Ход урока «Крестьянские дети» Некрасов
1.Презентация картины А.Г.Веницианова « Крестьянские дети в поле»-русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,член императорской академии художеств. Его называют основоположником русской жанровой живописи.
В сцене, непосредственно взятой из действительности.с тонкой наблюдательностью художник подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьянских детей
В.Е.Маковский -русский живописец.
В ранней работе « Игра в бабки» проявились свойственные ему наблюдательность, чувство юмора, умение правдиво и в непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. Художник метко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно удалось изобразить сельский пейзаж»
ВОПРОС; Как вы думаете что объединяет произведение Некрасова
« Крестьянские дети» и картины русских художников ?
И писатель, и художник хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую задачу должны поставить? ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕРСОНАЖАМ СТИХОТВОРЕНИЯ « КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
Дома вы прочитали стихотворение « Крестьянские дети».
Кто лирический герой стихотворения и каким вы представляете его?
Прочитаем первые строчки стихотворения от слов « Опять я в деревне» до слов « Чу, шепот опять»
Какое настроение лирического героя ощущается в первых строчках произведения ?
Какое слово передает настроение героя ?
Выразительное чтение по ролям.
Изменяется ли образ рассказчика на протяжении стихотворения ? ( Позиция лирического героя также меняется: он один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, думающий о будущем народа
В произведении много незнакомых слов. Откроем лексическую копилку и дадим толкование этим словам .мякина, изрекать. Нега( жизнь без нужд и забот), лудильщик(Луже́ние — нанесение тонкого слоя олова на поверхность металлических изделий), черемис(племенной человек), тетеря(похлебка из ржаной муки, традиционное блюдо запорожских черкас. Тетеря — глупый, нерасторопный или незадачливый человек. Тетеря — тетерев или тетерка (самка тетерева), в некоторых говорах России), вестимо(Само собой разумеется, конечно,), клеймо(Графическое изображение, наносимое на вещь, животное или товар с целью идентификации с владельцем, производителем).
Обратимся к тексту « О милые плуты до слов « И клали рядком на перилы мота»
Почему он завидует крестьянским детям ? ( Их жизнь полна поэзии, поскольку не ограничена рамками условностей. Они свободны в общении друг с другом и с природой.
Каков смысл строчек : « Счастливый народ! Ни науки ни неги, не ведают в детстве они)
Крестьянские дети не знают, что такое роскошь. Пагубно воздействующая на неокрепшие детские души.
Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях о набегах, о змее?( Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчеркивает смекалку, находчивость, практичность детей из народна
Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями. Каких сказочных персонажей вы вспомнили , читая эти строки?
( Дети сражаются со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча и, воображая себя сказочными богатырями, ожидают славы за подвиги)
Какова позиция лирического героя ? ( Заполнение в парах таблицы)
Прочитаем выразительно « У нас же дорога большая была» до слов « Что новый прохожий, то новый рассказ»
Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек ?
(Дорога-это своеобразный учебник, по котором у ребятишки постигали науку жизни.
Выразительное чтение наизусть отрывка « Ух, жарко» до слов « Живого в деревню тащат с торжеством»
Какова интонация этого отрывка ?Сколько в нем восклицательных предложений(10) Они передают искренние чувства поэта.
В начальной школе вы учили отрывок о мальчике Власе. Кто желает прочитать наизусть?
Каково значение выражения зимнего солнца холодный огонь ?
Солнце, такое горячее и ласковое летом, зимой не согревает. Ребенку холодно в лесу, но он должен помочь отцу-кормильцу семьи: он горячо любит свою родину и ненавидит рабство : клеймо нелюдимой , мертвящей зимы.
Поэт использует огромное количество выразительных средств.
Состояние мальчика и рассказчика передано с помощью художественн ого приема-оксюморона.
Запишем в тетрадь.
Оксюморон( острая глупость)-сочетание противоречивых понятий. Слияние контрастных значений осознается как вскрытие между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью.
.
Какие мысли рассказчик называет « Честными»?
Честные мысли-это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
Какое вековое наследство призывает хранить поэт ?
Привычка к труду благородная входит в сознание ребенка с детства и остается с ним на всю жизни. Вековое наследство- это лучшие традиции русского народа, любовь к родине, родной земле, ощущение ее красоты.
Каков смысл фразы « И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной.
Обаянье детства- это то, что с человеком остается на всю жизнь. Если ребенок ощущает себя частью родной земли русского народа, повзрослев , сумеет постичь всю глубину народной мудрости. Подлинная жизни народа.Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
1.Где заключена основная художественная идея произведения ? Как же поэт относится к крестьянским детям, какова его позиция ?( Он правдиво описывает жизнь крестьянских детей и горячо сочувствует им, но но он верит в силу народа, призывает молодое поколение хранить лучшие традиции отцов и дедов
2.Обратимся к таблице( проверка)
- Какая задача была поставлена в начале урока ?
-Выполнили мы ее?
-Что нового вы узнали?
-Что было трудно?
Обратимся к тесту.
Напишите небольшое мини-сочинение. Подобрать 5 примеров оксюморона из различных стихотворений Н.А.Некрасова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.