Урок по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой «Прыжок»
Оценка 4.9

Урок по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой «Прыжок»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
07.06.2024
Урок по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой «Прыжок»
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. В процессе урока дети познакомятся с рассказом «Прыжок», выявят главную мысль текста, проанализируют причины поступков некоторых героев.
Конспект по литературному чтению.docx

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»

Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, умений различать поэтический и прозаический тексты, определять тему, главную мысль, выявлять особенности рассказа.

Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о «Прыжке» Л.Н. Толстого, совершенствование умений выразительного чтения.

 

Задачи:

Обучающая- мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа Л.Н, Толстого «Прыжок», обеспечить его восприятие, организовать анализ текста.

Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать).

Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого.

 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): познакомятся с рассказом «Прыжок», выявят главную мысль текста, проанализирую причины поступков некоторых героев.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): заинтересуются творчеством Л.Н. Толстого, оценят поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

 

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.

 


Конструкт урока

 

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверим готовность к уроку.

На парте у вас должны быть учебник, пенал и тетрадь.

Здороваются с учителем.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

 

 

2.      Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

-Ребята, у вас было домашнее задание: приготовить интересные факты из жизни Толстого. Кто хочет выйти и рассказать, какие он нашел интересные факты?

Выходят, рассказывают интересные факты.

 

3.      Актуализация знаний и целеполагание.

 

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

-Ребята, какое произведение Л.Н. толстого вы изучали на прошлом уроке?

-Давайте узнаем с каким произведением Л.Н. Толстого мы с вами сегодня познакомимся. Для этого откроем страницу 127.

-С каким произведением мы сегодня познакомимся?

-Акула.

 

 

Открывают учебники

 

-Прыжок

 

Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность.

Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы.

Предметные: проявляют желание прочитать рассказ «Прыжок».

4.      Открытие нового знания

 

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

-Ребята, как вы думаете, что означает слово «прыжок»

-В словаре С.И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Давайте с вами и узнаем, что же произошло в данном произведении.

Учитель включает профессиональное озвучивание текста. Останавливая его и задавая ученикам вопросы по тексту.

(Н-р, а как вы считаете, что произойдет дальше? Что означают слова «разобрал задор»? Что случится с мальчиком? Как вы думаете, чем все закончится? Как вы считаете, что означает слово «раззадорился»?)

Ответы учеников

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

Слушают прочтение текста и отвечают на вопросы учителя.

 

 

Предметные – знают содержание рассказа «Прыжок».

Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность.

Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста.

5.      Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

 

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ?

-С чего началась эта история?

 

-Кем был мальчик?

-Почему мальчик залез на мачту?

 

 

-Ребята, а обдуманный ли был поступок?

-Случайно ли это было или здесь сыграли роль: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему?

-Из-за чего мальчик совершил прыжок?

 

Ответы учеников

 

-Возвращение корабля после путешествия вокруг света.

-Сыном капитана корабля.

-Обезьяна сорвала с головы мальчика шляпу и поднялась на мачту, из-за насмешек матросов.

-Нет

-Здесь сыграли роль смелость, обида, стыд.

 

Выдвигают предположения: из-за обезьяны, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т.д.

Предметные: знают содержание рассказа «Прыжок», оценивают поступки героев.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

6.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

 

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

-Ребята, что могло произойти с мальчиком?

-Ребята, а как вы считаете, кто виноват в том, что чуть было не случилась трагедия?

-Давайте перечитаем текст. Будем читать по цепочке, по предложению, начиная с первого ряда первой парты.

-Ребята, давайте подумаем, почему мальчик покраснел? Давайте найдем в тексте этот отрывок и прочитаем.

-Молодцы. Из-за чего больше был обижен мальчик: из-за насмешек матросов или же из-за обезьяны, укравшей шляпу.

-Что у нас получается, мальчик совершил необдуманный поступок, который мог привести к гибели мальчика, из-за насмешек матросов. Правильно ли это? Как бы вы поступили на месте мальчика?

-Давайте найдем с вами момент, где матросы испугались за мальчика, и зачитаем его.

 

 

 

 

-Почему матросы испугались?

 

-Как находчивость капитана спасла мальчика? Найдите этот момент в учебнике и прочитайте.

-Почему капитан заплакал?

-Он мог упасть.

Ответы учеников.

 

Читают текст еще раз.

 

 

 

-Матросы громче стали смеяться, мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

-Из-за матросов.

 

 

 

-Нет.

Ответы детей.

 

-На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

-Они испугались за жизнь мальчика, он мог упасть и разбиться.

Читают отрывок из рассказа.

 

 

-Он сильно испугался за сына.

Предметные: знают содержание рассказа «Прыжок», оценивают поступки героев.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей, умение внимательно слушать и следить за текстом.

7.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

-Ребята, мы с вами прочитали произведение Л.Н. Толстого «Прыжок». Давайте с вами узнаем, как хорошо вы поняли текст. На слайдах будут появляться вопросы с вариантами ответов, вам нужно будет на листочке записывать номер вопроса и правильный вариант ответа. Вопросов будет 6. Если у вас будут все ответы правильные – отметка будет 5, если 1-2 ошибки – отметка 4, 3 ошибки – это три, больше ошибок – это 2. Эти отметки пойдут в журнал, поэтому вопросы читаем внимательно, чтобы не ошибиться.

-Итак, ребята. Записываем на листочках Свое имя и фамилию. Ставим цифру 1.

-Первый вопрос: Где происходило действие?

А) на яхте Б) на корабле В) на лодке

-Второй вопрос: Сколько лет было мальчику?

А) 12 лет Б) 13 лет В) 11 лет

-Третий вопрос: Кем был отец мальчика?

А) матросом Б) дрессировщиком В) капитаном

-Четвертый вопрос: Кто развлекал людей на палубе?

А) собачка Б) обезьяна В) попугай

-Пятый вопрос: Что обезьяна отняла у мальчика?

А) кепку Б) панаму В) шляпу

-Шестой вопрос: Почему мальчик залез на мачту?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он хотел похвастаться своей ловкостью.

-Теперь, ребята, давайте выполним следующее задание. Вам нужно восстановить последовательность пунктов плана, расставь цифры перед пунктом плана. Запишите пункты плана на листочек, и перед ними запишите цифры, в какой последовательности, что происходило.

Приказ отца.

Погоня за обезьяной.

На корабле.

Прыжок.

Проказы обезьяны.

На перекладине.

-Теперь, поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает – поставьте плюс, если не совпадает – поставьте минус. Проверяем ответы на наш небольшой тест.

1. Б

2. А

3. В

4. Б

5. В

6. Б

-Если все ответы правильные – ставим карандашом 5, если 1-2 ошибки – ставим 4, 3 ошибки – ставим три, больше ошибок – ставим 2.

-Теперь давайте проверим, какую последовательность вы записали. Сверяемся с доской. Если совпадает последовательность, то ничего не ставим, если есть различия – напишите карандашом правильную последовательность.

5. Приказ отца.

3. Погоня за обезьяной.

1. На корабле.

6. Прыжок.

2. Проказы обезьяны.

4. На перекладине.

-Итак, проверили. Поменяйтесь обратно листочками. Ребята, в конце урока, пожалуйста, сдайте листочки, чтобы я выставила вам отметки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают на листочке имя и фамилию, ставят цифру 1.

Записывают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают пункты плана и последовательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Меняются листочками. Проверяют ответы соседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратно меняются листочками.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

8.       Рефлексия

 

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Ребята, как вы думаете, какова основная мысль рассказа «Прыжок»? Что хотел сказать автор?

-Чему вас научил рассказ Л.Н. Толстого? Писатель заставил вас о чем-то задуматься?

-Какие чувства у вас возникли после прочтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

·  Мне захотелось…

·  Я задумался…

·  Я понял(а)…

·  Я почувствовал(а)…

·  Я бы поставил(а)…

Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.

Ответы учеников.

 

Ответы учеников.

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Ответы учеников.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Ребята, дома вам нужно будет подготовить краткий пересказ данного произведения. Мы с вами уже составили план, по которому можно готовиться к пересказу.

Слушают учителя.

 

 


 

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве

Принципы: наглядности, доступности

Принципы: наглядности, доступности

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Открытие нового знания (Подготовка к восприятию

Открытие нового знания (Подготовка к восприятию

Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

Если совпадает последовательность, то ничего не ставим, если есть различия – напишите карандашом правильную последовательность

Если совпадает последовательность, то ничего не ставим, если есть различия – напишите карандашом правильную последовательность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024