МАОУ «Гимназия №41»
Конструкт урока по математике
на тему: «Умножение на трехзначное число»
Выполнила: Липатникова Т.И.
Екатеринбург
2024
Тема: Умножение на трехзначное число
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний об умножении на трехзначное число в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся об умножении на трехзначное число в процессе решения математических задач.
Задачи:
Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «умножение на трехзначное число», выполнять действие умножение в столбик.
Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.
Предметные результаты: узнают, письменное умножение на трехзначное число, научатся выполнять действие умножение на трехзначное число в столбик.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.
Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое); применять базовые логические универсальные действия (сравнение, анализ, обобщение); проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику).
Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения.
Оборудование: учебное пособие, тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.
Учебник. Математика. Л.Г. Петерсон 3 класс, 2 часть, с.38-39.
Конспект урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -Какие способы умножения вы уже знаете? -Знание этого материала вам поможет в изучении нового. |
Здороваются с учителем. Готовятся к уроку.
Поднимают руку.
-табличное умножение, умножение на двузначное число, умножение на круглое число, умножение в столбик, умножение круглых многозначных чисел. |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя. Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. Предметные: знают способы умножения. |
|
-Давайте откроем тетради. -Какое сегодня число? -Сколько клеток отступаем от последней записи? -На полях записываем 11.04. Запишите «Классная работа». -Отступите две клеточки вниз и одну слева поставьте точку. -Выполним небольшой математический диктант по таблице умножения. -Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку. -Я буду диктовать выражения, вам нужно записать только ответ, через запятую в строку. -Первое выражение: 6 умножить на 8. -Первый множитель 15, второй множитель 9, найдите значение произведения. -Найдите произведение чисел 170 и 40. -320 увеличили в 20 раз. -Поставьте точку. Отступите вниз две клетки. Найдите значение произведения чисел 94 и 25 в столбик.
-Отступите 4 клетки вправо. Найдите значение произведения чисел 5620 и 380.
-Ребята, давайте проверять. Возьмите в руки карандаш. Поменяйтесь тетрадями. (спрашивает учеников по цепочке, ставят плюсы/минусы) -Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого +стоят все плюсы, поднимите руку. -Ребята, обратите внимание на доску.
-Что вы видите на слайде? -Что это за рисунок?
-Подумайте, как найти площадь большого прямоугольника? Как это можно записать?
-Давайте проверим (слайд).
-Все именно так. А как можно назвать это свойство умножения? -Верно, молодцы. -Давайте с вами рассмотрим выражение: 156 умножить на 324. Что вы заметили? -Назовите их. -Верно, значит, если мы уберем скобки, то как будет выглядеть запись? Женя, выйди к доске и запиши. -Какой ответ получится?
-Ребята, Давайте рассмотрим наш прямоугольник и вместо букв подставим эти числа.
-Как найти площадь всего прямоугольника?
-Что запишем в первом прямоугольнике, чтобы найти его площадь? (выполняют умножение и сложение произведений)
-Удобен ли такой способ вычисления? -А есть ли другой способ решения выражения 156 умножить на 324? -Маша. Попробуй решить эти выражение в столбик. -Получилось? -Что у нас возникло? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение?
-Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.
-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? -Что нам поможет выйти из затруднения? |
Открывают тетради. -11 апреля. -От последней записи отступаем 4 клетки, в пятой пишем. На полях записывают дату, после классную работу. Отступают две клеточки вниз и одну справа, ставят точку.
Отступают две клетки вниз и одну слева, ставят точку.
Записывают 48. Записывают 135.
Записывают 6800 Записывают 6400. Записывают: х 94 25 +470 188 2.350
х 5620 380 + 4496 1686 2.135.600
Проверяют.
Поднимают руку.
-Рисунок. -Прямоугольник, разделенный на 3 равных прямоугольника. -Нужно большую сторону умножить на сумму сторон меньших прямоугольников. (выходит к доске один и записывает на доске: a·(b+c+d) = a·b + a·c + a·d)
-Распределительное свойство умножения.
-Число 324 разложили на сумму разрядных слагаемых. -300, 20 и 4. - 156*300 + 156*20 + 156*4.
Считает в столбик. Получится: 56800+3120+624=50544.
-Нужно найти площади всех маленьких прямоугольников и сложить полученные произведения.
-Да. Можно умножить в столбик.
Пытается решить.
-Нет. -Затруднение. -Нужно остановиться и подумать. -Умножении на трехзначное число. -Мы не знаем, как умножать на трехзначное число. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, как умножать на трехзначное число. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить. -Нужно узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. -Учитель, учебник. |
Предметные: знают способы умножения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обобщение знаний. Личностные: умение оценить свое задание. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции. |
|
-Какая цель сегодняшнего урока?
(На доске появляются предложения: Я узнаю, как умножить на трехзначное число. Я научусь умножать многозначное число на трехзначное. Я узнаю, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.) -Давайте поставим личную цель. Посмотрите на доску, нам нужно поставить цели в правильном порядке. -Итак, ребята. Что сначала мы узнаем?
-Молодцы. Что дальше?
-А потом?
|
-Цель сегодняшнего урока: Узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.
В парах выполняют задание.
-Сначала мы узнаем, как умножить на трехзначное число. -Дальше мы узнаем алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. -Потом мы научимся умножать многозначное число на трехзначное. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самоопределению. |
Физкультминутка |
-Давайте немного разомнемся. Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем. |
Выполняют за учителем движения. |
|
|
-Ребята, какая наша первая цель?
-Давайте с вами вычислим значение выражения 1302 умножить на 264. -Запишем это в тетрадь. (записывает на доске в столбик) -Ребята, как вы думаете, на что сначала мы будем умножать? -Верно, умножаем на единицы.
-Дальше, на что мы будем умножать? -Верно, умножаем на десятки.
-Дальше на что умножаем? -Верно, умножаем на сотни.
-Что теперь нам нужно сделать? -Складываем произведения.
-Давайте подведем итог, как нам умножить на трехзначное число?
-Верно. Давайте с вами откроем учебники на с.38 и прочитаем алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. -Итак, что мы должны сделать, чтобы умножить любое число на трехзначное?
-Давайте устно выполним №2. Прочитайте задание вслух.
-Что нам с вами известно?
-Что нам нужно найти? -Можем мы сразу ответить на этот вопрос? -Что нужно сделать, чтобы узнать сколько ластиков в 536 упаковках?
-Как мы это запишем? -Найдите ответ на данный вопрос. -Как вы это определили?
-Можно ли по этой записи определить, сколько ластиков в 6 упаковках? Как определили? -А в 30 упаковках сколько ластиков? -А почему не 744?
-А в 500 упаковках? -А почему не 1240?
-А сколько ластиков в 5360 упаковках? Как определили?
-Мы на все вопросы ответили? -Выполним №3 устно. Прочитайте задание вслух.
-Что нам известно?
-Рассмотрим записи. Как вы думаете, на какие вопросы можно ответить по первой записи? - Сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год? -А по второй записи?
-Сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год? -А можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого. -На все вопросы мы ответили? |
-Узнать, как умножить на трехзначное число.
Записывают в тетрадях.
-На единицы.
Дети проговаривают вычисление: 1302*4=5208 -На десятки. Дети проговаривают вычисление: 1302*6=7812. Начинаем записывать под десятками. -На сотни. Дети проговаривают вычисление: 1302*2=2604. Начинаем записывать под сотнями. -Мы должны сложить произведения. Складывают произведения, получают: 343 728. -Мы должны сначала умножить единицы, после десятки и потом сотни. Открывают учебник на с.38. Читают вслух алгоритм.
-Нужно умножить это число последовательно на единицы, десятки и сотни трехзначного числа, а затем полученные произведения сложить. -В одной упаковке 248 ластиков. Сколько ластиков в 536 упаковках? Найди ответ в данной записи примера. -Нам известно, что в одной упаковке 248 ластиков. -Сколько ластиков в 536 упаковках. -Да, можем. -Мы должны количество ластиков в одной упаковке умножить на количество упаковок. -В столбик. -132928 (л.) -Справа написано вычисление в столбик. -В 6 упаковках 1488 ластиков, т.к. 248 умножить на 6 расписано в записи.
-В 30 упаковках 7440 ластиков. -Потому что, в записи написано 744 десятка, а нам нужны в единицах, поэтому 7440. -В 500 упаковках 124 000 ластиков. -Потому что, в записи написано 1240 сотен, а нам нужно в единицах, поэтому 124 000. -В 5360 упаковках 1 329 280 ластиков. Мы к 132 928 приписали 0 и получили 1 329 280 ластиков. -Да. Один читает вслух, остальные следят. -Завод за один день выпускает 485 автомобилей. На какие вопросы можно ответить по данной записи примеров? -За один день завод выпускает 485 автомобилей. -Вопрос: сколько автомобилей выпускает завод за 1 год?
-177 025 автомобилей.
-Вопрос: сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год. -177 510 автомобилей.
-Да, второе произведение больше первого на 485 автомобилей.
-Да. |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Предметные: умеют умножать на трехзначное число. |
|
-Давайте потренируемся. Выполним №4 в учебнике на с.39. Записываем в тетрадях №4. Выполним только верхнюю строку. -Денис решает у доски под буквой А с полным комментированием, опираясь на алгоритм. Остальные записывают в тетрадях. -Молодец, Денис. Вероника, выходи к доске, решай выражение под буквой в. -Молодец, Вероника. Миша, выходи к доске, решай выражение под буквой д. -Молодец, Миша. Вова, выходи к доске и решай выражение под буквой ж. -У кого остались вопросы по умножению многозначных чисел на трехзначное, поднимите руку. (при необходимости еще раз объяснить) |
Записывают №4 в тетрадях.
Полностью комментируют решение. - 752*128 = 96 256
- 405*527 = 213 435
- 1029*374 = 384 846
- 5007*716 = 3 585 012
Поднимают руку. |
Предметные: умеют умножать на трехзначное число. Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
|
-Выполним № 5 письменно. Запишите № 5 в тетрадь. Прочитайте задание вслух. -Что нужно сделать?
-Выполним это необычным способом. Первый вариант первого ряда решает под буквой Р, второй вариант 1 ряда – У. 1 вариант 2 ряда – Е, 2 вариант 2 ряда – Т, 1 вариант 3 ряда – К, 2 вариант 3 ряда – Б. После того как вы вычислите значение произведений, Вова выйдет к доске и запишет буквы и получившиеся произведения. И после составит имя короля. На выполнение вам дается 1 минута. -Что у нас получилось? -Кто такой беркут? |
Записывают №5 в тетрадь. Один читает вслух, остальные следят. -Вычислить выражения и поставить ответы в порядке возрастания. Найти информацию о нем в Интернете. Р – 232 274 У – 331 216 Е – 77 896 Т – 3 951 780 К – 259 464 Б – 69 660
БЕРКУТ (это птица, разновидность орла. Самый крупный орел) |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: умеют умножать на трехзначное число. |
|
-Теперь предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. Обратите внимание на доску. Вам нужно в тетрадях вычислить произведения выражений в столбик. На выполнение вам дается 5 минут.
-Давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает, то поставьте плюс, если другой минус. Поменяйтесь обратно. -У кого нет ошибок, поднимите руку. После урока все сдайте тетради на проверку. |
Вычисляют самостоятельно в столбик.
Проверяют. Ставят плюс/минус.
Поднимают руку. |
Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: применяют полученные знания на практике. Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя. Предметные: умеют умножать на трехзначное число. |
|
-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались? -Что вам было трудно сделать на уроке? -Что интересного было на уроке? -Достигли ли мы своей цели? -Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно. Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения. И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно. |
-Мы узнали, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. Ответы учеников Ответы учеников -Да Поднимают руки. |
Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания |
-Ребята, дома вы должны будете выполнить №4 вторую строку в учебнике на с.39 и №6. -Поднимите руку, кому все понятно. |
Слушают учителя.
Поднимают руку. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.