Проект урока по ОРКСЭ
Модуль. Основы православной культуры
Данный урок является тридцатым в модуле «Основы православной культуры».
Тема. Любовь и уважение к Отечеству.
Тип урока:
по основной дидактической цели: открытия новых знаний
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный
Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству
Задачи.
Образовательная. Выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;
Воспитательная. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;
Воспитывать желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Развивающая:
Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае; устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
Планируемые результаты урока
Предметные:
- формирование знания о понятиях любовь, Отечество, патриотизм;
- формировать умения рассуждать на тему любви, патриотизма с привлечением личного опыта.
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные.
-извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы
в другую (составлять план, модель);
-пользоваться словарями;
-строить рассуждения;
Коммуникативные.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть - готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Технологии. Личностно – ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход.
При разработке урока использован прием технологии ТРКМ: синквейн.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме
III. Целеполагание
IV. Открытие новых знаний
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
VII. Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок.
Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- Сегодня важный урок и для меня и для вас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем друг другу успешной работы, а я обещаю быть вам хорошим помощником.
II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме
Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
(звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»)
- Предлагаю начать наше сотрудничество с работы в группах (обучающиеся разделены на 4 группы в зависимости от заранее предложенного разноуровневого домашнего задания).
- Разгадайте, пожалуйста, кроссворд, который лежит у вас на столах, и назовите ключевое слово. Приложение 1
- Какое ключевое слово у вас получилось? (РОДИНА)
- Кто догадался, мелодия какой песни звучала, пока вы разгадывали кроссворд?
- Совершенно, верно. Это песня на слова М.Л.Матусовского «С чего начинается Родина?» (звучит первый куплет песни).
- На уроках ОРКСЭ мы с вами уже давали понятие РОДИНА. А сейчас найдите в словаре синонимов синоним к слову Родина (ОТЕЧЕСТВО).
III. Целеполагание
Цель: постановка темы и целей урока; принятие и сохранение учебной задачи обучающимися; планирование своих действий.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ОТЕЧЕСТВО)
- Вы правы, но мы будем говорить не просто об Отечестве. Вспомните основные качества, на которых строится семья. В этом вам поможет кроссворд (любовь, уважение).
- Верно. А теперь более точно сформулируйте тему урока (Любовь и уважение к Отечеству)
- Каковы цели нашего урока? (варианты ответов обучающихся). Учитель обобщает цели урока:
- Сегодня мы с вами углубим знания о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.
IV. Открытие новых знаний
Цель: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; уточнение понятий Отечество, патриотизм, уважение, любовь;
интерпретация и обобщение информации;
извлечение необходимой информации из текстов;
анализ и объяснение прочитанного;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
учет разных мнений;
аргументация своего мнения;
достижение договоренностей и согласование общего решения;
осознание ответственности за общее дело;
1) - Откройте учебник на с.94: прочитайте внимательно текст и заполните схему, которая лежит на столе у каждой группы (Духовные традиции России) Приложение 2
- Давайте проверим (учитель открывает схему, заранее подготовленную на доске).
- Еще раз внимательно посмотрите на схему. Я, думаю, теперь уже справедливо можно сделать окончательный вывод. Наша культура росла и укреплялась, питалась от разных духовных традиций. ТРАДИЦИИ похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
2) ФИЗМИНУТКА
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове «мы» - сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
( показывает движения учитель)
3) Работа в группах по теме
- Вдумайтесь в тему урока и обсудите в группах: какие качества объединяют нас всех (любовь и уважение).
- Проверьте себя по учебнику с.95 (любовь).
- О каком качестве не говорилось в тексте (об уважении). Я, думаю, вам всем хочется узнать определение понятия – уважение, об этом вам расскажут ребята 3 группы, которые подготовили для вас сообщение на эту тему. Приложение 3
4) Дискуссия
- Согласны ли вы с утверждением, что любовь и уважение – основа нашей жизни? (ответы детей с аргументами).
- Согласны ли вы, что любовь – это служение…
- Да, вы правы. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, не только близким людям, семье, но и на благо нашей Родины. Мы с вами должны помнить, что Отечество – это все МЫ. И наше отношение друг к другу является проявлением любви и уважения к Отечеству. Чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, нужно начинать с малого.
Ребята 2 группы предлагают вашему вниманию «Дерево добра». Слово ребятам (обучающиеся рассказывают о добрых делах, с которых может начать каждый, чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то есть стать настоящим гражданином своей страны, Отечества). Приложение 4
5) ФИЗМИНУТКА
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножкой топнули,
Ручками хлопнули,
Полетели в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
( движения показывает ученик)
6) – Молодцы, ребята! Когда вы делаете мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то вы сделаете лучше себя и почувствуете, как возрастает в мире любовь.
- Действительно, от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем ПАТРИОТИЗМ. Познакомимся с понятием патриотизм. Слово предоставляется 1 группе. Приложение 5
7) - Какое важное событие для нашей страны приближается? (9 МАЯ – День Победы)
- Предоставим слово 4 группе Приложение 6
- Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме советского народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь.
V. Подведение итогов урока
Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.
- Урок наш подходит к завершению. Вы хорошо работали, много узнали. Давайте обобщим наши знания.
- Какую цель мы ставили в начале урока (углубили знания о своей стране, уточнили значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству).
- Итак, что для каждого из вас значит:
ОТЕЧЕСТВО –
ПАТРИОТИЗМ –
ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ –
VI. Домашнее задание
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
- Домашнее задание будет носить исследовательский характер. Вам предстоит найти информацию по теме: « Моя семья в годы ВОВ 1941-1945» (либо в виде сообщения, либо в виде проекта).
VII. Рефлексия
Цель: выражение новых идей и информации собственными словами;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
- Зачитайте свои синквейны и прикрепите на доску.
- Пусть эти сердца олицетворяют любовь и уважение к своему Отечеству, к России.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.