Урок по ФГОС с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • Лекции
  • docx
  • 19.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы; • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание); • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока; • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников; • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап; • Продумать форму подведения итогов урока; • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Иконка файла материала урок по фгос с овз.docx

Урок по ФГОС с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одной из важных задач политики государства является гарантированность права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Итак, современный урок для детей с ОВЗ- это:

·         урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

·         урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

·         урок, содержащий разные виды деятельности.

·         урок, на котором ученику должно быть комфортно.

·         урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

·         урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Специальные требования:
1. Замедленность темпа обучения
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка.
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
6. Опора на более развитые способности ученика.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

·  Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

·  Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

·  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;

·  Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

·  Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;

·  Продумать форму подведения итогов урока;

·  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

  Какова технология организации работы на уроке с детьми с ОВЗ?

1. Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат.

2. Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания.

3. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка.

4. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал.

5. В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы.

6. Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.

А что делают в это время остальные учащиеся? В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально. Очевидно, что самостоятельная работа учащихся требует педагогического сопровождения. При этом педагог нужен не столько для поддержания порядка, сколько для обеспечения качества учебной работы.

 

Качество любого урока должно определяться тщательностью подготовки к нему учителя.

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

- хорошо организованный урок, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;

- урок должен быть проблемным и развивающим;

- максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока - дети;

- учет уровня и возможностей учащихся;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Трудности перехода к современному уроку

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно - оценочная деятельность.

Учебные умения, которые систематически формируются у учащихся на уроках, индивидуальных занятиях и занятиях внеурочной деятельности, позволяют нам повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011год.

3. Концепция ФГОС НОО ОВЗ.

4. Приложения ФГОС НОО ОВЗ.

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также