Урок по геометрии "Действия над векторами" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прямоугольные координаты на плоскости и в пространстве. Действие над векторами, заданными координатами. Формулы для вычисления длины вектора, угла между векторами, расстояние между двумя точками.
Иконка файла материала Действия над векторами.docx

Урок №36

Тема программы: Раздел 5. Координаты вектора в пространстве – 8 часов.

Тема урока: Действия над векторами

Содержание: 5.2 Прямоугольные координаты на плоскости и в пространстве. Действие над векторами, заданными координатами. Формулы для вычисления длины вектора, угла между векторами, расстояние между двумя точками.

 Цель урока: Формировать у учащихся знания и умение по теме вектора. Расширить знания о векторах:  определить что такое вектор в пространстве и рассмотреть связанные с ним понятия- абсолютной величины, направления, равенства векторов, вывести формулу  координат вектора в пространстве. Научить применять ее к решению задач.

Тип урока: Совершенствования зун.

Методы ведения: Комбинированный урок.

Оборудование урока  формулы, справочный материал

ХОД УРОКА:

Организационный момент – 1 – 2 мин.

1.      Приветствие учащихся.

2.      Отметить отсутствующих.

II.      Опрос по домашнему заданию

1.Определение вектора.

2. Нулевой вектор.

3. Коллениарные вектора.

4. Комплонарные вектора.

5. Абсалютная величина вектора.

6. Длина вектора.

III.   Объяснение нового материала. Краткий конспект.

Длина (модуль) вектора  обозначается  и определяется по формуле:

 

Вектор , начало которого находится в начале координат, а конец – в точке  М(x;y;z) называют радиусом – вектором точки М и обозначают  (М) или просто . Так как его координаты совпадают с координатами точки М, то его разложение по ортам имеет вид:

 

Вектор , имеющий начало в точке А( х1; y1; z1) и конец в точке В(х2; y2; z2) может быть записан в виде = -, где - радиус- вектор точки А, - радиус – вектор точки В.Поэтому разложение векторапо ортам имеет вид:

 

Его длина совпадает с расстоянием между точками А и В:

 

=

Координаты вектора

Числа x, y и z называются координатами вектора Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vm.gif в данном базисе. В этом случае пишут:

Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vm3.gif

Действия над векторами, заданными своими координатами

Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vab.gif

Сложение

Вычитание

Умножение

Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vabc.gif
Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vc2.gif

При сложении векторов их соответстветственные координаты 
складываются.

Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/va-bc.gif
Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/vc3.gif

При вычитании векторов их соответстветственные координаты 
вычитаются.

Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/va2.gif
Описание: http://tvsh2004.narod.ru/img/va3.gif

При умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.

IV. Закрепление нового материала:

Задача № 1

Точка К – середина отрезка АВ. Найдите длину отрезка АВ, если известны координаты точек А и К.

 

 

Решение    так как К-середина АВ, то 
  ,     ,
 
 
   

 Задача № 2

От точки Р, координаты которой известны, отложили вектор с концом в точке Q, длиной 3 и сонаправленный вектору с координатами (4; -4; 2). Найдите координаты точки Q.

Решение  так как   и   коллинеарны, то   , соответственно

Задача № 3

Даны координаты двух векторов. Найдите длину вектора, который является линейной комбинацией исходных векторов.

Решение так как   ,   , то  , соответственно

Задача №4  Найти длину вектора , если  и

Решение:

 и

Задача №5  Найти длину вектора , если  и

Решение:

Пусть , тогда  и

Задача №6.  Найти длину вектора , если  и

Решение:  и , пусть , тогда

Задание на дом §24-25 №201

Литература:  Ж. Кайдасов, В. Гусев, А Кагазбаева Геометрия 10, 11 классы. Дидактический материал по геометрии для 10, 11 классов.


 

Скачано с www.znanio.ru