задачу – освободил отца и жителей деревни из заточения. А вы справились с задачей урока? - Какую цель мы ставили в начале?
- Удалось найти способ быстро умножать на 10 и 100?
|
Научиться умножать на 10 и 100 Да. Проговаривают правила. |
|||||||||||||
VII. Домашнее задание. |
1) рабочая тетрадь №2 «Математика» страница 13, № 38, 41. 2) творческое задание (на выбор). Зашифровать имена героев сказки «Приключения Чиполлино», используя приём умножения на 10 и 100. (слайд 17) |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|||||||||||||
VIII. Рефлексия. |
Ребята, вы сегодня сделали так много добрых дел: научились умножать на 10 и на 100, помогли девочке Редиске сосчитать, сколько же у неё яблок, помогли Чиполлино вызволить из заточения его отца и друзей. - Возьмите, пожалуйста, мальчика-луковку – Чиполлино и нарисуйте на его личике своё настроение. Если вам было интересно и вы уходите с урока радостными, бодрыми – нарисуйте улыбку; если не очень интересно и у вас остались вопросы – нарисуйте спокойной, задумчивое лицо, а если было совсем не интересно или вы не достигли своей цели на уроке – тогда нарисуйте грустное лицо.
- Покажите своё настроение друг другу и мне. На этом урок окончен (слайд 18). Спасибо за урок! |
Рисуют лицо Чиполлино.
|
Приложение 1
Правила групповой работы: 1. Работать спокойно, тихо. 2. В обсуждении принимают участие все. 3. Группа принимает единое решение. 4. Договориться, кто отвечает. 5. При завершении работы – подать сигнал о готовности (поднять руки)
|
Приложение 2
8 ∙ 9 = П 45 : 9 = Р 5 ∙ 8 = Ю 72 : 8 = К 9 ∙ 9 = Е 24 : 4 = Я 7 ∙ 6 = И 10 : 5 = Ч 4 ∙ 4 = Л 18 : 6 = Н
|
72 |
5 |
42 |
9 |
16 |
40 |
2 |
81 |
3 |
42 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 ∙ 8 = А 25 : 5 = Л 6 ∙ 5 = Ч 28 : 4 = К 8 ∙ 8 = М 12 : 6 = Ь 3 ∙ 5 = И
|
64 |
56 |
5 |
2 |
30 |
15 |
7 |
56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ∙ 9 = К 16 : 4 = И 5 ∙ 4 = Л 36 : 6 = О 9 ∙ 9 = В 45 : 9 = У
|
20 |
5 |
54 |
6 |
81 |
54 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
5∙10 90 9∙10 80 3∙100 50 8∙10 400 7∙100 300 4∙100 700
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.