Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»
Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, умений различать поэтический и прозаический тексты, определять тему, главную мысль, выявлять особенности рассказа.
Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о «Прыжке» Л.Н. Толстого, совершенствование умений выразительного чтения.
Задачи:
Обучающая- мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа Л.Н, Толстого «Прыжок», обеспечить его восприятие, организовать анализ текста.
Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать).
Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): познакомятся с рассказом «Прыжок», выявят главную мысль текста, проанализирую причины поступков некоторых героев.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения.
Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): заинтересуются творчеством Л.Н. Толстого, оценят поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: наглядности, доступности
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический
Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивационный этап
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
-Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны быть учебник, пенал и тетрадь. |
Здороваются с учителем.
Проверяют готовность к уроку.
|
Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.
|
2. Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение |
-Ребята, у вас было домашнее задание: приготовить интересные факты из жизни Толстого. Кто хочет выйти и рассказать, какие он нашел интересные факты? |
Выходят, рассказывают интересные факты. |
|
3. Актуализация знаний и целеполагание.
(Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке |
-Ребята, какое произведение Л.Н. толстого вы изучали на прошлом уроке? -Давайте узнаем с каким произведением Л.Н. Толстого мы с вами сегодня познакомимся. Для этого откроем страницу 127. -С каким произведением мы сегодня познакомимся? |
-Акула.
Открывают учебники
-Прыжок
|
Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность. Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы. Предметные: проявляют желание прочитать рассказ «Прыжок». |
4. Открытие нового знания
(Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
-Ребята, как вы думаете, что означает слово «прыжок» -В словаре С.И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие. -Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? -Давайте с вами и узнаем, что же произошло в данном произведении. Учитель включает профессиональное озвучивание текста. Останавливая его и задавая ученикам вопросы по тексту. (Н-р, а как вы считаете, что произойдет дальше? Что означают слова «разобрал задор»? Что случится с мальчиком? Как вы думаете, чем все закончится? Как вы считаете, что означает слово «раззадорился»?) |
Ответы учеников
Ответы учеников.
Слушают прочтение текста и отвечают на вопросы учителя.
|
Предметные – знают содержание рассказа «Прыжок». Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность. Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста. |
5. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
(Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного
(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы |
-Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ? -С чего началась эта история?
-Кем был мальчик? -Почему мальчик залез на мачту?
-Ребята, а обдуманный ли был поступок? -Случайно ли это было или здесь сыграли роль: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему? -Из-за чего мальчик совершил прыжок?
|
Ответы учеников
-Возвращение корабля после путешествия вокруг света. -Сыном капитана корабля. -Обезьяна сорвала с головы мальчика шляпу и поднялась на мачту, из-за насмешек матросов. -Нет -Здесь сыграли роль смелость, обида, стыд.
Выдвигают предположения: из-за обезьяны, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т.д. |
Предметные: знают содержание рассказа «Прыжок», оценивают поступки героев. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. |
6. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)
Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы
Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения |
-Ребята, что могло произойти с мальчиком? -Ребята, а как вы считаете, кто виноват в том, что чуть было не случилась трагедия? -Давайте перечитаем текст. Будем читать по цепочке, по предложению, начиная с первого ряда первой парты. -Ребята, давайте подумаем, почему мальчик покраснел? Давайте найдем в тексте этот отрывок и прочитаем. -Молодцы. Из-за чего больше был обижен мальчик: из-за насмешек матросов или же из-за обезьяны, укравшей шляпу. -Что у нас получается, мальчик совершил необдуманный поступок, который мог привести к гибели мальчика, из-за насмешек матросов. Правильно ли это? Как бы вы поступили на месте мальчика? -Давайте найдем с вами момент, где матросы испугались за мальчика, и зачитаем его.
-Почему матросы испугались?
-Как находчивость капитана спасла мальчика? Найдите этот момент в учебнике и прочитайте. -Почему капитан заплакал? |
-Он мог упасть. Ответы учеников.
Читают текст еще раз.
-Матросы громче стали смеяться, мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. -Из-за матросов.
-Нет. Ответы детей.
-На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. -Они испугались за жизнь мальчика, он мог упасть и разбиться. Читают отрывок из рассказа.
-Он сильно испугался за сына. |
Предметные: знают содержание рассказа «Прыжок», оценивают поступки героев. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей, умение внимательно слушать и следить за текстом. |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку |
-Ребята, мы с вами прочитали произведение Л.Н. Толстого «Прыжок». Давайте с вами узнаем, как хорошо вы поняли текст. На слайдах будут появляться вопросы с вариантами ответов, вам нужно будет на листочке записывать номер вопроса и правильный вариант ответа. Вопросов будет 6. Если у вас будут все ответы правильные – отметка будет 5, если 1-2 ошибки – отметка 4, 3 ошибки – это три, больше ошибок – это 2. Эти отметки пойдут в журнал, поэтому вопросы читаем внимательно, чтобы не ошибиться. -Итак, ребята. Записываем на листочках Свое имя и фамилию. Ставим цифру 1. -Первый вопрос: Где происходило действие? А) на яхте Б) на корабле В) на лодке -Второй вопрос: Сколько лет было мальчику? А) 12 лет Б) 13 лет В) 11 лет -Третий вопрос: Кем был отец мальчика? А) матросом Б) дрессировщиком В) капитаном -Четвертый вопрос: Кто развлекал людей на палубе? А) собачка Б) обезьяна В) попугай -Пятый вопрос: Что обезьяна отняла у мальчика? А) кепку Б) панаму В) шляпу -Шестой вопрос: Почему мальчик залез на мачту? А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись В) он хотел похвастаться своей ловкостью. -Теперь, ребята, давайте выполним следующее задание. Вам нужно восстановить последовательность пунктов плана, расставь цифры перед пунктом плана. Запишите пункты плана на листочек, и перед ними запишите цифры, в какой последовательности, что происходило. Приказ отца. Погоня за обезьяной. На корабле. Прыжок. Проказы обезьяны. На перекладине. -Теперь, поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает – поставьте плюс, если не совпадает – поставьте минус. Проверяем ответы на наш небольшой тест. 1. Б 2. А 3. В 4. Б 5. В 6. Б -Если все ответы правильные – ставим карандашом 5, если 1-2 ошибки – ставим 4, 3 ошибки – ставим три, больше ошибок – ставим 2. -Теперь давайте проверим, какую последовательность вы записали. Сверяемся с доской. Если совпадает последовательность, то ничего не ставим, если есть различия – напишите карандашом правильную последовательность. 5. Приказ отца. 3. Погоня за обезьяной. 1. На корабле. 6. Прыжок. 2. Проказы обезьяны. 4. На перекладине. -Итак, проверили. Поменяйтесь обратно листочками. Ребята, в конце урока, пожалуйста, сдайте листочки, чтобы я выставила вам отметки. |
Записывают на листочке имя и фамилию, ставят цифру 1. Записывают ответы.
Записывают пункты плана и последовательность.
Меняются листочками. Проверяют ответы соседа.
Обратно меняются листочками. |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. |
8. Рефлексия
Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
-Ребята, как вы думаете, какова основная мысль рассказа «Прыжок»? Что хотел сказать автор? -Чему вас научил рассказ Л.Н. Толстого? Писатель заставил вас о чем-то задуматься? -Какие чувства у вас возникли после прочтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов: · Мне захотелось… · Я задумался… · Я понял(а)… · Я почувствовал(а)… · Я бы поставил(а)… |
Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации. Ответы учеников.
Ответы учеников.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Ответы учеников. |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
-Ребята, дома вам нужно будет подготовить краткий пересказ данного произведения. Мы с вами уже составили план, по которому можно готовиться к пересказу. |
Слушают учителя. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.