Урок математики в 3 классе по теме: «Умножение на 10 и на 100»

  • docx
  • 20.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики умножение на 10 и на 100.docx

Технологическая карта урока

Урок математики в 3 классе по теме:

 «Умножение на 10 и на 100»

 

Класс

3

Предмет

Математика

Авторы учебника

В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока

Умножение на 10 и на 100.

Цель

Вывести правило умножения на 10 и на 100.

Задачи

1.                  Повторить изученные приёмы умножения и деления и вывести новый приём умножения.

2.              Развивать умение выделять главное, формулировать цель,  составлять план действий, совершенствовать навыки групповой работы. Развивать интерес к миру литературного чтения.

3.              Воспитывать чувство взаимопомощи, положительного отношения к получению знаний.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Вид урока

Урок - дидактическая игра (по сказке «Приключения Чиполлино»)

Методы обучения

Словесный (эвристический метод), наглядный, практический.

Формы обучения

Индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Структура урока

1.  Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Формирование новых понятий и способов действия.

5. Формирование умений и навыков.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Личностные:

·      Осознание ценности изучаемого способа умножения.

·           Осознание практической важности изучаемого способа умножения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

·           Умение выявлять проблему;

·           Умение определять и сохранять цель;

·           Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 

 Познавательные универсальные учебные действия

·           Умение использовать научные методы познания;

·           Поиск способов решения и их реализация;

·           Умение сравнивать, делать выводы.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

·           Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

·           Умение работать в паре, в группе.

Оборудование

·           Карточки с цифрами и буквами;

·           Предметные картинки;

·           Компьютер;

·           Экран;

·           Презентация PowerPoint.

На партах у каждого учащегося

·           Учебник «Математика» для 3 класса, автор В.Н. Рудницкая;

·           Тетрадь;

·           Карточки - задания;

·           Картинка-раскраска «Чиполлино»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

I.  Организационный момент.

Прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за урок!

(слайд 1)

- Сегодня на уроке мы с вами совершим много хороших добрых дел и через маленькие удачи придём к одной большой победе!

Некоторые задания вы будете выполнять в группах.

Давайте вспомним правила групповой работы (слайд 2).

 

Эти правила лежат у вас на столах, на случай если нужно будет их вспомнить в ходе работы (приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка тетради к работе.

 

 

Правила групповой работы (приложение 1):

1.           Работать спокойно, тихо.

2.           В обсуждении принимают участие все.

3.           Группа принимает единое решение.

4.           Договориться, кто отвечает.

5.           При завершении работы – подать сигнал о готовности (поднять руки).

II. Актуализация знаний. Устный счёт.

- Ребята. Вы уже познакомились со всеми табличными случаями умножения. Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы решать любые примеры на умножение?

- Поэтому сегодня вам предстоит знакомство с новыми приемами умножения.

Но сначала, как обычно, зарядка для ума.

Послушайте задачу и смоделируйте её ответ (на столах каждой группы и на доске картинки мальчиков и книг).

- Миша, Петя и Коля читали. Два мальчика читали сказки, а один – стихотворение. Петя и Коля читали одинаковые книги. Что читал каждый?

 

 

- А вы любите сказки?

- Сейчас вы в группах, решая примеры на умножение, расшифруете название сказки, в которую мы с вами попадём (приложение 2).

 - Какие слова у вас получились?

 

 

- Кто догадался как называется эта сказка? (слайд 3, первый щелчок)

- А кто автор этой сказки? (слайд 3, второй щелчок)

- В маленькой деревушке, где жил Чиполлино,  жители очень плохо знали математику. Вот какие у них возникали трудности (Чтение задач сопровождается показом слайдов с рисунками и текстом задач)

·               (слайд 4) У подружки  Чиполлино Редиски было 6 корзин с яблоками по 8 кг каждая. Редиска решила сосчитать, сколько  всего у нее яблок, начала прибавлять 8+8+8  ….. и запуталась. Как бы вы записали решение?

·               (слайд 5) Принц Лимон захотел выложить паркетом пол в зале длиной   9м и шириной 7м. Придворные Лимончики и складывали, и вычитали, и даже ползали по полу, но площадь никто не смог сосчитать. А вы сможете?

·               (слайд 6) У графинь Вишенок 18 слуг, а у принца Лимона в 10 раз больше. Сколько слуг у принца?

·               (слайд 7) Кум Тыква хочет построить дом из кирпичей, но не может посчитать, сколько у него накопилось кирпичей. Сколько кирпичей у кума Тыквы, если они лежат по 100 штук в 5 рядах?

- Значение каких выражений вы быстро сосчитали? Назовите ответы. Проверим. (слайд 8)

- Какие вызвали затруднение?

- Почему?

 

 

- Нет.

 

 

 

 

http://photoshopia.su/uploads/posts/2011-09/3nomj6pvjd.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6506/87535841.20a/0_6faba_fc32d8f2_XLДети и школа - Векторный клипрт | School childrens - Stock VectorsУчащиеся с помощью картинок моделируют ответ задачи.

 

 

 

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/958/96958964_113391_1.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/958/96958964_113391_1.jpg http://jili-bili.ru/files/big/978-5-389-00869-4.jpg
 

 

 


Да.

Групповая работа, каждая группа расшифровывает по одному слову.

 

1 группа «приключения»

2 группа «мальчика»

3 группа «луковки».

- «Приключения Чиполлино».

- Джанни Родари.

 

 

 

 

Учащиеся составляют выражения и  записывают в тетради:

 

8 ∙ 6

 

 

 

 

 

9 ∙ 7

 

 

 

 

 

18 ∙ 10

 

 

100 ∙ 5

 

 

 

 

- Первого и второго, ответы 48 и 63.

 

- Третьего и четвёртого.

- Мы их ещё не изучали.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

- (слайд 9) Правильно. Тема урока «Умножение на 10 и на 100».

- Чему вы хотите научиться?

- Сегодня на уроке вы научитесь умножать на 10 и на 100 и делать это очень быстро.

- Умножение на 10 и на 100

 

 

- Ответы детей.

 

IV. Формирование новых понятий и способов действия.

- Скажите, ребята, как вы считали выражения 12 ∙ 10, 100 ∙ 5?

- Всегда ли удобно умножение заменять сложением?

- Итак, у нас возникла проблема. Как быстро умножать на 10 и 100?  Кстати у Чиполлино была та же проблема. (слайд 10) Он никак не мог сосчитать сколько же ступенек нужно преодолеть, чтобы вызволить отца Чиполлоне из самой высокой башни тюрьмы, в которой он был заточён. Но ему на помощь пришёл мастер Виноградинка, который немного знал математику. Перед Чиполлино и Виноградинкой возвышались 8 лестниц по 10 ступенек каждая. Сначала мастер Виноградинка начал складывать:

8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8, но запутался. Потом стал складывать:

10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10

и снова запутался. Но тут ему пришла в голову светлая мысль, и он посчитал так: 8 ∙ 10 и у него получилось 80 ступенек.

- «Ой, как быстро!» - обрадовался мастер Виноградинка.

- «Как же у тебя это получилось?!» - удивлённо спросил Чиполлино.

- Ребята, мне кажется, у вас уже есть предположения, как же мастеру Виноградинке удалось так быстро посчитать ступеньки. Даю вам 2 минутки на обсуждение в группах. После чего вы поделитесь своими выводами. Капитаны. Получите листы с опорными заданиями (слайд 11).

ü   Решите примеры, проверьте, заменяя умножение сложением

3∙10   2∙100

10∙5   100∙4

ü   Что заметили?

ü   Попробуйте сформулировать правило.

- Какое же правило вам удалось вывести? (слайд 12)

 

 

 

- Давайте сверим с тем, что написано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте рубрики «Обрати внимание» на стр. 29  и 31. (слайд 13)

- Складывали 12 10 раз, 5 раз прибавляли 100.

- Нет. Это долго и можно запутаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

- Чтобы умножить на 10, надо приписать справа 0.

- чтобы умножить на 100, надо приписать  справа 00.

 

Сверяют правило, делают вывод.

Физкультминутка

Встроенный файл в презентации PowerPoint (слайд 14)

Выполняют физкультминутку для глаз.

V. Формирование умений и навыков.

- Зная правило умножения на 10 и на 100 Чиполлино за 1 мин решает примеры, и это позволяет ему как по волшебству оказаться сразу на вершине башни, где сидит отец Чиполлоне.

А вы сможете так же без ошибок за 2 минуты решить примеры? (слайд 15)

Первая группа – учебник стр. 29 №2;

Вторая группа – учебник стр. 29 №3;

Третья группа – учебник стр. 29 №4.

 

 

 

Итак, Чиполлино спас своего отца и жителей деревни, но выбраться из тюремной башни принца Лимона не так-то просто. Героям нужно держаться вместе. И мы с вами покажем им пример. Вы - ученики каждой группы, держась вместе, действуя как один человек, соедините примеры с их правильными ответами (приложение 3) и таким образом поможете выбраться Чиполлино и его друзьям из башни (слайд 16).

5∙10                    90

9∙10                    80

3∙100                  50

8∙10                    400

7∙100                  300

4∙100                  700            

 

 

 

 

 

 

Решают примеры. По истечению времени проверка. Один представитель от группы озвучивает ответы с комментированием.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

Проверка на слайде презентации.

VI. Итог урока.

- Чиполлино выполнил свою задачу – освободил отца и жителей деревни из заточения. А вы справились с задачей урока?

- Какую цель мы ставили в начале?

 

- Удалось найти способ быстро умножать на 10 и 100?

 

 

 

 

 

Научиться умножать на 10 и 100

Да. Проговаривают правила.

VII. Домашнее задание.

1)   рабочая тетрадь №2 «Математика» страница 13, № 38, 41.

2) творческое задание (на выбор). Зашифровать имена героев сказки «Приключения Чиполлино», используя приём умножения на 10 и 100. (слайд 17)

Записывают домашнее задание в дневник.

VIII. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня сделали так много добрых дел: научились умножать на 10 и на 100, помогли девочке Редиске сосчитать, сколько же у неё яблок, помогли Чиполлино вызволить из заточения его отца и друзей.

- Возьмите, пожалуйста, мальчика-луковку – Чиполлино и нарисуйте на его личике своё настроение. Если вам было интересно и вы уходите с урока радостными, бодрыми – нарисуйте улыбку; если не очень интересно и у вас остались вопросы – нарисуйте спокойной, задумчивое лицо, а если было совсем не интересно или вы не достигли своей цели на уроке – тогда нарисуйте грустное лицо.

 

- Покажите своё настроение друг другу и мне.

На этом урок окончен (слайд 18). Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

Рисуют лицо Чиполлино.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Правила групповой работы:

1.                 Работать спокойно, тихо.

2.                 В обсуждении принимают участие все.

3.                 Группа принимает единое решение.

4.                 Договориться, кто отвечает.

5.                 При завершении работы – подать сигнал о готовности  (поднять руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

8 ∙ 9 =      П         45 : 9 =     Р             

5 ∙ 8 =      Ю        72 : 8 =     К

9 ∙ 9 =      Е         24 : 4 =     Я

7 ∙ 6 =      И         10 : 5 =     Ч

4 ∙ 4 =      Л         18 : 6 =     Н

 

 

72

5

42

9

16

40

2

81

3

42

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ∙ 8 =      А          25 : 5 =      Л        

6 ∙ 5 =      Ч          28 : 4 =      К

8 ∙ 8 =      М         12 : 6 =       Ь

3 ∙ 5 =      И        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64

56

5

2

30

15

7

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ∙ 9 =      К          16 : 4 =      И        

5 ∙ 4 =      Л          36 : 6 =      О

9 ∙ 9 =      В          45 : 9 =      У

 

 

 

 

 

 

 

20

5

54

6

81

54

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

5∙10              90

9∙10             80

3∙100           50

8∙10             400

7∙100           300

4∙100           700