Тема: Береги природу, человек. 1 класс
Николаева Надежда Александровна
МБОУ КШ №7 им. В.В.Кашкадамовой г.Ульяновска
Учитель начальных классов
Окружающий мир
1 класс
Тема урока «Береги природу, человек», последний урок.
Учебник Окружающий мир Ивченкова, Потапов.
Цель урока: Цель: формирование представлений о характере взаимодействий человека и природы.
Задачи:
Воспитательные:
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
· воспитывать желание охранять природу.
Предметные УУД:
ü определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
ü формулировать правила поведения в природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
ü осознавать себя жителями планеты Земля;
ü испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
Метапредметные:
ü формировать интерес к учению;
ü понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
ü получать информацию из текста, выделять существенное.
Предметные :
ü определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
ü формулировать правила поведения в природе.
Формируемые ууд:
Личностные:
· воспитывать бережное отношение к природе.
· формировать самооценку, навыки коллективной работы.
Регулятивные
-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
Познавательные
-развитие умения работать с информацией;
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, доска
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Постановка цели урока.
4. Новый материал
5. Физминутка
6. Повторение правил поведения в лесу.
7. Работа в группах.
8. Обобщение и систематизация знаний.
9. Подведение итогов урока .
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Формируемые УУД |
Организационный момент
|
Учитель проверяет готовность к уроку, Психологический настрой на урок. Чтоб
урок наш стал светлее,
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Слушают внимательно.
|
Презентация слайд 1. |
Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний |
. Сегодня у нас очень важный и интересный урок. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы догадаетесь сами, послушайте сказку. Сказка о маленьком кедре Экологическая сказка Я хочу рассказать Вам одну интересную сказку, которую услышала в лесу, собирая грибы. Однажды в тайге разодрались две белки из-за шишки, и уронили её. Когда шишка упала, из неё выпал орешек. Он провалился в мягкую и душистую хвою. Долго лежал там орешек и вот однажды он превратился в кедровый росточек. Он был гордый и думал, что он много узнал за то время, которое он пролежал в земле. Но старый папоротник, который рос рядом, объяснил ему, что он ещё совсем маленький. И показал на высокие кедры. «Ты будешь таким же и проживешь еще триста лет»! – сказал папоротник ростку кедра. И кедр стал прислушиваться к папоротнику, учиться у него. Много интересного за лето узнал Кедренок. Перестал бояться зайца, который часто пробегал мимо. Радовался солнышку, которое проглядывало сквозь огромные лапы сосен и больших кедров. Но однажды произошел страшный случай. Как то утром, Кедренок увидел, что все птицы и звери бегут мимо него. Они были чем то страшно напуганы. Кедренку казалось, что сейчас его обязательно затопчут, но он не знал, что самое страшное еще впереди. Вскоре появился белый удушливый дым. Папоротник объяснил Кедренку, что это лесной пожар, который убивает все на своем пути. «Неужели я так и не вырасту большим кедром»? — подумал Кедренок. И вот уже были близко красные языки огня, которые ползли по траве и деревьям, оставляя за собой только черные угольки. Уже повеяло жаром! Кедренок стал прощаться с папоротником, как вдруг услышал громкое жужжание и увидел в небе огромную птицу. Это был вертолет службы спасения. Из вертолета в тот же миг полилась вода. «Мы спасены»! – обрадовался Кедренок. И правда, вода остановила огонь. Кедренок не пострадал, а у папоротника, подпалилась одна веточка. Вечером Кедренок спросил у папоротника, «а откуда взялся этот страшный огонь»? Папоротник объяснил ему, что эта беда случается из-за невнимательности людей, которые приходят в лес по грибы и по ягоды. Люди разжигают в лесу костер и оставляют угольки, которые потом разгораются от ветра. «Как же так»? – удивился кедренок. «Ведь лес кормит их, угощает ягодами, грибами, а они губят его». «Когда каждый человек задумается об этом, вот тогда может быть и не будет пожаров в наших лесах» – сказал старый и мудрый папоротник. «А пока у нас одна надежда, что нас вовремя спасут». И я, услышав эту сказку, очень захотела, чтоб все люди бережно относились к природе, которая угощает их своими дарами. И надеюсь, что главный персонаж моей сказки «Кедренок» вырастет большим кедром, и проживет триста, а может быть и больше. - Что вы чувствовали, когда я вам читала эту сказку? - О чем мы с вами будем сегодня говорить? (о бережном отношении к природе). |
Учащиеся слушают и думают над названием темы урока.
Слушают стихотворение и думают.
|
Презента ция слайд 1.
|
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
|
Постановка цели урока.
Новый материал |
Молодцы! Тема урока «Береги природу, человек!». Ребята, а что же такое природа? (природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). Откройте страницу 94 в учебнике и скажите, что природа даёт человеку? Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей. Какое влияние может оказывать на природу человек? (человек влияет на животных, на растения, на почву, на лес, на воду, на воздух. Интеллектуальная карта на доске.) В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы. Гарвардский
биолог Уилсон утверждает, что каждый год с нашей планеты исчезает около 30-32
тысяч видов живых организмов. Если ситуация не изменится, то к концу 21
столетия на Земле останется только половина живущих на данный момент живых
существ. -Как вы думаете, а все ли люди небрежно относятся к природе? Природа отдаёт человеку много своих богатств, а как человек может помочь природе?
Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это территория Земли, находящаяся под охраной закона. В заповедниках запрещается заниматься промышленной и хозяйственной деятельностью. Здесь строго наказывается любой промысел. Статус заповедника имеет около 12% всей поверхности планеты Земля. Один из таких – Беловежская пуща. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров – гордость заповедника.. -Сейчас люди всего мира понимают, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу. Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги? Давайте прочитаем призыв Красной книги. А сейчас мы пролистаем некоторые страницы из Красной книги (учитель с учениками читает информацию о животных и растениях, занесённых в Красную книгу – лотос, венерин башмачок, женьшень, белый журавль, зубр, орёл-беркут). Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где–то есть замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут.
|
Отвечают на вопросы учителя. Презентация слайд 2.
Презентация слайд 3. Отвечают на вопросы. Беседуют с учителем.
Презентация слайд 4. Дети отвечают на вопрос, используя картинки в учебнике.
Презентация слайд 5.
Учащиеся отвечают на вопрос, рассуждают и беседуют.
Презентация слайд 6.
Ученики думают, отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
Презентация слайд 7.
Презентация слайд 8. Презентация слайд 9. Презентация слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
Личностные: 1) - мотивация к изучению нового учебного материала; - развивать эколого-этическую деятельность; - выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные: - извлечение информации из опыта детей; - читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Метапредметные: - выделять существенную информацию, объяснять свою позицию.
|
Физминутка |
Ребята мы хорошо потрудились и немного устали, давайте встанем из-за парт и проведет физминутку. Вот мы деревце сажали Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.) Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).) Он и строен, и высок, (Руки в стороны.) И другие распустились, Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.) Налетел веселый ветер И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.) . |
Встают из-за парт и смотрят, что показывает учитель и повторяют за ним. Презентация слайд 16.
|
|
Личностные: Формировать экологическую культуру поведения.
|
Изучение нового материала
|
Посмотрите на слайд, сейчас будут появляться знаки, обозначающие правила поведения на природе, а вы попробуете объяснить, что они означают.
Молодцы! Ребята, а вы тоже можете оказать посильную помощь природе. Какую? Работа в группах. Повторении правил работы в группах. Решите экологические задачи. Инструкция для детей: У 1 группы на столе лежит карточка с заданием. «Что произойдёт с Бурундуком?» В дупло берёзы, как в сундук, Орехи прячет бурундук. А я прогнал бурундука, Орехи взял из сундука. 2 группа «На пришкольной аллее посажено 20 липок, но вскоре 2 дерева были поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за каждое дерево заплатили 100 р. 3 группа Задание. Дополните интеллектуальную карту по теме «Охрана растений», выбрав нужные экологические знаки и наклейте их .Объясните правила поведения. 4 группа работает на учи.ру. Выполняет задания от учителя по теме «Как живут растения. Карточка «Жизнь растения» Проверка работы групп. |
Учащиеся рассказывают правила поведения, которые знают и которыми пользуются.
Презентация слайд 17. (не рвать цветы и растения) Презентация слайд 18. (не затаптывать животных и растения) Презентация слайд 19. (не воровать яйца из гнёзд птиц) Презентация слайд 20. (не ломать ветки деревьев и кустарников) Презентация слайд 21.
Презентация слайд 22.
.
|
|
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
Метапредметные: - наблюдать, анализировать.
Регулятивные: - обеспечивать способность регулировать свою деятельность; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать |
Обобщение и систематизация полученных знаний |
-Какие пословицы об охране природы вы знаете? -Береги землю родимую, как мать любимую. -Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
|
Беседуют с учителем, слушают учителя.
|
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; |
Подведение итогов. |
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. Есть
одна планета-сад Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какие правила охраны природы особенно запомнились? -Что вам больше всего понравилось? Рефлексия «Комплимент» Кому вы сегодня похлопаете за хорошую работу на уроке? Кого за работу в группах? Барометр настроения. Покажите свое настроение с помощью ладошек. Почему Ваше настроение улучшилось?
|
Слушают учителя.
Презентация слайд 25. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.