Урок: «Население мира. Расы» 6 класс.
Оценка 4.8

Урок: «Население мира. Расы» 6 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
6 кл—7 кл
28.05.2020
Урок: «Население мира. Расы» 6 класс.
Урок составлен с использованием технологии критического мышления
Население земли.doc

Объявление

Современная жизнь предъявляет нам свом требования: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать и моделировать ее. То есть современный человек должен мыслить критически. Для формирования этого типа мышления и была создана новая педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Структура данной технологии состоит из трех стадий: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
На стадии вызова необходимо дать возможность учащимся проанализировать то, что им уже известно по данной теме и решить, что же им еще необходимо узнать. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией, получают новые сведения. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию и, делают выводы.

Тема урока: «Население мира. Расы» 6 класс.

Цель урока: сформировать представление о расах, их внешних различиях. Показать влияние условий окружающей среды на человечество. Представить географическую картину распространения рас.

Оборудование: карта мира, раздаточный материал на парту в виде дополнительного текста и правил написания синквейна, бумага и фломастеры для рисования.
Содержание урока: для успешной реализации данного урока рекомендуется использовать два учебных часа.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова:

1 задание: Люди, населяющие Землю не похожи друг на друга, выглядят по-разному. Нарисуйте портреты людей, населяющих разные части света, разные уголки нашей планеты. Дайте устное описание их облика.

Работа осуществляется в парах, по окончании каждая из пар презентует свои рисунки, и они вывешиваются на доске

2 задание: Вы заметили, что некоторые портреты чем-то походят друг на друга.
Объедините похожие рисунки в группы. Какие названия можно дать каждой из них?

Учащиеся объединяют рисунки в группы, обосновывая свои действия. Названия, данные группам, могут не соответствовать названиям рас на начальном этапе, но исправления будут вноситься только на стадии осмысления содержания.

3 задание: Такие, похожие по каким- то признакам группы людей, называются расы. Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «razza» - племя. Назовите признаки, по которым можно сравнить людей разных рас?

Это задание позволяет заполнить первый столбик «концептуальной таблицы», образец которой представлен на доске. Все предложенные линии сравнения записываются учителем. На стадии осмысления они могут быть исправлены или дополнены. Объектами сравнения будут являться те группы людей, названия которым дали дети. Объекты сравнения могут так же исправляться и дополняться.

Концептуальная таблица:

Линии сравнения

Объекты сравнения

 

 

 

1.
2.
3.

 

 

 

4 задание: Отличия людей по многим признакам индейцы Сев. Америки объясняли так: «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели коричнево-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черными, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бело-розового цвета. Так появились европейцы». Как вы считаете, почему разные группы людей приобрели разные внешние признаки?

Высказанные мнения обсуждаются и на данном этапе все они принимаются как верные. Учитель не исправляет детей и не подводит итога обсуждения.

5 задание: На каком из континентов нашей планеты могут проживать представители выделенных вами рас? Распределите рисунки по географической карте.

Рисунки закрепляются на карте так, как на данной стадии предполагают учащиеся. Исправления со стороны учителя не допускаются.

II. Стадия осмысления содержания:

Учащимся предлагается текст (Приложение 1), работая с которым дети вносят изменения и заполняют «концептуальную таблицу». Ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова. По окончанию работы таблица может приобрести следующий вид (Приложение 2).

III. Стадия рефлексии:

1 задание: Анализируется «концептуальная таблица». Вносятся исправления и дополнения в линиях сравнения и названиях рас.
2 задание: Еще раз выслушиваются мнения по поводу причин, повлиявших на формирование внешних признаков рас. Делается вывод.
3 задание: Учащие формулируют определение понятия «расы». «Расы» – группы людей со сходными внешними признаками.
4 задание: Вносятся изменения в распределение рас по территории континентов.
5 задание: (можно вынести на домашнее задание) Напишите синквейн по ключевым понятиям сегодняшней темы урока: негроиды, европеоиды, монголоиды.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема или предмет (1 существительное).
2 строка – описание предмета (2 прилагательных или причастия).
3 строка – действие предмета (3 глагола).
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к предмету.
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).

Примеры синквейнов, созданные учащимися:

Негроид
Чернокожий, кудрявый.
Трудится, голодает, страдает.
Африка – родина черных людей.
Раб.

Монголоид
Узкоглазый, скуластый.
Пасет, кочует, охотится.
Его дом – широкая степь.
Всадник.

Европеоид
Светлый, бородатый.
Строит, любит, растит детей.
Я тоже являюсь европеоидом.
Родня.

Использованная литература:

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.

2. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта +, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Народы мира. Расы.

 

Обычно выделяют три большие расы: европеоидная, монголоидная, негро-австралоидная. Некоторые ученые выделяют другую классификацию: европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная.

   Что же способствовало образованию рас? Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобрели отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

   Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных   лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную шапку. Карий цвет волос выполняет, вероятно, такую же роль. Аналогично объясняются и особенности строения носа ( большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха, и широкий нос ), А так же утолщенные губы.

   Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, т.к. в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

   У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаз от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат, реже, чем европеоиды, болеют конъюктивитом.

   Естественный отбор играл важную роль в распределении некоторых признаков, например, среди монголоидной расы много людей с третьей группой крови. Исследования показывают, что люди с этой группой крови реже заражаются оспой и легче ее переносят.

   Негроидная раса. Отличительные признаки негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы обусловила и ее название ( от лат. niger – “черный” ). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крепкие зубы, умеренно выступающие скулы, слабый или средний рост волос на лице и теле. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед. Негроидные расовые особенности наиболее ярко выражены у африканского населения, живущего к югу от пустыни Сахара.

   Европеоидная раса. Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожи, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза – светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые.

   Конечно, встречаются черноволосые, темноглазые и довольно смуглые представители европеоидов, особенно на юге. Для этой расы характерны широко открытые, ровно поставленные глаза, тонкое веко без складок. Тонкий, прямой, сильно выступающий нос, иногда с горбинкой и четко очерченными ноздрями у всех европейцев считается лучшим украшением лица. Губы у европеоидов тонкие или средней толщины. Типичные черты мужчин - густые усы и борода.

   Европеоидов можно разделить на две группы:  южную – со смуглой кожей, темными волосами и карими глазами  и северную – со светлой кожей, серыми и голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами.

    Благодаря массовым миграциям населения между континентами, представители европеоидной расы широко расселились по территории Северной , Южной Америки и Австралии.

   Монголоидная раса. Волосы у них прямые, иссиня-черные, толстые и жесткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, черные или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Недаром на Руси в эпоху татаро-монгольского ига появилось выражение “ татарская борода”.

  Особенно необычно и своеобразно строение глаз монголоидов: они узкие, и внутренние углы их расположены ниже внешних, что создает впечатление раскосости. Верхнее веко тяжелое и набухшее. Не менее своеобразны у монголоидов и зубы. Передние резцы – широкие.  К монголоидной расе так же относятся коренные жители Америки – индейцы.

 

 

Приложение 2

 

 

Расы на Земле

 

Линии сравнения

Объекты сравнения

Негроидная раса

Европеоидная раса

Монголоидная раса

1.форма и цвет волос

курчавые, черные

прямые, волнистые,

разных оттенков

прямые, жесткие,

иссиня-черные

2.цвет кожи

темно-коричневая

светлая, смуглая

смуглая

3.форма и цвет глаз

карие

светло-карие, желтые, зеленые, серые, голубые;

широко открытые, веко без складок

черные, темно-карие; узкие, раскосые, веко набухшее

4.форма носа

широкий, слабо выступающий

тонкий, примой, сильно выступающий

плоский, расплющенный

5.форма губ

очень толстые

тонкие или средние

 

6.зубы

крепкие

 

широкие резцы

7.форма лица

умеренно выступающие скулы, челюсти выдвинуты

 

широкие, сильно выступающие скулы

8.волосяной покров тела

слабый или средний рост волос

густые усы и борода

редкие усы и борода



Скачано с www.znanio.ru

Объявление <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> google_protectAndRun("ads_core

Объявление <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> google_protectAndRun("ads_core

Концептуальная таблица:

Концептуальная таблица:

Примеры синквейнов, созданные учащимися:

Примеры синквейнов, созданные учащимися:

Приложение 1 Народы мира. Расы

Приложение 1 Народы мира. Расы

У мужчин на лицах редкие усы и борода

У мужчин на лицах редкие усы и борода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020