Предмет: Музыка Урок: 23 |
Школа: |
|||||
Дата:
|
ФИО учителя:
|
|||||
Класс: 2 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||
Раздел (сквозная тема): |
«Традиции и фольклор» |
|||||
Тема урока: |
Народные сказки и легенды. |
|||||
Цели обучения, которым посвящен урок: |
2.1.1.1 определять и сравнивать настроение, содержание и выразительные средства музыкальных произведений (казахской народной песни, кюя и классической музыки), используя музыкальные термины 2.1.1.2 передавать свои мысли и чувства о музыке с помощью визуальных элементов и музыкально-ритмических движений 2.1.2.1 исполнять разнохарактерные песни на одном дыхании, небольшими группами в сопровождении музыкального инструмента, соблюдая темп и ритмический рисунок 2.1.3.2 сравнивать тембры казахских народных и классических музыкальных инструментов 2.1.3.3 объяснять понятия народной песни, казахские и русские народные инструменты, оркестр народных инструментов, дирижёр 2.1.2.2 играть на шумовых музыкальных и казахских народных ударных инструментах, соблюдая темп и ритмический рисунок 2.2.1.1 предлагать идеи для сочинения и импровизации музыкальных фраз 2.2.2.1 сочинять и импровизировать музыкальные фразы (2-4 такта), используя голос, музыкальные инструменты 2.3.1.1 уметь представлять и оценивать свою творческую работу |
|||||
Развитие навыков: |
1.1. Слушание и анализ музыки 1.2. Музыкально-исполнительская деятельность 2.1. Развитие творческих идей и сбор материалов 2.2. Сочинение и импровизация музыки 3.1. Презентация и оценивание музыки |
|||||
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут: – передавать свои мысли и чувства о музыке с помощью визуальных элементов и музыкально-ритмических движений – предлагать идеи для сочинения и импровизации музыкальных фраз; – уметь представлять свою творческую работу Большинство учащихся смогут: – определять и сравнивать настроение, содержание и выразительные средства музыкальных произведений, используя музыкальные термины – петь хором, соблюдая темп и ритм – уметь представлять свою творческую работу и работу товарищей Некоторые учащиеся смогут: – сочинять и импровизировать музыкальные фразы (2 – 4 такта), используя голос, музыкальные инструменты; – безошибочно вести свою партию – уметь представлять и оценивать свою творческую работу |
|||||
Языковая цель
|
Учащиеся должны уметь: – различать художественные особенности сказок и легенд, использовать в своем пересказе речевые обороты, характерные для таких жанров устного народного творчества как сказка и легенда Трёхъязычие: легенда – аңыз – legend. Основные термины и словосочетания: легенда, сказка, устное народное творчество. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский Вопросы для обсуждения: - Если Чингизхан и кюйши Кетбуга – реальные исторические личности, то можно ли назвать легенду «Аксак кулан» вымыслом? - Каким персонажем, сказочным или легендарным, мы будем считать Алдаркосе? - Поясните, почему в сказке бай назван музыкантом? Как можно доказать, что это неверно? |
|||||
Материал прошедших уроков: |
Традиция, устное народное творчество, кюй, легенда. |
|||||
Ход урока: |
||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||
1-5 мин
5 – 10 мин |
Создание положительного эмоционального настроя: (К, Ф) Музыкальное приветствие на основе припева песни Л. Квинт «Здравствуй, мир!»: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век! Здравствуй, добрый человек! Приветствием подводим к ретроспективе на понятие «традиция» (традиция здороваться есть у всех народов). «Из тишины» даем фрагментарное прослушивание кюя легенды Кебуги «Аксак-кулан». На фоне музыки рассказываем начало легенды (см.в конце текста урока). Можно вместо этого дать просмотр мультфильма на 2-3 минуты. |
Учебник |
||||
Середина урока 11 - 18 мин
19 – 29 мин
29 – 35 мин |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К, Ф) Актуализируем знания учащихся о персонажах. Если Чингизхан и кюйши Кетбуга – реальные исторические личности, то можно ли назвать легенду «Аксак кулан» вымыслом? Предлагаем ученикам самим сформулировать вывод о сходстве и различии легенд и сказок на основе лингвистического конструктора: ü описывают реальные события, которые потом перетерпели многие искажения; üкак правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; ü передавались из уст в уста, обычно бродячими сказителями; üсюжеты и персонажи полностью вымышленные. - Каким персонажем, сказочным или легендарным, мы будем считать Алдаркосе? Рассказываем (или предлагаем заранее подготовленному ученику прочесть/рассказать) сказку «Бай-музыкант и Алдаркосе». - Поясните, почему в сказке бай назван музыкантом? Как можно доказать, что это неверно? -Изменится ли сюжет сказки, если заменить сыбызгы (домбру) на какой-либо другой инструмент? В качестве доказательства используем инсценировку фрагмента сказки. (П, Э, Ф) Две пары учеников обыгрывают одинаковый текст, только у одного «бая» сыбызгы, а у второго – домбра: – Алдаркосе, послушай мою игру и скажи, есть ли где другой такой музыкант, как я? – Почтеннейший бай, – отвечал Алдар. – Вы действительно великий музыкант! Учителю следует сделать фото- или видеозапись инсценировки. (К, Ф) Разучиваем «Песню о волшебниках» Г. Гладкова. Согласно легенде Чингиз- хан повелел любого, кто скажет о смерти его сына Джучи (Жошы), подвергнуть наказанию. Эту опасную миссию взял на свои плечи Кетбуга. Он начал с вопроса: «Кто очистит море, помутневшее у истоков, мой хан? -Кто посадит на место дерево, поваленное с корнем?» Подготовив хана к траурной вести, Кетбуга исполнил кюй «Ақсақ құлан – Жошы хан», в котором сообщил о гибели Джучи. Разгневанный хан решил наказать Кетбугу. Но за то, что именно домбра дала знать о несчастье, приказал налить в домбру горячий свинец. Так на домбре появилось маленькое отверстие. Но от этого домбра зазвучала еще мелодичнее и красивее. |
Учебник
Мультфильм «Аксак кулан» - https://kaztube. kz/video/68413 3
Кюй «Аксак кулан» с хорошим видеорядом - https://www. youtube. com/wat ch?v= qyAsUwtx_OU
сказка «Бай-музыкант и Алдаркосе» - http://www. ertegi.ru/index.ph p?id=11 &idnametext=314&i dpg=1
Мультфильм «Əнші бай» - https:// kaztube.kz/video/7247 8 Фото- или видеокамера
Г. Гладков «Песня о волшебниках»
Рабочая тетрадь
|
||||
Конец урока 36 - 40 мин |
Итог урока. Рефлексия. – меня удивило…. – я убедился, что… – мы смогли… С каким настроением покидаем класс? (Жестовый ответ: большой палец вверх/параллельно/вниз.) |
Рабочая тетрадь |
||||
Дифференциация |
Оценивание |
Межпредметные связи |
||||
Дифференциацированные упражнения |
Формативное оценивание. – Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». – Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. – Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – Определение уровня усвоения навыка по теме тетрадь «Что я знаю и умею».
|
– литература – самопознание – познание мира
|
||||
Рефлексия для учителя: |
||||||
Важные вопросы по уроку: |
|
|||||
|
||||||
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) |
||||||
Какие два момента были наиболее успешны? |
|
|||||
Какие два момента улучшили урок? |
|
|||||
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? |
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.