Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №12 г. Новополоцка
Птицы
Человек и мир, 2 класс
Автор
Шугалей Александра Федоровна,
учитель начальных классов
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут.
Знать:
ü кто такие птицы;
ü какие связи устанавливаются между внешним строением птиц и их образом жизни;
ü чем может помочь человек пернатому другу.
Уметь:
Определять некоторых представителей вида птиц по внешнему виду и их образу жизни.
Задачи личностного развития:
ü обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, исходя из нее;
ü создавать условия для формирования умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношение к изучаемой теме;
ü содействовать развитию у детей умений общаться, вести учебный монолог и диалог;
ü создавать условия для воспитания сострадания и желания заботиться о птицах.
Тип урока: урок-телепередача.
Ход урока:
1. Организационный этап урока
Здравствуйте, мы приветствуем Вас на телепередаче «В мире животных». Прошла неделя, и мы вновь рады видеть Вас у своих голубых экранов. Сегодня и как всегда мы узнаем много нового и интересного.
2. Проверка знаний, умений и навыков
Перед тем, как мы с вами отправимся в мир птиц, давайте вспомним, о чем же была наша предыдущая программа. А в этом нам поможет викторина. Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Читайте внимательно задания, желаю Вам удачи! На выполнение задания вам отводится 5 минут. Время пошло!
Викторина « Один вопрос – три ответа»
1. Какова окраска ужа?
a) Светлая спина, 3 оранжево-желтых или светлых пятна;
b) Темная спина, 3 оранжево-желтых или светлых пятна;
c) Темная спина, 2 оранжево-желтых или светлых пятна.
2. Где живут гадюки?
a) В лесу;
b) В зарослях;
c) У берегов рек.
3. Зачем змеи язык показывают?
a) Дразнятся;
b) Ищут добычу;
c) Регулируют температуру тела.
4. В какое время года у нас в стране можно увидеть ящериц и змей?
a) Весь год;
b) Только в холодную пору;
c) Только в теплое время года.
5. Какова польза гадюки?
a) Уничтожает мышей;
b) Яд используется для изготовления лекарств;
c) Служит пищей другим животным.
Вопросы были интересными и требовали от вас знаний по этой теме. А теперь давайте проверим ответы. Если у кого-то много неправильных ответов, то не расстраивайтесь, так как рептилии - это один из полностью неизученных и удивительных классов животных.
3. Сообщение темы, цели и задач урока
Как вы знаете, темы программ изменяются каждую неделю. Тема сегодняшней передачи – птицы.
О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых!
Но давайте с вами определимся, что вы хотите узнать о птицах. Для этого возьмите свою руку и будем загибать пальчики.
Продолжите предложение:
Узнаем…
Научимся…
Определим...
Поймем…
Удивимся…
Вы все говорили правильно. Мы в программе узнаем, кто такие птицы; как отличить один вид птиц от другого; какие связи устанавливаются между внешним строением птиц и их образом жизни; чем может помочь человек пернатому другу.
Задач перед нами стоит очень много, поэтому перед началом предлагаю настроиться на работу, проведем физкультминутку.
3. Изучение нового материала
Сегодня и как всегда к нам пришли гости, которые готовы поделиться своими открытиями, ничего не утаив от нас. Уважаемые зрители в зале, обращаюсь именно к вам. Будьте внимательны, не бойтесь задавать вопросы, ведь на них обязательно дадут ответы.
Первым хотелось бы мне пригласить первого научного сотрудника. Он расскажет нам об одной интересной птичке. Отгадайте загадку.
С
желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица?
Называется…(синица).
- Уважаемый Матвей Александрович, опишите нам эту птичку, скажите, чем она питается.
- Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.
- А в каких гнездах живут синицы?
Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.
- А чем они питаются? Правда ли, что они любят семечки?
Среди полезных качеств данной птицы следует отметить обширный диапазон кормовой зоны. Она питается даже насекомыми и другими беспозвоночными, семечками подсолнуха, сливками из молочных пакетов. Синицы любят долбить мёрзлое мясо и сало, в голодное время они не брезгают и заплесневелой коркой, найденной где-нибудь у собачьей конуры.
Ручными такие синицы не бывают никогда. Самое большее, что можно от них добиться, - чтобы они брали корм из рук через прутья клетки.
- Скажите, пожалуйста, правда ли, что синицы поют?
Да, это так, их великолепные высвисты, теньканье и колокольчик приводят в изумление даже искушённых знатоков. «Цыть-цы-пи, цыть-цы-пи» - слышится уже в январские оттепели. «Синица почуяла весну» - говорят люди. В марте голос её оживляет все сады и дворы. Синички сопровождают свою резвую песенку даже своеобразной пляской. Все синички очень полезны. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, на лесной опушке, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки – синицы доставят вам много удовольствия своим бодрым видом и звонким голосом.
Спасибо, Матвей Александрович, за такой содержательный и интересный рассказ! А есть ли вопросы у зрителей в зале?
• Как люди узнали, что синица полезная птица?
(О том, какая это полезная птица, люди знали издревле. Так, первая информация о синице встречается в первом законодательном акте о защите пернатых, где кроме нее в список полезных обитателей неба включены также скворцы. Закон относится к 13 веку, где в 1328 году по приказу Людовика Баварского учрежден «большой штраф для любого, кто осмелится убить синицу - самого усердного истребителя насекомых»).
- Спасибо еще раз! А сейчас пришло время посмотреть на экран. Это видео будет о символе этого год. Посмотрите внимательно и скажите, о какой птице идет речь в этом видео. (Видео об ушастой сове).
Ушастая сова – весьма удивительное и уникальное создание. Их образ жизни на протяжении многих поколений продолжает вызывать неподдельный интерес ученых. Какие же секреты скрывает от нас ушастая сова?
Послушайте несколько удивительных и интересных фактов о сове.
1. Необычные «ушки» из перьев у ушастой совы не имеют ничего общего с ушами. Настоящие уши увидеть непросто: они скрыты под перьями.
2. Ушастая сова — один из 11-ти видов сов, которые гнездятся в Беларуси.
3. По данным кольцевания, самая старая ушастая сова прожила 29 лет и 9 месяцев!
4. Эта сова может вертеть головой на 270 градусов.
5. Как и другие виды сов, ушастая сова не вьет гнезд. Арендодателями выступают серые вороны, грачи и сороки. Не так важна высота расположения гнезда, как место: гнездо должно быть хорошо скрыто в густой кроне дерева.
6. Ушастая сова охотно заселяет искусственные гнездовья.
7. Ушастая сова зимует в Беларуси. Интересно, что на местах зимовок совы собираются многочисленными компаниями. Стаи по 8—12 сов — обычное явление, но случается, что в одном месте собирается до 30 или более птиц так, что их можно застать в дневное время на одном дереве.
8. Она удивительно напоминает уменьшенную копию филина своими острыми «ушками» из перьев и ярко-оранжевой окраской радужной оболочки глаза.
9. Врагов у нее немного. Главную опасность представляет филин, на гнездо может нападать и куница.
10. В лапы к ушастой сове попадают исключительно мышевидные грызуны, чаще всего — серые полевки. Чтобы ухватить жертву, сове приходится совершить по 2—3 броска, а при сильном ветре или дожде эффективность охоты снижается в 2—3 раза.
Стихотворение очень подробно и интересно рассказывает про жизнь ушастой совы. ( Читает ученик)
Автор Георгий Перовский
Не матрас и не
подушка,
Но смешная голова:
На макушке - перья-ушки.
Спит ушастая сова.
Скрытность елей уважая,
Тишину вороньих гнёзд,
Грызунам лесным - чужая,
Любит свет далёких звёзд.
Возле старого болота,
Под покровом темноты,
Не спеша ведёт охоту -
Помогают ей кусты.
Запищат у кочки мыши -
Значит, свара за зерно;
Драчунов сова услышит,
Не беда, что здесь темно.
И услышит, и увидит,
И неслышно подлетит,
И здоровье - в лучшем виде,
И здоровый аппетит.
Миг охоты очень краток,
Но ловить мышей - не лень.
Ей во благо недостаток -
Перепутать с ночью день.
Попросим нашего следующего гостя. Он у нас все знает о такой птичке, как… а давайте отгадаем загадку.
Эту
птицу каждый знает,
В теплый край не улетает,
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра.
- Просыпайтесь поскорей, -
Всех торопит …(воробей).
Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках и любима фольклором. Давайте попробуем узнать ее тайны! А поможет нам в этом Виктория Алексеевна – человек, который изучает воробьев не первый год.
- Откуда произошло слово «воробей»?
Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Давайте угадаем, откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Конечно же, вы видели, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый, задиристый.
А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет.
Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают,
- Что за птица воробей?
Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен. И, кажется, что всё о воробьях нам должно быть хорошо известно. Однако это не так! У воробья много тайн, о которых многие не знают.
- Как живут воробьи?
Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
У воробьев в стайке есть сторож. Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку, ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.
Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но, несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба знает!!! И всегда с друзьями делится!
Вопрос из зала:
Какие виды воробья выделяют?
Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно – уж очень два вида воробьев похожи друг на друга. Есть воробьи домовые – городские.
А есть воробьи полевые (деревенские). Где живут
деревенские полевые воробьи? В полях, садах, деревнях. Иногда их можно
встретить в старых городских парках и садах. Не любят они наших городских
домов, подальше от нас улетают.
Сравните двух воробьев: «Посмотри, чем похожи городской и
деревенский воробей?
Отличия:
· У полевого деревенского воробья верх головы коричневый, на щеке есть черное пятно.
· У домового городского воробья верх головы и щеки серые, шея сверху коричневая, на горле и груди есть черная манишка. А вот темных пятен на щеках у городского воробья не бывает!
Спасибо, Виктория Алексеевна, за то, что пришли к нам и рассказали о такой птице, как воробей!
Только что к нам в программу пришло видеописьмо от нашего друга Дяди Кузи. Он что-то новое нам приготовил и хочет поделиться этим с нами. Дядя Кузя слово Вам. ( Видеописьмо от дяди Кузи).
Дядя Кузя мы Вам очень благодарны, ведь столько интересного Вы для нас подготовили.
Ребята, а вы знаете, что голуби пьют необычным способом. Голуби засовывают свой клюв в воду и сосут жидкость через него, как если бы это была соломка. Давайте и мы попробуем попить так же, как и голуби. У меня есть вода и соломка. Много ли воды они так выпьют? Удобно ли вам так пить? Вот так и мы смогли побывать некоторое время голубками.
4. Закрепление изучаемого материала
Мы познакомились с некоторыми видами птиц. А сейчас я хочу Вам предложить поугадывать голоса наших пернатых друзей. Вам выпала очень ответственное задание, поэтому будьте внимательны, но не бойтесь ошибиться.
А) кукушка;
Б) дятел;
В) соловей;
Г) жаворонок;
Д) скворец.
( После угадывания детям предлагается сказать, что они знают о той или иной птице).
Итак, пришло время «Заморочек из бочки». Вы выбираете вопрос и отвечаете на него.
Вопрос 1:
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать себе корм. Он клювом выкапывает личинок из земли. А вот птицам, которые охотятся за насекомыми в воздухе, ранней весной корм не найти. В марте не летают ни комары, ни мошки.
Вопрос 2:
Почему перелетные птицы так спешат весной на родину, а осенью не спешат на юг?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Весной перелетные птицы летят вить гнезда, поэтому они спешат. Осенью их гонит на юг голод. Если им корма хватает, птицы не торопятся с отлетом.
Вопрос 3:
Почему скворечники не делают из фанеры и не выстругивают внутреннюю сторону «птичьих домиков»?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Чтобы птичье жилье не было слишком шумным, чтобы птицам было легче выбираться из домика с неровными стенками.
Вопрос 4:
Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечников?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Скворцы устраивают себе гнезда в дуплах, рощах, садах.
Вопрос 5:
Зачем скворцы, галки катаются «верхом» на коровах, овцах, лошадях?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Птицы выклёвывают из шкур животных личинки оводов, яйца мух.
Вопрос 6:
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?
ОКАЗЫВАЕТСЯ: Птицы могут бросить гнездо, яйца погибнут.
- А для чего человеку нужны птицы? Почему мы должны заботиться о них?
( Ответы детей.)
Верно. Птицы уничтожают насекомых-вредителей, губящих посевы, сады и леса. Удивительно, что такие маленькие птицы оказывают такую большую помощь. Ученые установили, что за лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей, а если насекомых, которые съедает за лето стриж, сложить в одну линию, она растянется на целый километр!
Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов – около 200 за один день! И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.
Самые маленькие птички наших лесов – корольки – никуда не улетают на зиму, эти храбрые птички морозов не боятся. А за день они съедают вредных насекомых и их личинок столько же, сколько весят сами.
Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год килограмм хлеба. А сова за год уничтожает 1000 мышей.
Мало кто слышал про кукушкин аппетит. Кукушка – птица насекомоядная и к тому же большая прожора. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.
Казалось бы, они такие маленькие и сами бы нуждаются в помощи, но они всегда готовы помочь человеку ничего не требуя взамен.
Но зимой тем птицам, которые остаются зимовать, становиться очень тяжело добывать себе пищу, поэтому мы должны им помогать. Что для этого нужно?
- Кто из вас подкармливает птиц? Чем их можно кормить? ( Ответы детей)
- Дынные и арбузные семечки любят синицы, поползни и дятлы.
- Семена подсолнечника – лакомство для синиц, воробьев, снегирей, поползней.
- Просо и пшено любят чижи, овсянки, щеглы, свиристели, воробьи.
- С огромным удовольствием снегири и свиристели поедают ягоды черемухи и рябины.
- А от хлебных крошек не откажется ни один представитель племени пернатых.
А теперь мы с вами перейдем от слов к делу. Перед программой мы с вами изготовили кормушки для птичек. Наша с Вами задача правильно наполнить кормушки для наших пернатых друзей. ( Дети берут корм для птиц и, основываясь на знаниях, раскладывают корм в кормушки).
А в конце передачи выйдем во двор нашей школы и повесим наши кормушки.
А пока давайте посмотрим на экран. Эти фотографии прислали к нам в редакцию наших телезрителей. Это настоящее чудо!
5. Домашнее задание
Для внимательных и любознательных зрителей нашей программы наша редакция подготовила задания. Выберите именно то задание, которое Вам больше всего понравится.
1) Прочитать статьи « Птицы », « Птицы Красной книги».
2) Подготовить сообщение об одной понравившейся птице.
3) Придумать загадку, рассказ или сказку о птицах нашей Родины.
6. Рефлексия. Итог урока
В конце программы хотелось бы обратиться к нашим зрителям и экспертам. Давайте подведем итог нашей программы: определим, что узнали, чему научились, что понравилось и что нет. Хотелось, чтобы вы в своем ответе осветили следующие стороны:
ü Цели урока …(достиг\не достиг).
ü Узнал…
ü Научился…
ü Понравилось…
ü Осталось неясным…
ü Я задумался над тем, что…
ü На следующем уроке надо…
Очень хотелось, чтобы кто-нибудь поделился своими выводами. (Дети озвучивают то, что написали).
Спасибо за хорошо подведенный итог нашей программы. Все ваши пожелания будут досконально изучены и учтены в следующих программах.
Программа получилась у нас насыщенной и очень интересной. Надеюсь, что у всех сложилось такое же впечатление, как и у меня. Всем спасибо за игру! А вы, уважаемые телезрители, я думаю, что уже засиделись перед телевизором, значит, вам пора к нам. Ждем вас!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.