Традиционная детская игрушка народов моего края

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель моей работы: узнать какие традиционные детские игрушки народов моего края существовали и существуют. Для достижения указанной цели я поставила следующие задачи: • изучить литературу по теме исследования, отобрать необходимые источники; • проанализировать, какие игрушки наиболее характерны для детей; • выявить способы изготовления игрушек своими руками.
Иконка файла материала 2 (58).docx
Муниципальное бюджетное Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательное учреждение «Школа № 185» «Школа № 185» Ленинского района города Нижнего Ленинского района города Нижнего Новгорода Новгорода Традиционная детская  игрушка народов моего края                                                                                                                   Составила:                                                                                                                       ученица 4б класса,                                                                                                                        Гертье Екатерина                                                                                                                Руководитель:                                                                                                                  Сатаева З.В. г. Нижний Новгород2017 1           Введение…………………………………………………………………   с.1­2 Содержание Глава 1. История игрушки  ……………………………………………………………………               с.3­4  Глава 2. Детские игрушки народов моего края  ……………………………………………………………………               с.5­8 Глава 3. Оригинальные идеи изготовления детской игрушки своими  руками                                         ……………………………………………………………………………   с. 9 Заключение………………………………………………………………  с.10 Список использованной литературы…………………………………… с.11 Приложение……………………………………………………………… с.122 Введение        Полки   наших   магазинов   уставлены   всевозможными   плюшевыми игрушками   иностранного   происхождения,   конструкторами   «Лего»   и различными космическими агрегатами. Да и у меня не мало разных игрушек, но   самая   любимая   –   это   русская   матрёшка.   Этой   игрушкой   играла   моя бабушка, мама, а потом и я.     Цель моей работы: узнать какие традиционные детские игрушки народов моего края существовали и существуют. Для достижения указанной цели я поставила следующие задачи:  изучить   литературу   по   теме   исследования,   отобрать   необходимые источники;  проанализировать, какие игрушки наиболее характерны для детей; выявить способы изготовления игрушек своими руками.   3 Глава 1. История игрушки   Вот уже более ста лет внимание ученые привлекает народная игрушка. Передавая из поколения в поколение мастера ­ игрушечники смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и  красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной  памяти. Это такие игрушки, которые одновременно выполняют функции  не  только игрушки для ребенка, но и сувенира. Их, как правило, хранят в доме  на одном из самых заветных мест, чтобы не разбились или не потерялись.     История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.Издавна нижегородские земли славились своими умельцами. Целые деревни  занимались одним видом промысла: плели кружева, расписывали платки,  делали ложки, самовары, деревянную посуду и разнообразную утварь,  необходимую для бытовых нужд,  Не забывали народные умельцы и про детские игрушки, изготовляя их для  игры, вразумления и забавы подрастающего поколения. По сей день игрушки,  сделанные русскими мастерами, несут радость людям и становятся  украшением многих коллекций. Ответить на вопрос, кто и когда первым стал  мастерить игрушки для детей, очевидно, невозможно. Но можно  предположить, что изначально игрушки делали для магических целей – как,  например, погремушки, призванные отгонять злых духов, ­  и для  развлечения, утехи, веселья, забавы, а также как наглядный материал для  обучения. Нижегородские игрушки имели много общих видовых черт с изделиями  других регионов России, но немало в них было оригинального и  своеобразного. Игрушка способствовала приобщению детей к посильному  труду и развивала познавательный интерес. Семья, материнство, отцовство,  земледелие, крестьянские ремёсла, домашняя работа, встреча гостей,  праздничные гулянья и отдых – темы детских игр, в которых активно были  задействованы самые разнообразные игрушки.   Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из  всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.  Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она  была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама  природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и  4 дать   жизнь   новому   творению.  Как   глиняные,   так   и   деревянные   игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше  всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную ­ в вятке (Кирове). Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя­природы, работали с одинаковыми природными материалами. Наши   предки   были   прозорливы   и   умны.   Чутко   чувствуя   природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.Глава 2. Детские игрушки народов моего края 5 Как   только   малыш   появлялся   на   свет,   его   верным   спутником становилась игрушка – «погремушка». Это могла быть засушенная коробочка мака   с   семенами,   трещотка,   яркий   лоскуток   ткани   с   колокольчиками   или пришитыми кусочками меди. [1] Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали   ему   научиться   ходить,   самостоятельно   изучать   окружающее   его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное ­ просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. [2] Игрушка   увлекала   ребенка   звуками,   которые   издавали   колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес ­ и малыш начинал   ходить   вслед   за   палочкой   с   прикрепленной   игрушкой.   Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь ­ как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким   образом,  ребенок   впервые   мог   почувствовать   себя   сильным   и смелым другом для своей игрушки. В игрушке нижегородской области встречаются как реальные образы, так   и   сказочные   персонажи,   а   ещё   и   трудовой   инвентарь,   и   музыкальные инструменты.  Деревянные игрушки: Семёновская роспись              Одним из символов России является традиционная русская кукла ­ матрёшка – яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале 20 века, но  настоящей   родиной   матрёшки   стал   подмосковный   Сергиев   Посад   – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек. [3]         Матрёшка   –   небольшая,   выполненная   из   дерева   куколка,   искусно расписанная в традиционной манере мастеров, уже больше века представляет нашу страну в качества одного из самых известных сувениров – матрешки ручной работы. Это маленькой по размеру, но необъятное по символическому и   историческому   наполнению,   произведение   искусства,   и   по   сей   деньпривлекает   не  только  иностранцев,  но   и  русских   людей,  которые   бережно заботятся о своих традициях и мироощущении.          Фукурума ­ прообраз русской матрёшки 6            Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых ­ известных русских промышленников и меценатов ­ то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю   кто­то   привез   японскую   точеную   фигурку   буддистского   святого Фукуруджи  (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” ­ она разбиралась на две части.  [4] Внутри   нее   спрятана   другая,   поменьше,   которая   так   же   состояла   из   двух половинок.   Всего таких куколок насчитывалось семь.   Предполагалось, что именно   эта   фигурка   и   натолкнула   русских   на   создание   своего   варианта разъемной   игрушки,   воплощенного   в   образе   крестьянской   девочки,   вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).           Первая   русская   матрешка   была   выточена   мастером   Звездочкиным,   а расписана   Сергеем   Малютиным.   Получившая   кукла   состояла   из   восьми фигурок. [5] Первая, самая большая – круглолицая девочка в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащая чёрного петушка, за ней мальчик и так далее. Самым последним был младенец в пеленках. Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой. Она явилась символом материнства и  плодородия.   так   как   кукла   с   многочисленным   семейством   выражает материнскую сущность русской женщины.             Очень любили нашу Матрену иностранцы – вывозилась кукла целыми коробами.   Из­за   огромного   спроса   на   игрушку   появились   матрешечные центры­мастерские в городе Семенове Нижегородской области и селе Полхов –   Майдан.     Вся   семья   занималась   матрешечным   бизнесом:   выпиливали, ярмарку. шлифовали, расписывали, выносили       на   По сей день девочка Матрена остается традиционным «сувениром из России», и, несмотря на то, что выпускаются заводские матрешки, высоким спросом пользуется игрушка ручной работы. [  ]Городецкая игрушка глиняная свистулька – «дудочка» [6]       Городецкий район Нижегородской области известен не только как центр деревянной «городецкой» резьбы, но и изготовление   глиняных свистулек – «дудок»  Центром   изготовления   глиняных   игрушек   считается   деревня Жбанниково. В начале 1930 годов новый промысел открыл  молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев. Свистульки ­   петушков. баранчиков, коров 1950­1980 годы лепила и одарённая мастерица Прасковья Степановна  7 Тимофеева   из   деревни   Рыжухино.   В   1980   годы   Жбанникове   плодотворно трудился потомственный мастер­игрушечник Венедикт Степанович Сироткин.      Свистулька — народный музыкальный инструмент. Может изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней,   собачек,   всадников   и   фантастических   животных,   как   правило оригинальной для каждой местности. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо  свиста  получить  многотональные  трели.  В ряде  свистулек   по  ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки. Свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества. Балахнинские и Жбанниковские глиняные игрушки. [7] Городецкая игрушка      Знаменитые лошадки, выточенные из дерева. [8] Их уж  точно  помнят все! У каждого  в  детстве  была  подобная игрушка – нарядные   лошадки   с  санями   и   без,  но   обязательно   на   колесиках,   а  еще  – лошадки­качалки. Городецкая  игрушка –  ярчайший  народный промысел  Новгородской земли. Зародилось искусство в городе Городец – отсюда и название игрушки.  Лошадки, птички свистульки, игрушечная мебель, погремушки и карусели, мельницы, лодочки, кораблики и деревянные пароходики, самолеты и танки, туески   и   коробочки,   домики,   грибки   и   кошки­копилки,   фигурки   людей, животных   и   многое­многое   другое   составляют   ассортимент   мастеров­ игрушечников Нижегородского края. [9­11]Дымковская игрушка              Дымковская игрушка названа так по наименованию села Дымково, расположенной возле города Кирова. [12] Это   очень   древний   промысел.   В   старину   праздновали   "Свистопляску"   ­ праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились,  8 отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.  Свистульке   приписывали   магические   свойства.   Считалось,   что, посвистев,   человек   может   снять   с   себя   порчу   и   даже   выздороветь.   Такие игрушки традиционно хранили у окна. Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали   с   песком,   месили   сначала   ногами,   а   потом   руками.   Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.                Изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические   животные   и   птицы,   петушки­свистульки.   Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек  немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима     Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие­долгие годы. И не поспоришь! Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая ­ она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.9 Глава   3.   Оригинальные   идеи   изготовления   детской   игрушки   своими руками .    [13]            Для   того,   чтобы   сделать   эту   игрушку,   понадобится   несколько стаканчиков от йогурта и крышек (например, от клея­карандаша) разных размеров, чтобы они легко помещались друг в друга. Также потребуется распечатать   на   цветном   принтере   картинку   с   матрешками   или   самим нарисовать.   Главное,   чтобы   размеры   картинок   совпадали   с   высотой стаканчиков и крышек. Получится вот такая матрешка. 10 В результате исследования я пришла к следующим выводам: 1 Игрушка   имеет   большое   значение   для   воспитания   детей,   сохранения Заключение народных традиций и обычаев; 2 Изготовление   детских   игрушек   не   забыто,   а   приобрело   новые современные формы. В результате работы над исследованием я научилась: 1 Проводить отбор литературы по теме исследования; 2 Анализировать содержание, отбирая главное; 3 Систематизировать и обобщать полученную информацию; 11 Список использованной литературы 1.Богородский народно­художественный промысел, статья, журнал Резьба. 2.Что такое народная игрушка, статья. 3.Народные художественные промыслы. / Под общей ред. В. Г.  Смолицкого – М.: Высшая школа, 1982. – 216 с., ил.4.Новикова Е. Е., Сорокин И. К. Семеновский сувенир. – Горький: Волго­ Вятское книжное изд­во, 1987. – 143 с., ил. 5.Прокопьев Д. В. Художественные промыслы Горьковской области. –  Горький, 1939г. Рис.№1. Игрушка – «погремушка». 12 Приложение Рис. №2 Каталки на палочке. Рис.№9 Городецкая игрушка Рис.№8. Нарядные лошадки с санямиРис.№3. Матрёшка. Семёновская роспись Рис.№10 Городецкая игрушкаРис.№4. Фукурума ­ прообраз русской  матрёшки Рис.№11 Городецкая игрушка   Рис.№5. Первая русская матрешка Рис.№12. Дымковская игрушкаРис.№6. Городецкая игрушка глиняная  свистулька – «дудочка» Рис.13  Оригинальные идеи изготовления детской игрушки своими  руками .    7.Балахнинские и  Жбанниковские глиняные игрушки.