ЗАНЯТИЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ», 4 класс
Цель занятия: создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательная: ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета;
– развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи, формированию коммуникативных отношений, умению делать рациональный выбор;
– воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Ход занятия
I Орг. момент.
Психогимнастика. Цель: психологический настрой.
- Ребята на доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение. Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
- Объясните какое солнышко вы выбрали и почему?
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение друг другу. Я вижу - настроение у вас хорошее. Пусть это солнышко сопутствует вам на протяжении всего занятия и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте ему удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
II. Основная часть.
- Чтобы узнать, чему будет посвящено занятие предлагаю расшифровать тему. Для этого необходимо решить примеры (примеры на карточках):
Буква №1 |
Буква №2 |
Буква№3 |
Буква №4 |
Буква №5 |
Буква №6 |
Буква №7 |
Буква №8 |
Буква № 9 |
Буква № 10 |
126:3 |
365:5 |
73+7-40 |
336+4-20 |
25:5+5 |
273:3 |
8*5+30 |
36:6+60 |
155:5 |
2*8+4 |
Буква № 11 |
Буква № 12 |
Буква № 13 |
Буква №14 |
|
|
|
|
|
|
23*3-9 |
(55+55):10 |
(1000-600):400 |
48:8+6 |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
№ 1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
с |
е |
м |
е |
й |
н |
ы |
й |
б |
ю |
д |
ж |
е |
т |
- Какая же будет сегодня тема занятия? (семейный бюджет)
- Сегодня мы поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей. Подумаем и попробуем ответить на вопрос: почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?
- А кто из вас знает, что такое бюджет? На столе лежат словари, найдите в них понятие бюджет.
- Итак, бюджет - в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы на определённый срок. Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из разных источников. Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.
- Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче. Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи. Чаще всего бюджет составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.
- Бюджет может быть трех видов. Посмотрите на предложенный вам рисунок. Подумайте почему?
-Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?
Доходы < расходы Доходы > расходы Доходы = расходы
- Какая формула будет наилучшей? Почему?
- Давайте выясним, из чего складывается семейный бюджет (заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на ребенка; детское пособие; проценты от сбережений и т. п.). Сделайте вывод, что такое доход семьи? (сумма, заработанная членами семьи за месяц)
- Давайте отдохнём . У каждого из вас есть карточка на которой написано часть пословицы. Вам нужно соединить части пословиц и образовать пару, затем объяснить смысл пословицы.
Без денег торговать На грош дела Деньги не щепки Гроша не стоит Деньги не голова: Домашняя копейка |
счетом крепки. наживное дело. рубль бережет. а глядит рублём. на рубль суматохи. как без соли хлебать. |
- Следующую работу выполняем в тех парах, которые у нас получились.
Бюджет семьи в месяц составляет 1000 рублей. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг |
||
Товар или услуга |
Цена, руб. |
Ваш выбор |
Лекарства. |
50р |
|
Продукты |
500р. |
|
Одежда |
100р. |
|
Обувь |
100р. |
|
Батуты |
50р. |
|
Бытовая химия |
40р. |
|
Транспорт |
100р. |
|
Велосипед |
150р. |
|
Игрушки |
50р. |
|
Книги |
50р. |
|
Компьютер |
400р. |
|
Телефон |
200 р. |
|
Платежи и налоги |
300р. |
|
Диски с мультфильмами |
60р. |
|
Посещение цирка |
60р. |
|
Поход в кино |
40р. |
|
Мороженное, конфеты |
50р. |
|
Фрукты 80р. |
|
|
– И так, выслушаем, что у вас получилось. (Выступление пар). А теперь подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Что получилось? Сумели ли вы уложиться в сумму1000 рублей? А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи).
- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках.
Тексты карточек:
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения).
- На чём же мы можем сэкономить? (сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества и воды); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы). Начать экономить можно, например, с хлеба. Послушайте внимательно и вдумайтесь в эти строки. «Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки».
- Как же нужно экономить хлеб? с чего начать? (бережное отношение (экономное) к хлебу; хлеб нельзя выбрасывать; покупать хлеб не больше, чем требуется; перерабатывать).
– Запомните, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Практическая работа.
- Решите задачу.
1. Семья Коржиковых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 25000 рублей в месяц, мать – 20000 рублей, а бабушка получает 7000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?
2. Вам необходимо подсчитать:
Доход семьи: |
Расходы семьи за месяц: |
|
в марте |
в феврале |
|
Зарплата папы 15.000 руб. |
Зарплата папы 20 000 руб. |
Питание - 15 000 руб. |
Зарплата мамы 10.000 руб. |
Пенсия дедушки 15 000 руб.
|
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ, ТБО / - 2500 руб. |
Пенсия бабушки 13 000 руб. |
Стипендия сына 1000 руб.
|
Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб. |
Стипендия сына 500 руб. |
Пособие на ребенка 200 руб.
|
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб. |
Итого: |
Итого:
|
Затраты на одежду – 4000 руб. |
|
|
Транспортные расходы – 2000 руб. |
|
|
Итого: |
- Есть ли экономия в семье? В каком месяце?
Самостоятельная работа.
- Составьте кластер, позволяющий выявить источники доходов и расходов вашей семьи.
Доход семьи за месяц |
Расходы семьи за месяц |
|
|
|
|
|
|
- Итак какие выводы мы можем сделать по результатам нашего занятия?
1. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.
2. Только разумный подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки той или иной не столь необходимой в данный момент вещи.
3. Если все члены семьи будут применять способы экономии семейного бюджета, то за год расходы можно сократить на несколько тысяч рублей.
Рефлексия.
- Ребята, как вы считаете наше занятие прошло с пользой для вас или нет? В чём вы видите пользу? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового?
Урок прошел отлично. Мне понравилось. Я активно работал - "Хлопните"
Урок был интересным. Но у меня возникли вопросы - "Улыбнитесь"
Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке - "Поднимите руку"
Итог занятия.
- В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.
Игра «От сердца к сердцу»
− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем друг другу самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.