Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Пётр Великий»
Здравствуйте, меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Хочу начать наш урок с небольшого рассказа.
В одном голландском городке, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного.
У: Как Вы думаете, о ком идёт речь?
С удивлением узнали впоследствии жители города, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.
У: Вы знаете, кто такой Пётр 1? (ответы детей)
У: как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Пётр 1)
У: На ваших столах есть листы с заданиями. Давайте посмотрим на их названия. Какие вопросы по теме Пётр Первый мы сегодня изучим? (слайд 2) Исходя из этих названий, давайте определим цель нашего урока.
Узнать о личности Петра Первого.
Изучить реформы Петра Первого.
Узнать, как Пётр Первый связан с морским флотом.
Узнать, какой город называют - Град Петра.
Положите перед собой первое задание. Посмотрите на картинки (слайд 3). Подумайте, как они могут быть связаны с темой нашего урока?
Прочитайте в группах текст и заполните таблицу после текста. Тем самым подтвердив или опровергнув свои предположения. Проверка (слайд 4).
В каждой группе осталось по три задания. Распределите эти задания между собой. Выполнив все задания, вы должны подойти ко мне за финальным заданием. Оно заключается в создании плаката по одному из изученных вопросов о Петре Первом.
А какой вопрос попадётся вашей группе, вы узнаете, когда вытяните жребий.
После того, как все плакаты будут сделаны, мы с вами подведём итоги урока. Конец урока: подводим итоги, проверяем работу каждой группы. Возвращаемся к целям.
1 вопрос:
Личность Петра I.
1. Глядя на картинки, подумайте, как эти предметы относятся к Петру I?
2. Прочитайте текст, найдите информацию по первому заданию, заполните таблицу ниже:
В
истории России царь Пётр остался под именем Великий. Царь неустанно заботился о
пользе Отечества.
Петр родился 30 мая 1672 года. Петр I стал царем в 1682 году,
когда ему было всего 10 лет. Но самостоятельно управлять государством стал
позже. Правил он с 1682 по 1725 года.
Одно из любимых увлечений – военные игры. Из своих сверстников юный
царь образовывал «потешные» полки. На них были настоящие зелёные мундиры.
Полки имели свои знамёна. Со временем детская забава переросла в
серьезное увлечение Петра военными науками.
Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Проявлял
большой интерес к религии и наукам: математике, географии, иностранным языкам, с
особенным увлечением обучался военной премудрости. Неутомимый, волевой царь
хотел постичь всё сам. Поэтому он освоил 14 специальностей и мог сам построить
корабль.
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. На
прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой
лодочке. Потом нашёл в сарае ботик – маленькое парусное судно. Его
отремонтировали. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.
В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором.
Корона |
1) 2) |
Цифра 10 |
|
Солдатики |
|
Книги |
|
Корабль |
|
Вывод: Пётр I был__________________________.
2 вопрос:
Реформы Петра I:
Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины.
Используя учебник с. 94 – 96 , заполните таблицу о деятельности Петра I.
«Проблема» |
Решение |
1. Пётр I любил игры и потехи (к чему это привело?) |
|
2. Пётр I хотел постичь все премудрости корабельного дела (что он для этого сделал?) |
|
3. Петру I не нравились некоторые русские традиции (что он сделал?) |
|
4. Пётр I изучал многие науки и освоил 14 специальностей (что он сделал для того, чтобы люди были образованы?) |
1) 2) 3) 4) 5) |
6. Петру I захотелось приобщить людей к европейским обычаям (что он сделал?) |
Вывод: при Петре I развивалось__________________________.
3 вопрос:
Морской флот:
1) Отметьте в таблице своё мнение ДО ЧТЕНИЯ ТЕКСТА с помощью знаков «плюс» (верю) и «минус» (не верю).
|
до чтения |
после чтения |
1) Верите ли вы, что первый российский военный корабль был построен Петром I и 16 солдатами? |
|
|
2) Верите ли вы, что Пётр I задумался о создании мощного флота, после катания на ботике (судне), найденному в сарае? |
|
|
3) Верите ли вы, что военно-морской флот создали в России через 4 года после спуска первого военного корабля? |
|
|
2) Прочитайте текст, сравните свои ответы, с полученной информацией:
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. Петр I нашёл ботик (судно) в сарае, а после постигал все азы мореходства на этом ботике. Именно после катания на ботике по Плещееву озеру (недалеко от Переславля – Залесского) царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. Здесь и началась постройка первых судов.
16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик – «дедушка русского флота» - показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.
Во время визита в Архангельск, царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их сам, и впервые ходил по Белому морю. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро, руководить строительством новых кораблей лично.
Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.
20 октября 1696 принято считать днём рождения Российского военно-морского флота.
Задай такие вопросы по тексту, чтобы ответами являлись фразы из правого столбца:
1)
|
16 мая 1692 год |
2) |
Плещеево озеро |
3) |
Ботик |
4) |
По Белому морю |
5) |
1300 |
6) |
22 |
7) |
4 |
8) |
3 |
9) |
2 |
10) |
20 октября 1696 год |
Вывод: при Петре I России появился __________________________.
4 вопрос:
Град Петра:
Расставь части текста в правильном порядке.
Триста лет назад, 16 мая 1703 года, на реке Неве был заложен чудесный град Петров – Санкт Петербург.
Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости.
Петропавловская крепость служила для защиты города от недругов. А в дальнейшем стала тюрьмой. Новый город строился по чёткому плану.
Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. На берегу реки Невы было возведено здание Адмиралтейства, которое позже стало морским музеем. Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского.
Поэтому в его честь в Петербурге была выстроена Александро – Невская лавра. Ныне мужской монастырь.
От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга – Невский проспект.
Всё великолепие города создавалось тяжким трудом людей. Но, не смотря ни на что, город рос. И в 1713 году Санкт-Петербург стал столицей России.
Вывод: при Петре I был основан_______________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.