Урок математики в 4 классе по программе «Школа России».
Тема: Закрепление пройденного материала по теме «Величины».
(Урок- сказка)
Цели урока: 1. Закрепить знания соотношений единиц длины, массы, времени; упражнять в сравнении этих величин. Закрепить умение выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные. Упражнять в решении задач. Совершенствовать вычислительные навыки.
2.Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в парах.
3. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность при работе в тетради, любовь к литературным произведениям.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей? Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
А теперь проверь дружок:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Сообщение темы урока.
Наш урок будет необычный. Мы совершим путешествие по сказке, а по какой вы должны определить послушав аудиозапись («Золушка»)
-Кто автор этой сказки? (Шарль Перро)
-Какую величину вы услышали в этом отрывке? (Единицу времени -11 часов).
-Как вы думаете о чём пойдет речь на уроке? (о величинах)
Сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме «Величины»; закрепим умение выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, будем упражняться в решении задач, совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение работать в парах, воспитывать дисциплинированность.
Чтобы отправиться в путешествие нам нужна хорошая память, внимание.
Упражнение на внимание.
Зарисовать 3 фигуры, 4-ю самим.
Взаимопроверка. Показать номер карточки с правильным ответом.
III. Повторение пройденного материала.
- Сказка «Золушка» начинается так: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал.(Продолжите сами)У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером...
-Как звали дочерей? Это вы сможете узнать, установив закономерность между числами, сосчитать и соотнести результат с именем.
У кого карточка под № 1, определяют имя младшей дочери, а остальные имя старшей.
Всем:
88 |
100 |
96 |
4 |
5 |
6 |
22 |
20 |
(16) |
Анастасия -112
Гризелла-38
Мирабелла -90
Жавотта
-16
Индивидуальные карточки.
3250 |
8751 |
32538 |
250 |
51 |
32500 |
3000 |
8700 |
(38) |
12 |
100 |
19 |
4 |
5 |
2 |
48 |
500 |
(38) |
Старшая дочка, Жавотта была толстая и любила покушать. Особенно ей нравились булочки. Утром она съедала 20 булочек, днем - 45, а вечером - 33...»
- Сколько всего за весь день старшая дочка съедала булочек? (20 + 45 +33 = 98 булочек).
«А младшая дочка, Гризелла не любила булочки и вообще ела мало и много капризничала, вредничала. Старшая дочка тоже вредничала всего за день 15 раз, а младшая в 10 раз больше.»
- Сколько раз вредничала младшая дочка? (15 х 10 = 150 раз).
«Сестры любили покушать и повредничать, а еще были очень ленивые. Все в доме делала Золушка.»
- Сестры решали примеры. Проверьте, где допустили они ошибки.(Устно)
56 + 20 = 66 80 х 0 = 80
420-100 = 410 50:0 = 0
640 + 60 = 700 25 х 1 = 26
Индивидуальная работа. Карточки с примерами.
«Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Она трудилась с 6 часов утра до 10 часов вечера...»
- Как по-другому сказать 10 часов вечера ? (22 часа) Сколько часов работала Золушка? (16 ч.)
- Почему Золушку так назвали? (Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и садилась там на ящик с золой. За это ее сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее «Золушкой»).
Физкультминутка.
Учитель показывает на карточках единицы времени, дети говорят как можно сказать по-другому и выполняют задание.
Столько раз ногами топнуть (23 ч. – 11 раз)
Столько раз руками хлопнуть (18 ч. -6 раз)
Столько раз присесть (21ч – 9 раз)
Столько раз подпрыгнуть (20 ч.- 8 раз)
Столько раз крикнуть: «Ура» (24 ч. - 0 раз)
«И вот как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Они очень обрадовались и сейчас же заставили Золушку шить платья для бала».
Задача. На платье мачехе потребуется 3 000 см. ткани, а младшей дочери в 3 раза меньше, чем матери, а старшей дочери на 1000 см. больше, чем младшей дочери. Сколько всего метров ткани потребуется на все платья?
(Разбор задачи, запись краткого условия и коллективное решение задачи).
Мачеха - 3 000 см.
Мл. дочь - ?, в 3 раза меньше, чем мачехе г
Ст. дочь - ?, на 1000 см. больше, чем мл. дочери
Решение: 1) 3000 : 3 = 1000 ( см.) - на платье младшей дочери.
2) 1000 + 1000 = 2000 (см.) - на платье старшей дочери.
3) 3000 + 1000 + 2000 = 6000 (см.) = 60
(м.)- ткани на все
платья.
Ответ: 60 м. ткани.
«Когда Золушка закончила шить платья, то ей нужно было украсить их лентами: серебристыми (7 м. 20 см.),золотистыми (840 см.), атласными (60 дм.) и кружевами (5 м. 6 дм.).»
- Сравните: 7 м. 20 см. ... 840 см.
60 дм. ... 5 м .6 дм.
«Золушка не только сшила сестрам и мачехе платья, но и сделала им прически. И вот наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела, горько плакала и перебирала крупу...
Рис 3 000 г. = ... кг.
Гречку 5200 г. = ... кг. ... г.
Пшено 4050 г. = ... кг. ... г.
Индивидуальная работа. Карточки с величинами.
Работы было много. Золушка понимала, что она не успеет сделать все это до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Она была фея и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают. Поэтому она знала, что Золушке очень хочется попасть на бал. Фея сказала ей: «Что ж, будь только умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце».
-И вы помогите Золушке попасть на бал: решите примеры.
-Сначала скажите, сколько цифр будет в записи частного, а потом выполните деление: 656:6 1896:6 7504:8
- Молодцы! Вот и вы помогли Золушке своими знаниями. Золушка поехала на бал в карете в красивом платье и хрустальных туфельках. А пока Золушка едет на бал, решим п римеры, работая в парах.
Работа в парах.
Помогаете друг другу. Ответы пишем поочередно разным цветом. Кто сидит на 1 варианте-ручкой, на 2 – карандашом: 15780:5 2435:5 (Проверка. Ответы на карточках)
- И вот наша героиня попала на бал. «Она вошла в зал. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу. Принц не сводил с нее глаз и не отходил от не ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Она поднялась и убежала. Принц бросился за ней, но её и след просты
Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.
- «Как же найти красавицу?»- думал принц. Помогите ему: решите тест.
Тест.
1.Компоненты при делении называются:
а) множитель, множитель, произведение;
б) делимое, делитель, частное;
в) уменьшаемое, вычитаемое, разность.
2. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно:
а) частное разделить на делитель;
б) частное умножить на делитель;
в) из частного вычесть делитель.
3. Определи не вычисляя, сколько цифр будет в частном:
24002:2 а) 3 цифры б) 4 цифры в) 5 цифр
4. : 3= 426 В должно быть число:
а) 1268 б) 1378 в) 1278
5.Какое преобразование неверное?
а) 6ч.= 480 мин. б) 2 мин.= 120 с. в) 2ч.10мин.= 130 мин.
«Через несколько дней Принц приказал, что девушка, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Дошла очередь и до Золушки и ее сестер. Золушке башмачок пришелся впору. И через несколько дней сыграли веселую свадьбу.»
IV. Итоги урока.
Д.З. на карточках по уровням
Голубые карточки – слабым учащимся.
серебристые
золотистые
атласные
кружева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.