ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I»
ЦЕЛЬ:
· Формирование представлений учащихся о начале правления Петра I
ЗАДАЧИ:
· Ознакомить учащихся с детскими и юношескими годами Петра I; показать, что преобразования в стране были достигнуты прежде всего трудом народа; отметить прогрессивную деятельность Петра I;
· Коррекция и развитие умения работать с текстом учебника через работу с учебником;
· Воспитывать уважительное отношение к деятельности Петра I.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство»
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан
ОБОРУДОВАНИЕ:
Фрагменты из художественного фильма «Петра I»
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
· Приветствие учащихся
· Проверка готовности учащихся к уроку
· 5 – ти минутное чтение
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке изучали «Освоение Сибири и Дальнего Востока»
Учитель:
Вспомните, в каком веке первопроходцы открывали новые земли?
Учащиеся:
В XVII веке
Учитель:
Найдите в тексте учебника, какое открытие сделал Семен Дежнёв.
Учащиеся:
Семен Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой.
Учитель:
Кто возглавил первую русскую экспедицию на Амур?
Учащиеся:
Василий Поярков.
Учитель:
Что изучала экспедиция Ерофея Хабарова?
Учащиеся:
Жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили реку Амур, ее богатства и окружающую природу.
Учитель:
Таким образом русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошла в состав Российского государства. Однако освоение Сибири не закончилось в 17 веке. Оно продолжалось еще более 200 лет. Но 17 век вошел в историю России как век великих географических открытий.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Сегодня мы с вами начинаем изучать большой и важный раздел курса истории. (НА ДОСКЕ «ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XVIII веке»). Прочитайте внимательно название раздела.
Великие преобразования суждено было осуществить Петру благодаря ему отсталая, мало известная в Европе страна стала великой державой.
С чего все началось? Вот это и предстоит нам узнать. Тема сегодняшнего урока «Начало правления Петра I».
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «Начало правления Петра I».
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Петр родился в 1672 году и был сыном царя Алексея Михайловича. Петр I был провозглашен царем в 10-ти летнем возрасте. Фактически страной правила его старшая сестра Софья. Петр I с матерью жил в селах Коломенском и Преображенском.
Учитель:
Найдите в тексте учебника на стр.106 ответ на вопрос: Каким рос Петр I.
Учащиеся:
Читают самостоятельно
Учитель:
Каким рос Петр I.
Учащиеся:
Здоровым, крепким, любил подвижные игры, талантливым и умным мальчиком, обладал хорошей памятью, любил учиться разным ремеслам, постигал военное искусство. Проявлял интерес к морю.
Учитель:
Сейчас мы познакомимся с играми, в которые любил играть Петр.
Стр.110 – 111, текст для дополнительного чтения «Потешные игры молодого Петра».
Чтение по цепочке.
Учитель:
Что такое потехи?
Что такое гвардия?
Найти в учебнике стр.112.
Учитель:
Опишите потешные игры Петра.
Учитель:
Схема на доске (В ТЕТРАДЬ ЗАПИСЬ)
В России нет
Учитель:
Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями Ивана и Петра. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей при несовершеннолетних братьях. Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.
С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху), туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.
Таким непростым был путь Петра к власти.
Учитель:
Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
К концу 17 века Россия имела выход в Каспийское и Белое моря. Но эти моря были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.
В 17 Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
Учитель:
Найдите в тексте учебника где находился морской порт в России?
Учащиеся:
В Архангельске.
Учитель:
Где началось строительство российского корабля?
Учащиеся:
В Архангельске
Учитель:
Петру I очень хотелось иметь морские порты на Балтийском и Черном морях. Выход к Черному морю преграждала турецкая крепость Азов, а к Балтийскому - шведские крепости Нарва и Нотебург, находившиеся на реке Неве. Чтобы осуществить свою мечту, Петру необходимо было воевать с турками и шведами. Сначала Петр начал воевать с турками.
Учитель:
Работаем с текстом учебника стр.106-108, «Азовские походы».
Учитель:
В каком городе была построена верфь?
Учащиеся:
Под городом Воронеж.
Учитель:
Что такое верфь?
Учащиеся:
Специальное место для строительства кораблей.
Учитель:
Чем закончился поход на Азов?
Учащиеся:
Победой Петра.
Учитель:
ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
Учитель:
С какой целью Петр I поехал за границу?
Учитель:
Чему обучался Петр I за границей?
Учащиеся:
Познакомиться с техническими достижениями европейских стран, для обучения различным наукам имастерству.
Учитель:
В каких государствах побывал Петр I
Учащиеся:
Англия, Германия, Голландия
Учитель:
Какие события прервали путешествие Петра?
Учащиеся:
Известие о восстании стрельцов
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?
Учитель:
Как звали царя, к которому перешла власть от сестры Софьи?
Учитель:
К какому веку относится начало правления Петра I?
Учитель:
С каких важных дел началось правление Петра I?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 106 - 112 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, ВЫПИСАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
II ГРУППА – СТР. 106 - 109 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, ВЫПИСАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
III ГРУППА –
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.