Урок по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Оценка 4.9

Урок по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл—6 кл
06.04.2020
Урок по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Урок направлен на формирование у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Занятие по формированию финансовой грамотности.docx

ЗАНЯТИЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ», 4 класс

Цель занятия:  создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

образовательная: ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета;

развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи,  формированию коммуникативных отношений, умению делать рациональный выбор;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

 

Ход занятия

I Орг. момент.

Психогимнастика. Цель: психологический настрой.

Ребята на  доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение. Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/05/s_5d98e70c2e63c/1217504_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/05/s_5d98e70c2e63c/1217504_2.jpeg

 

- Объясните какое солнышко вы выбрали и почему?

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение друг другу. Я вижу - настроение у вас хорошее. Пусть это солнышко сопутствует вам на протяжении всего занятия и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте ему удачи.

 (Дети желают друг другу удачи).

 

II. Основная часть.

- Чтобы узнать, чему будет посвящено занятие предлагаю расшифровать тему. Для этого необходимо решить примеры (примеры на карточках):

 

Буква №1

Буква №2

Буква№3

Буква №4

Буква №5

Буква №6

Буква №7

Буква №8

Буква № 9 

Буква

 № 10 

126:3

365:5

73+7-40

336+4-20 

25:5+5 

273:3

8*5+30

36:6+60

155:5 

2*8+4

Буква № 11 

Буква № 12 

Буква № 13 

 Буква №14

 

 

 

 

 

 

23*3-9

(55+55):10

(1000-600):400 

48:8+6

 

 

 

 

 

 

Ответ:

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

с

е

м

е

й

н

ы

й

б

ю

д

ж

е

т

- Какая же будет сегодня тема занятия? (семейный бюджет)

- Сегодня мы поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей. Подумаем и попробуем ответить на вопрос: почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?

- А кто из вас знает, что такое бюджет? На столе лежат словари, найдите в них понятие бюджет.

- Итак, бюджет в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы на определённый срок. Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из разных источников. Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 


- Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче. Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи. Чаще всего бюджет составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.

- Бюджет может быть  трех видов. Посмотрите на предложенный вам рисунок. Подумайте почему?

 

 

-Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

Доходы <  расходы            Доходы >  расходы     Доходы = расходы

 

- Какая формула будет наилучшей? Почему?

- Давайте выясним, из чего складывается  семейный бюджет (заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на ребенка; детское пособие; проценты от сбережений и т. п.). Сделайте вывод, что такое доход семьи? (сумма, заработанная членами семьи за месяц)

-  Давайте отдохнём . У каждого из вас есть карточка на которой написано часть пословицы. Вам нужно соединить части пословиц и образовать пару, затем объяснить смысл пословицы.

Без денег торговать

На грош дела

Деньги не щепки

Гроша не стоит

Деньги не голова:

Домашняя копейка

счетом крепки.

наживное дело.

рубль бережет.

а глядит рублём.

на рубль суматохи.

как без соли хлебать.

- Следующую работу выполняем в тех парах, которые у нас получились.

Бюджет семьи в месяц составляет 1000 рублей. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства.

50р

 

Продукты

500р.

 

Одежда

100р.

 

Обувь

100р.

 

Батуты

50р.

 

Бытовая химия

40р.

 

Транспорт

100р.

 

Велосипед

150р.

 

Игрушки

50р.

 

Книги

50р.

 

Компьютер

400р.

 

Телефон

200 р.

 

Платежи и налоги

300р.

 

Диски с мультфильмами

60р.

 

Посещение цирка

60р.

 

Поход в кино

40р.

 

Мороженное, конфеты

50р.

 

Фрукты 80р.

 

 

– И так, выслушаем, что у вас получилось. (Выступление пар). А теперь подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Что получилось? Сумели ли вы уложиться в сумму1000 рублей? А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи).

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения).

- На чём же мы можем сэкономить? (сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества и воды); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы). Начать экономить можно, например, с хлеба. Послушайте внимательно и вдумайтесь в эти строки. «Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки».

- Как же нужно экономить хлеб? с чего начать? (бережное отношение (экономное) к хлебу; хлеб нельзя выбрасывать; покупать хлеб не больше, чем требуется; перерабатывать).

– Запомните, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Практическая работа.

- Решите задачу.

 1. Семья  Коржиковых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 25000 рублей в месяц, мать – 20000 рублей, а бабушка получает 7000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?

2. Вам необходимо подсчитать:

Доход семьи:

Расходы семьи за месяц:

в марте

в феврале

Зарплата папы 15.000 руб.

Зарплата папы 20 000 руб.

Питание - 15 000 руб.

Зарплата мамы 10.000 руб.

Пенсия дедушки 15 000 руб.

 

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ, ТБО / - 2500 руб.

Пенсия бабушки 13 000 руб.

Стипендия сына 1000 руб.

 

Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб.

Стипендия сына 500 руб.

Пособие на ребенка 200 руб.

 

Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб.

Итого:

Итого:

 

Затраты на одежду – 4000 руб.

 

 

Транспортные расходы – 2000 руб.

 

 

Итого:

- Есть ли экономия в семье? В каком месяце?

 Самостоятельная работа.

- Составьте кластер, позволяющий выявить источники доходов и расходов вашей семьи.    

Доход семьи за месяц

Расходы семьи за месяц

 

 

 

 

 

 

 

- Итак какие выводы мы можем сделать по результатам нашего занятия?

1.     Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

2.     Только разумный подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки той или иной не столь необходимой в данный момент вещи.

3.     Если все члены семьи будут применять способы экономии семейного бюджета, то за год расходы можно сократить на несколько тысяч рублей.

Рефлексия.

- Ребята, как вы считаете наше занятие прошло с пользой для вас или нет? В чём вы видите пользу? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового?

Урок прошел  отлично.  Мне понравилось. Я активно работал  - "Хлопните"

Урок был интересным. Но у меня возникли вопросы               - "Улыбнитесь"

Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке     -  "Поднимите руку"

 Итог занятия.

- В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.

Игра  «От сердца к сердцу»

− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем друг другу самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».


 

ЗАНЯТИЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ», 4 класс

ЗАНЯТИЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ», 4 класс

Ответ: № 1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 с е м е й н ы й б…

Ответ: № 1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 с е м е й н ы й б…

Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

И так, выслушаем, что у вас получилось

И так, выслушаем, что у вас получилось

Итого: Итого: Затраты на одежду – 4000 руб

Итого: Итого: Затраты на одежду – 4000 руб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020