Урок ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству" проведен на уроках ОРКСЭ 4 класс.
Иконка файла материала Любовь и уважение к ОТЕЧЕСТВУ.docx

Проект урока по ОРКСЭ

Модуль. Основы православной культуры

Данный урок является тридцатым в модуле «Основы православной культуры».

 

Тема. Любовь и уважение к Отечеству.

Тип урока:

 по основной дидактической цели: открытия новых знаний

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный

Цель: создать условия для формирования у детей чувства  любви и уважения к Отечеству

Задачи.

Образовательная. Выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут,  и  расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;

Воспитательная. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;

Воспитывать  желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

 Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае;  устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

 

 

 

 

Планируемые результаты  урока

Предметные:

- формирование знания о понятиях любовь, Отечество, патриотизм;

- формировать умения рассуждать на тему любви, патриотизма с привлечением личного опыта.

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные.

-извлекать информацию, представленную в разных формах  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы

 в другую (составлять план, модель);

-пользоваться словарями;

-строить рассуждения;

Коммуникативные.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть - готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Технологии. Личностно – ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

При разработке урока использован прием технологии ТРКМ: синквейн.

 

 

                   

                                             ПЛАН   УРОКА

 

 

I.                   Организационный момент

II.                Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме

III.             Целеполагание

IV.      Открытие новых знаний

V.               Подведение итогов урока

VI.            Домашнее задание

VII.         Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          ХОД   УРОКА

I. Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

- Здравствуйте, ребята!

 Прозвенел звонок.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, тепла и радости.

- Сегодня важный урок и для меня и для вас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем  друг другу успешной работы, а я обещаю быть вам хорошим помощником.

II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

(звучит мелодия песни  «С чего начинается Родина?»)

- Предлагаю начать наше сотрудничество с работы в группах (обучающиеся разделены на 4 группы в зависимости от заранее предложенного разноуровневого домашнего задания).

- Разгадайте, пожалуйста, кроссворд, который лежит у вас на столах, и назовите ключевое слово.                                                                                 Приложение 1  

- Какое ключевое слово у вас получилось?  (РОДИНА)   

- Кто догадался, мелодия какой песни звучала, пока вы разгадывали кроссворд?

- Совершенно, верно. Это песня на слова М.Л.Матусовского «С чего начинается Родина?» (звучит первый куплет песни).

- На уроках ОРКСЭ мы с вами уже давали понятие РОДИНА. А сейчас найдите в словаре синонимов  синоним к слову Родина (ОТЕЧЕСТВО).

III. Целеполагание

Цель: постановка темы и целей урока; принятие и сохранение учебной задачи обучающимися; планирование своих действий.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ОТЕЧЕСТВО)

- Вы правы, но мы будем говорить не просто об Отечестве. Вспомните основные качества, на которых строится семья. В этом вам поможет кроссворд (любовь, уважение).

 - Верно. А теперь более точно сформулируйте тему урока (Любовь и уважение к Отечеству)

- Каковы цели нашего урока? (варианты ответов обучающихся). Учитель обобщает цели урока:

- Сегодня мы с вами углубим знания о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.

IV. Открытие новых знаний

Цель: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; уточнение понятий Отечество, патриотизм, уважение, любовь;

интерпретация  и обобщение информации;

извлечение необходимой информации из текстов;

анализ и объяснение прочитанного;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений;

аргументация своего мнения;

достижение договоренностей и согласование общего решения;

осознание ответственности за общее дело;

1) - Откройте учебник на с.94: прочитайте внимательно текст и заполните  схему, которая лежит на столе у каждой группы (Духовные традиции России)                                                           Приложение 2

- Давайте проверим (учитель открывает схему, заранее подготовленную на доске).

- Еще раз внимательно посмотрите на схему. Я, думаю, теперь уже справедливо можно сделать окончательный  вывод. Наша культура росла и укреплялась, питалась от разных духовных традиций. ТРАДИЦИИ похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

 

 

2) ФИЗМИНУТКА

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове «мы» - сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

( показывает движения учитель)

3) Работа в группах по теме

- Вдумайтесь в тему урока и обсудите в группах: какие качества объединяют нас всех (любовь и уважение).

- Проверьте себя по учебнику с.95 (любовь).

- О каком качестве не говорилось в тексте (об уважении). Я, думаю, вам всем хочется узнать определение понятия – уважение, об этом вам расскажут ребята 3 группы, которые подготовили для вас сообщение на эту тему.  Приложение 3

4) Дискуссия

 - Согласны ли вы с утверждением, что любовь и уважение – основа нашей жизни? (ответы детей с аргументами).

 - Согласны ли вы, что любовь – это служение…

 - Да, вы правы. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, не только  близким людям, семье, но и на благо нашей Родины. Мы с вами должны помнить, что Отечество – это все МЫ. И наше отношение друг к другу является проявлением любви и уважения к Отечеству. Чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, нужно начинать с малого.

Ребята 2 группы предлагают вашему вниманию «Дерево добра». Слово ребятам (обучающиеся рассказывают о добрых делах, с которых может начать каждый, чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то есть стать настоящим гражданином своей страны, Отечества).                  Приложение 4

5) ФИЗМИНУТКА

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножкой топнули,

Ручками хлопнули,

Полетели в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.  

  ( движения показывает ученик)

6) – Молодцы, ребята! Когда вы делаете мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то вы сделаете лучше себя и почувствуете, как возрастает в мире любовь.

- Действительно, от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем ПАТРИОТИЗМ. Познакомимся с понятием патриотизм. Слово предоставляется 1 группе.            Приложение 5

7)  - Какое важное событие для нашей страны приближается? (9 МАЯ – День Победы)

- Предоставим слово 4 группе                                                        Приложение 6

 - Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме советского народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь.

V. Подведение итогов урока

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

- Урок наш подходит к завершению. Вы хорошо работали, много узнали. Давайте обобщим наши знания.

 - Какую цель мы ставили в начале урока (углубили знания о своей стране, уточнили значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству).

- Итак, что для каждого из вас значит:

ОТЕЧЕСТВО –

ПАТРИОТИЗМ –

ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ –

VI. Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

- Домашнее задание будет носить исследовательский характер. Вам предстоит найти информацию по теме: « Моя семья в годы ВОВ 1941-1945» (либо в виде сообщения, либо в виде проекта).

VII. Рефлексия

Цель: выражение новых идей и информации собственными словами;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете.                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 7

- Зачитайте свои синквейны и прикрепите на доску.

- Пусть эти сердца олицетворяют любовь и уважение к своему Отечеству, к России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ПРИЛОЖЕНИЯ