Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных"
Оценка 4.9

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
19.11.2021
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира в 3 классе по теме Разнообразие животных.docx

Урок окружающего мира в 3 классе.

 

Тема:  Разнообразие животных.

 

Цель: познакомить с классификацией животных и их группо­выми признаками.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифициро­вать животных по их групповым признакам, определять их с по­мощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданием; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное задание

(Учитель раздает ученикам карточки с заданием.)

—  Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.

2. Фронтальный опрос

—  Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Толь­ко растения образуют на свету сахар, крахмал и другие ве­щества, которыми питаются люди и животные.)

—  Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

—  Назовите растения, занесенные в Красную книгу.

—  О каком растении, занесенном в Красную книгу России, вы подготовили сообщение?

(Проверка задания № 7 из рабочей тетради (с. 39). Учащиеся рассказывают о растениях.)

—  Что делают люди для охраны растений ? (Их охраняют в за­поведниках, ботанических садах.)

—  Какие правила поведения в природе вы выполняете?

III. Самоопределение к деятельности .Игра «Узнай по описанию»

1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи от­летает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному...

Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осто­рожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы... Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.

—  Кто это? (Кабан.)

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распу­гивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.

—  Кто это? (Кукушка.)

3. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.

—  Кто это? (Майский жук.)

—  Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? ____(Царство животных.)

—  Назовите представителей этого царства. Сегодня на уроке будем говорить о животных.

IV. Работа по теме урока

1.     Беседа .

Классификация животных

—  Животные... Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)

Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это еще один раздел биологии.

—  Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.

—  Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)

—  Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Корова, петух, свинья, кот.

—  Как можно назвать животных этой группы? (Домашние  жи­вотные.)

Это классификация животных по месту обитания.

—  Что значит «классифицировать животных»? (Разделить на группы по определенным признакам.)

—  Прочитайте внимательно еще раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими1 при­знаками? (Да. Звери, птицы, рыбы.)

—  Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кор­мят молоком.)

—  Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рожда­ются из яиц.)

—  А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? (Ответы учеников.)

Ученые-зоологи делят царство животных на большее число  групп.

2. Практическая работа

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 88—90. Заполним таблицу. (Учитель раздает детям распечатки, по ходу чтения текста уча­щиеся заполняют таблицу.)

Группа животных

Признаки

Беспозвоночные

Черви: дождевой червь, пиявки

 

Моллюски: улитки, слизни, ось­миноги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной

Иглокожие: морские звезды, мор­ские ежи, морские лилии, мор­ские огурцы

Имеются иглы

Ракообразные: раки, крабы, кре­ветки, мокрицы

 

Паукообразные: скорпионы, пау­ки, клещи, сенокосцы

Имеют 8 ног

Насекомые: жуки, бабочки, стре­козы, пчелы, мухи

Имеют 6 ног

Позвоночные

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешу­ей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть — в воде

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, кроко­дилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Птицы

Тело покрыто перьями

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детены­шей кормят молоком

—  Расскажите о разнообразии животных.

2.     Работа по учебнику

Виды животных.

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 91.

—  Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида.

V. Физкультминутка


Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова


VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 40).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40—41.

 - Пронумеруйте рисунки.

№2(с. 41).

—  Прочитайте задание.

—  Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это моллюск.)

—  Подчеркните слово осьминог.

—  Прочитайте названия животных во втором ряду. А здесь кто лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)

—  Подчеркните слово паук.

—  Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в лягушка, группа земноводных; задание г пиявка, группа червей.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№3(с. 42).

—  Прочитайте задание. Найдите рисунок в учебнике на с. 92.

—  Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на ри­сунке.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 42).

—  Прочитайте задание. Запишите по три названия животных различных видов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 42).

—  Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежь­те и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия Работа в группах

—  Придумайте задание на классификацию животных. Пред­ложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.

(Дети могут предложить разделить животных на группы: по размеру (маленькие и большие), по цвету (серые, рыжие и т. д.), по среде обитания (лесные, луговые, речные и т. д.).)

—  Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника (с. 87—91).

Итак, ученые делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие­ся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

VIII. Подведение итогов урока.

—  Какие группы животных вы узнали на уроке?

—  Назовите животное и группу, представителем которой яв­ляется это животное.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 87-92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 92.

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 43).

3. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных. (См. дополнительный материал к уро­ку 20.)

 

 


 

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? ____ (Царство животных

Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? ____ (Царство животных

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

VI . Закрепление изученного материала

VI . Закрепление изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2021