Урок на тему «Крестьянские дети» Н.А.Некрасов

  • Лекции
  • doc
  • 14.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок «Крестьянские дети» Н.А.Некрасов,составлен по ФГОС для 5 класса
Иконка файла материала Некрасов Крестьянские дети.doc

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока «Крестьянские дети» Некрасов

 

1.Презентация картины А.Г.Веницианова « Крестьянские дети в поле»-русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,член императорской академии художеств. Его называют основоположником русской жанровой живописи.

В сцене, непосредственно взятой из действительности.с тонкой наблюдательностью художник подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьянских детей

В.Е.Маковский -русский живописец.

 

  В ранней работе « Игра в бабки» проявились свойственные ему наблюдательность, чувство юмора, умение правдиво и в непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. Художник метко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно удалось изобразить сельский пейзаж»

 

ВОПРОС; Как вы думаете что объединяет произведение Некрасова

« Крестьянские дети» и картины русских художников ?

И писатель, и художник хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую задачу должны поставить? ОТНОШЕНИЕ АВТОРА  К  ПЕРСОНАЖАМ СТИХОТВОРЕНИЯ « КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

 

Дома вы прочитали стихотворение « Крестьянские дети».

Кто лирический герой  стихотворения и каким вы представляете его?

Прочитаем первые строчки стихотворения от слов « Опять я в деревне» до слов « Чу, шепот опять»

Какое настроение лирического героя ощущается в первых  строчках произведения ?

Какое слово передает настроение героя ?

Выразительное чтение по ролям.

Изменяется ли образ рассказчика на протяжении стихотворения ? ( Позиция лирического героя также меняется: он один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, думающий о будущем народа

 В произведении много незнакомых слов. Откроем лексическую копилку и дадим толкование этим словам .мякина, изрекать. Нега( жизнь без нужд и забот), лудильщик(Луже́ние — нанесение тонкого слоя олова на поверхность металлических изделий), черемис(племенной человек), тетеря(похлебка из ржаной муки, традиционное блюдо запорожских черкас. Тетеря — глупый, нерасторопный или незадачливый человек. Тетеря — тетерев или тетерка (самка тетерева), в некоторых говорах России), вестимо(Само собой разумеется, конечно,), клеймо(Графическое изображение, наносимое на вещь, животное или товар с целью идентификации с владельцем, производителем).

 

 Обратимся к тексту « О милые плуты до слов « И клали рядком на перилы мота»

Почему он завидует крестьянским детям ? ( Их жизнь полна поэзии, поскольку не ограничена рамками условностей. Они свободны в общении друг с другом и с природой.

Каков смысл строчек : « Счастливый народ! Ни науки ни неги, не ведают в детстве они)

Крестьянские дети не знают, что такое роскошь. Пагубно воздействующая на неокрепшие детские души.

Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях о набегах, о змее?( Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчеркивает смекалку, находчивость, практичность детей из народна

Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями. Каких сказочных персонажей вы вспомнили , читая эти строки?

( Дети сражаются со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча и, воображая себя сказочными богатырями, ожидают славы за подвиги)

Какова позиция лирического героя ? ( Заполнение в парах таблицы)

 Прочитаем выразительно « У нас же дорога большая была» до слов « Что новый прохожий, то новый рассказ»

Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек ?

(Дорога-это своеобразный учебник, по котором у ребятишки постигали науку жизни.

Выразительное чтение наизусть отрывка « Ух, жарко» до слов « Живого в деревню тащат с торжеством»

Какова интонация этого отрывка ?Сколько в нем восклицательных предложений(10) Они передают искренние чувства поэта.

 В начальной школе вы учили  отрывок о мальчике Власе. Кто желает прочитать наизусть?

Каково значение выражения зимнего солнца холодный огонь ?

Солнце, такое горячее и ласковое летом, зимой не согревает. Ребенку холодно в лесу, но он должен помочь отцу-кормильцу семьи: он горячо любит свою родину и ненавидит рабство : клеймо нелюдимой , мертвящей зимы.

  Поэт использует огромное количество выразительных средств.

Состояние мальчика и рассказчика передано с помощью художественн ого  приема-оксюморона.

Запишем в тетрадь.

Оксюморон( острая глупость)-сочетание противоречивых понятий. Слияние контрастных значений осознается как вскрытие между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью.

.

 Какие мысли рассказчик называет « Честными»?

Честные мысли-это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

Какое вековое наследство призывает хранить поэт ?

Привычка к труду благородная входит в сознание ребенка с детства и остается с ним на всю жизни. Вековое наследство- это лучшие традиции русского народа, любовь к родине, родной земле, ощущение ее красоты.

Каков смысл фразы « И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной.

Обаянье детства- это то, что с человеком остается на всю жизнь. Если ребенок ощущает себя частью родной земли русского народа, повзрослев , сумеет постичь всю глубину народной мудрости. Подлинная жизни народа.Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

1.Где заключена основная художественная идея произведения ? Как же поэт относится к крестьянским детям, какова его позиция ?( Он правдиво описывает жизнь крестьянских детей и горячо сочувствует им, но но он верит в силу народа, призывает молодое поколение хранить лучшие традиции отцов и дедов

2.Обратимся к таблице( проверка)

 - Какая задача была поставлена в начале урока ?

-Выполнили мы ее?

-Что нового вы узнали?

-Что было трудно?

  Обратимся к тесту.

Напишите небольшое мини-сочинение. Подобрать 5 примеров оксюморона из различных стихотворений Н.А.Некрасова.