Урок мира природы и человека по теме "Домашние птицы: гусь"
Оценка 5

Урок мира природы и человека по теме "Домашние птицы: гусь"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
27.09.2022
Урок мира природы и человека по теме "Домашние птицы: гусь"
Урок проводится в рамках учебного предмета «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кузнецова Алёна Михайловна, конспект.docx

Конспект урок мира природы и человека

Тема: Домашние птицы: гусь.

Класс: 4

          Урок проводится в рамках учебного предмета «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная тема включена в раздел   «Безопасное поведение» и рассматривает вопросы по безопасному поведению в школе, дома и в целом в  природе. Урок  находится в связи с предыдущими уроками «Мира природы и человека» и во взаимосвязи с уроками русского языка, математики, чтения.

Тип урокаУрок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель: расширить представление обучающихся о домашних птицах на основе знакомства с гусем с применением здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями гусей; учить приемам сравнения и анализа.

Развивающие: развивать умение составлять рассказ с опорой на схему; развивать диалогическую и монологическую речь; совершенствовать грамматические категории; развивать устную связную речь.

Коррекционные: коррекция внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных отношений; сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Личностные результаты:
- умение работать с информацией, представленной в разных формах;
- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность под руководством учителя;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;    
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- усвоить первоначальные сведения о строении и особенностях, характерные для жизни гуся;
- умение сравнивать и анализировать;
- делать выводы из полученных результатов;
- знание правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей.
БУД    
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание, используя необходимые средства;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке.
Коммуникативные:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Личностные:
- формировать положительное отношение к обучению, умение самостоятельно выполнять учебные задания;
- воспитывать интерес к изучению животного мира и формировать положительное эмоционально – ценностное отношение к животным и миру в целом.

         В целях решения поставленных задач используются  современные методы обучения: элементы проблемного обучения, частично-поисковый (эвристический), объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, элементы кейс - метода. 

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамическая пауза, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутка), технологии обучения ЗОЖ (игротерапия, самомассаж лица), коррекционные технологии (музыкотерапия, артикуляционная гимнастика, логоритмическое упражнение), технологии создания положительного психологического климата на уроке.

Оборудование и средства обучения: картинки – признаки осени; картинки для артикуляционной гимнастики (иголочка, лопатка, чашечка); картинка «Чем опасен гусь», картинки «Чем питается гусь», карточки с изображением  гуся, гусыни, гусят, контур гуся; перо птицы; схема для составления рассказа, словарные слова (гусак, перепончатые лапы, водоплавающая птица), картинки по профилактике простудных заболеваний, картинки по правилам поведения на водоёмах во время осеннее – зимнего периода; разрезная кукла с одеждой, игра «Кот в мешке». Медиапроектор, ноутбук, экран, телефон, видеоматериалы к уроку; аудиозапись «Жили у бабуси…».

Учебно – методическая литература:

1.     Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.

2.     https://infourok.ru/novie-pedagogicheskie-tehnologii-pri-vnedrenii-fgos-1067628.html

3.     https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-effektivnie-dlya-realizacii-trebovaniy-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-1443511.html

4.     https://pedsovet.su/metodika/5993_zdoroviesberegayuschie_technologii_v_shkole

5.     https://урок.рф/library/fgos_i_zdorovesberegayushie_tehnologii_160051.html

6.     https://youtu.be/k0g9XPXVifk

7.     https://youtu.be/jSB6Ai6aK8k

8.     https://youtu.be/gZW0E91ig7o

9.     Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др]. – М.: Просвещение, 2018. – 80 с.: ил.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование  учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.

 

- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.

-Что вы подарили друг другу?

 

- Какое время года на улице наступило? (зима) А по календарю? (поздняя осень)

 

- Что можно увидеть поздней осенью на улице? (после ответа детей на доске появляется картинка).

- Давайте умоем снегом наше лицо.

Снег, снежок поиграй со мной дружок.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы носик дышал свободно,

Чтоб подбородок сверкал гордо,

Чтобы губки улыбались,

А зубки кусались.

Снег, снежок поиграй со мной дружок.

- Ребята, а почему поздней осенью снег? (после ответов детей на доске появляются картинки).

 

 

- На что похожи сосульки?

-Выполним артикуляционное упражнение  «Иголочка». Слайд

- Чем чистим снег на дорожках?

- Выполним артикуляционные упражнение «Лопата».

 

- Когда приходим домой после чистки снега, то чем согреваемся? Из чего пьём чай?

- Выполним артикуляционные упражнение «Чашечка».

 

- Ребята, а какие признаки поздней осени вы ещё знаете?

-Давайте поможем кукле Маше подобрать одежду, чтобы она смогла выйти на прогулку

 

 

- А сейчас составьте рассказ о поздней осени  по сюжетным картинкам, которые у нас на доске.

 

 

- Ребята, а что ещё нужно соблюдать поздней осенью – когда то тепло, то холодно?

 

- На доске размещены картинки по профилактике простудных заболеваний. Рассмотрите картинки. Прочитайте правила  и запомните их.

- Картинки переворачиваю. Вам нужно вспомнить и назвать  правила профилактики простудных заболеваний и перевернуть нужную картинку.

- Данные правила помните и соблюдайте, чтобы быть здоровыми.

Работа в парах.

Создание положительного эмоционального настроя.

 

 

Уверенность, поддержку.

 

Дети отвечают на вопросы, на доске появляется картинка – признак поздней осени.

На улице можно увидеть снег.

 

Обучающиеся вместе с учителем делают самомассаж лица (технология обучения ЗОЖ).

 

 

 

 

 

 

Солнце светит неярко, на улице стало холодно, иногда тает снег, появляются лужи, снег тает и на крышах, затем появляются сосульки.

На иголочку.

Выполняют артикуляционное упражнение.

Лопатой.

Выполняют артикуляционное упражнение.

Чаем.

Из чашки.

Выполняют артикуляционное упражнение.

Люди надевают тёплую одежду.

Познавательная игра «Оденем куклу по сезону». Дети подбирают одежду (работа с разрезной куклой). Игротерапия.

Взаимообучение: рассказ составляет сильный ребёнок, а затем помогает слабому обучающемуся (дифференцированное обучение).

Профилактику простудных заболеваний.

Дети рассматривают, читают и объясняют правила  профилактики простудных заболеваний.

Называют правило и открывают картинку (коррекционная технология, технология обучения ЗОЖ).

Актуализация и пробное учебное действие. 

Цель: актуализация  знаний и  изученных способов действий.

- На улице поздней осенью холодно, что появляется на реках и озёрах?

- Рассмотрите картинки (правила поведения около водоёмов в осенне - зимний период), выявите ошибки, исправить их, аргументируя свой выбор.

 

На реках и озёрах появляется лёд.

 

Приём «Логическая цепочка»

Дети повторяют правила поведения около водоёмов в осенне - зимний период (технология обучения ЗОЖ).

Выявление места и причин затруднения.

Цель: создание  усло-

вий для проведения учащимися подроб-

ного анализа своих действий; организация  выявления  и фиксации учащимися места и причины затруднения.

-  Мы говорили о том, что на реках и озёрах поздней осенью появляется лёд,  что становится с птицами, которые живут на водоёмах?

- Как называются такие птицы?

- Каких перелётных птиц вы знаете.

- Что же птиц отличает от зверей?

- Положим пёрышко на нос и подуем, язык, подняв к носу.

 

- Что вы чувствовали, когда дули на перо? Покажите ещё раз эту эмоцию. Я хотела бы, чтобы это настроение продлилось до конца урока.

 

Птицы улетают в тёплые края.

 

Перелётные птицы.

Называют перелётных птиц.

Тело птиц покрыто перьями.

Выполняют упражнение на развитие правильного  дыхания (дыхательная гимнастика).

Нам было весело, смешно Психологический настрой.  Эмоциональная разрядка.

Построение места и причины затруднения.

Цель: формулирование  конкретной  цели, составление  плана будущих учебных действий.

- Отгадайте, о ком пойдёт речь на уроке?

Спит или купается, всё не разувается:

День и ночь на ножках красные сапожки. Слайд

- Почему гусь?

 

- Ребята, вы слышали выражение «купить кота в мешке?» Что оно означает? А чтобы вы поняли это выражение, предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Кот в мешке». Каждый из вас вытащит из мешочка своего «кота» и посмотрит, что же за кота он себе купил (в мешочке лежат карточки с вопросами).

1.Кто это?

С чем ассоциируется этот вопрос? (после ответа детей появляется картинка вопросительного знака) Слайд

2.Из каких частей состоит?

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка схематичного человечка)

3. Чем покрыто тело?

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка лохматого животного)

4. Какого цвета?

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка красок)

5. Чем питается?

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка собаки с косточкой)

6. Где живёт? Как называют её птенцов? Как эта птица подаёт голос?

С чем ассоциируются эти вопросы? (появляется картинка дома)

7. Какую пользу приносит человеку?

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка солнышка)

- Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Поняли, что значит купить кота в мешке?

 

- У нас получилась схема. Слайд

- Что мы сегодня должны сделать на уроке, чему должны научиться?

 

Это гусь. Сегодня будем говорить о гусе.

Дети доказывают, что это гусь.

 

Метод ассоциаций (коррекционные технологии). Дети вытаскивают вопросы, читают, ассоциируют с предметом, а учитель выставляет картинки предметов  в нужном порядке.

 

 

С вопросительным знаком.

 

 

Схематичное тело человека.

 

 

Какое – нибудь лохматое животное

 

 

COBJ045С красками

 

 

a_dog_coffeeСобака ест косточку

 

OBJ044

 

Со своим домом

 

OBJ088

Тёплое, ласковое солнышко

 

Дети выражают свои чувства и отвечают: мы покупаем то, не зная что...

 

 

В конце урока должны составить по схеме рассказ о гусе.

Реализация построенного проекта.

Цель: фиксация преодоления  возникшего затруднения.

- Ребята, я приготовила контуры гуся. Нужно найти части тела гуся и подписать их.

- Найдите голову и нарисуйте, что находится на голове. Подпишите рядом, что это голова.

 

- Найдите шею. Подпишите.

 

- Найдите туловище.  Подпишите.

 

- Что есть на туловище? Подпишите.

 

- Что сзади? Подпишите.

 

- На чём стоит гусь? Подпишите.

 

- Посмотрите, что есть на лапах.

- Лапы у гуся ПЕРЕПОНЧАТЫЕ (появляется запись слова на доске).

- Ребята, а вы видели, как ходит гусь. Давайте вместе изобразим походку гуся.

- Молодцы!

Игра «Бюро находок» (коррекционная технология).

На голове маленькие, круглые глаза; плоский, широкий клюв. Подписывают голову.

Шея длинная, тонкая, вытянутая. Подписывают шею.

Туловище вытянутое, овальное. Подписывают туловище.

На туловище есть крылья. Подписывают крылья.

Хвост маленький, малозаметный. Подписывают.

Гусь стоит на красных лапах. Подписывают.

На лапах плавательные перепонки.

Дети читают словарное слово хором по слогам, по одному, ставят ударение.

Дети показывают: голова высоко поднята, никого не боимся – смелые, руки назад (динамическая пауза).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: создание  условий для составления рассказа.

- Посмотрите на картинки и подберите родственные слова. Словарное слово –      ГУСАК (появляется запись слова на доске)

- Назовите корень в родственных словах. Как пишется корень во всех родственных словах?

 

Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет!

У гусёнка босы лапки,
Он носить не любит тапки.
Любит он в воде плескаться,
И нырять и кувыркаться.

- Посмотрите видеоролик, как гогочет гусь. Слайд

 

- Чтобы гусь не шипел на нас, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Согнём ладонь под прямым углом. Пальцы вытянем вперёд и прижмём друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

- На кого похоже?

- Ладонью показываю: сколько у меня гусей, а сейчас…

- Попробуйте показать такого гуся.

- Сколько гусей стало?

- Гусята, гусак, гусыня, гусь, гусенок.

Дети читают хором, по одному, ставят ударение.

- Гус.

- Корень в родственных словах пишется одинаково.

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик, как гогочет и шипит гусь.

Пальчиковая гимнастика «Гусь».

 

 

 

На гуся.

Один гусь. Два гуся.

Показывают гуся ладонью.

Много гусей.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация самостоятельного  выполнения учащимися типовых заданий на применение полученных знаний; проверка уровня усвоения нового материала.

- Ребята, а вы знаете, что гуси бывают опасными (появляется на доске картинка, чем опасен гусь).  Давайте составим правила поведения при встрече с гусем.

 

- Возьмите пёрышко в руки. Что вы чувствуете?

- Гусю также тепло под перьевым покровом.

- Какой окрас гуся?

Предлагаю спеть  песенку про гусей.

 

- Мне так понравился гусь, что я решила нарисовать его в воздухе. Проверьте, все ли правильно я нарисовала?

 

 

 

-  Нарисуйте правильно гуся.

 

- На что похожа форма тела?

 

Гуся называют (появляется запись на доске) ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА.

- Из каких двух слов состоит это слова.

 

-  Ребята, сейчас разделимся на две группы. Каждой группе раздаю картинки: рассмотрите их, сравните, найдите различия. Первая группа составляет рассказ, чем питается гусь дома – у хозяйки. Вторая группа составляет рассказ, чем питается гусь, когда находится на пруду.

 

 

- А где же живёт гусь?

 

- Ребята, даже у домашних животных есть свой режим дня. У них есть время для питания, купания, отдыха. Мы тоже должны соблюдать режим.  Выполним физминутку.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорее в воду – плюх!

- Молодцы!

 

Рассматривают картинку и составляют предложения. Называют правила поведения при контакте с домашним животным – гусем (технология обучения ЗОЖ).

Чувствуем тепло.

 

Окрас гуся серый или белый.

Поют под аудиозапись песню «Жили у бабуси…» (музыкотерапия).

Игра «Ловушка» (зрительная гимнастика) Дети отвечают, что неправильно нарисовал учитель (большой клюв, слишком длинные крылья, огромный хвост и т. д.).

Дети с помощью рук рисуют контур гуся в воздухе.

Форма тела гуся похожа на капельку, лодочку.

Дети читают хором по слогам, отдельно каждый.

Вода, плавать.

 

Элементы кейс – метода. Дети выбирают правильные картинки и по группам составляют рассказы.

1.Из воды гусь достаёт траву, насекомых. Щиплет траву, ест камушки.

2.Хозяйка кормит гуся травой, зерном, кашей, овощами, специальным кормом.

 

Домашний гусь живёт рядом с человеком: в сарае или на ферме.

Логоритмическое  упражнение. Один ребёнок выполняет упражнение у доски, остальные у парт.

 

Потянулись, руки вверх – вдох – выдох.

Рывки рук перед грудью.

Повороты влево – влево.

Приседания.

Наклоны головы влево – вправо.

Присели.

Наличие мотивации деятельности детей на уроке.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение новых  знаний в систему, повторение   и закрепление  ранее изученного.

- Послушайте рассказ о предках гусей, о строение гуся, где живёт и какую пользу он приносит. Видеоролик на слайде

- В древности гусиные перья использовали как ручки, ими писали. Видеоролик на слайде

– Ребята, а как вы понимаете такие слова?

Гусь в воде купался и сухой остался.

– А вы знаете, почему гуси выходят из воды сухими?

– Предлагаю провести опыт.  Возьмём два ватных тампона. Один из них окунём в масло.

– Какой из них утонет? Сделайте вывод.

 

 

 

- Сейчас вы имеете полное представление о гусе и попробуете составить о нём рассказ у доски. Рассказывать будете в необычной форме:

-  Семён купил гуся и решил рассказать об этой радостной новости по телефону своему другу.

Начните разговор так: «Я сегодня купил гуся…»

- Молодцы! Гусь просит вас зарисовать его  в тетради,  подписать части тела и раскрасить. Это будет вашим домашним заданием.

Дети слушают рассказ учителя при просмотре видеоролика про гусей.

Дети смотрят видеоролик про гусиное перо.

 

- Дети пытаются объяснить.

 

- Слушают рассказ учителя.

Проводят опыт (Промасленный - плывёт, а сухой – утонул). Теперь нам понятно, почему оперение гуся не пропускает воду.  Жир отталкивает воду и позволяет птицам хорошо держаться на поверхности.

Моделирование речевой ситуации

Дети составляю диалог с помощью телефона, используя составленную схему для рассказа.

 

 

Записывают домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация самооценки учениками  учебной деятельности; фиксация затруднения    и способы их преодоления.

- С какой группой птиц сегодня познакомились?

- Что нового узнали о гусе?

-

-Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение?

- У меня на столе перья разного цвета, давайте из них составим гуся. Если урок понравился, то возьмите белое перо. Если урок был трудным и непонятным для вас, то серое. Учитель подводит итог рефлексии.

- Ребята, что вы поставите себе за урок. Обоснуйте свою оценку. Комментирование оценок учителем.

- Спасибо за урок.

Домашние птицы.

Рассказ составляли о гусе.

 

Рефлексия. На контуре гуся дети прикрепляют перья.

 

 

 

Выставляют себе оценку и доказывают аличие мотивации деятельности детей на следующий урок).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урок мира природы и человека

Конспект урок мира природы и человека

БУД Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать…

БУД Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать…

Оборудование и средства обучения: картинки – признаки осени; картинки для артикуляционной гимнастики (иголочка, лопатка, чашечка); картинка «Чем опасен гусь», картинки «Чем питается гусь», карточки с…

Оборудование и средства обучения: картинки – признаки осени; картинки для артикуляционной гимнастики (иголочка, лопатка, чашечка); картинка «Чем опасен гусь», картинки «Чем питается гусь», карточки с…

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится

Ребята, а какие признаки поздней осени вы ещё знаете? -Давайте поможем кукле

Ребята, а какие признаки поздней осени вы ещё знаете? -Давайте поможем кукле

Цель: создание усло- вий для проведения учащимися подроб- ного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения

Цель: создание усло- вий для проведения учащимися подроб- ного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка лохматого животного) 4

С чем ассоциируется этот вопрос? (появляется картинка лохматого животного) 4

Найдите туловище. Подпишите

Найдите туловище. Подпишите

Чтобы гусь не шипел на нас, давайте сделаем пальчиковую гимнастику

Чтобы гусь не шипел на нас, давайте сделаем пальчиковую гимнастику

ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА. - Из каких двух слов состоит это слова

ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА. - Из каких двух слов состоит это слова

Послушайте рассказ о предках гусей, о строение гуся, где живёт и какую пользу он приносит

Послушайте рассказ о предках гусей, о строение гуся, где живёт и какую пользу он приносит

С какой группой птиц сегодня познакомились? -

С какой группой птиц сегодня познакомились? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022