Урок по математике "Умножение на трехзначное число"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умножение на трёхзначное число.docx

МАОУ «Гимназия №41»

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт урока по математике

на тему: «Умножение на трехзначное число»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Липатникова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2024


Тема: Умножение на трехзначное число

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний об умножении на трехзначное число в процессе решения математических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся об умножении на трехзначное число в процессе решения математических задач.

 

Задачи:

Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «умножение на трехзначное число», выполнять действие умножение в столбик.

Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.

 

Предметные результаты: узнают, письменное умножение на трехзначное число, научатся выполнять действие умножение на трехзначное число в столбик.

 

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.

Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое); применять базовые логические универсальные действия (сравнение, анализ, обобщение); проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику).

 

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения.

 

Оборудование: учебное пособие, тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.

Учебник. Математика. Л.Г. Петерсон 3 класс, 2 часть, с.38-39.

 


 

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

-Какие способы умножения вы уже знаете?

-Знание этого материала вам поможет в изучении нового.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

 

Поднимают руку.

 

-табличное умножение, умножение на двузначное число, умножение на круглое число, умножение в столбик, умножение круглых многозначных чисел.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя.

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

Предметные: знают способы умножения.

  1. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Давайте откроем тетради.

-Какое сегодня число?

-Сколько клеток отступаем от последней записи?

-На полях записываем 11.04. Запишите «Классная работа».

-Отступите две клеточки вниз и одну слева поставьте точку.

-Выполним небольшой математический диктант по таблице умножения.

-Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку.

-Я буду диктовать выражения, вам нужно записать только ответ, через запятую в строку.

-Первое выражение: 6 умножить на 8.

-Первый множитель 15, второй множитель 9, найдите значение произведения.

-Найдите произведение чисел 170 и 40.

-320 увеличили в 20 раз.

-Поставьте точку. Отступите вниз две клетки. Найдите значение произведения чисел 94 и 25 в столбик.

 

 

 

 

-Отступите 4 клетки вправо. Найдите значение произведения чисел 5620 и 380.

 

 

 

 

-Ребята, давайте проверять. Возьмите в руки карандаш. Поменяйтесь тетрадями. (спрашивает учеников по цепочке, ставят плюсы/минусы)

-Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого +стоят все плюсы, поднимите руку.

-Ребята, обратите внимание на доску.

-Что вы видите на слайде?

-Что это за рисунок?

 

-Подумайте, как найти площадь большого прямоугольника? Как это можно записать?

 

 

 

-Давайте проверим (слайд).

-Все именно так. А как можно назвать это свойство умножения?

-Верно, молодцы.

-Давайте с вами рассмотрим выражение: 156 умножить на 324. Что вы заметили?

-Назовите их.

-Верно, значит, если мы уберем скобки, то как будет выглядеть запись? Женя, выйди к доске и запиши.

-Какой ответ получится?

 

-Ребята, Давайте рассмотрим наш прямоугольник и вместо букв подставим эти числа.

-Как найти площадь всего прямоугольника?

 

 

-Что запишем в первом прямоугольнике, чтобы найти его площадь?

(выполняют умножение и сложение произведений)

 

-Удобен ли такой способ вычисления?

-А есть ли другой способ решения выражения 156 умножить на 324?

-Маша. Попробуй решить эти выражение в столбик.

-Получилось?

-Что у нас возникло?

-Возникло затруднение, что нужно сделать?

-Где возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

 

-Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.

 

-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения?

-Что нам поможет выйти из затруднения?

Открывают тетради.

-11 апреля.

-От последней записи отступаем 4 клетки, в пятой пишем.

На полях записывают дату, после классную работу.

Отступают две клеточки вниз и одну справа, ставят точку.

 

 

Отступают две клетки вниз и одну слева, ставят точку.

 

 

 

Записывают 48.

Записывают 135.

 

Записывают 6800

Записывают 6400.

Записывают:

        х 94

          25

       +470

      188  

      2.350

 

       х 5620

           380

     + 4496

     1686  

    2.135.600

 

Проверяют.

 

 

 

Поднимают руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Рисунок.

-Прямоугольник, разделенный на 3 равных прямоугольника.

-Нужно большую сторону умножить на сумму сторон меньших прямоугольников.

(выходит к доске один и записывает на доске: a·(b+c+d) = a·b + a·c + a·d)

 

 

 

 

 

 

 

-Распределительное свойство умножения.

 

-Число 324 разложили на сумму разрядных слагаемых.

-300, 20 и 4.

- 156*300 + 156*20 + 156*4.

 

 

Считает в столбик. Получится: 56800+3120+624=50544.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нужно найти площади всех маленьких прямоугольников и сложить полученные произведения.

 

-Да. Можно умножить в столбик.

 

Пытается решить.

 

-Нет.

-Затруднение.

-Нужно остановиться и подумать.

-Умножении на трехзначное число.

-Мы не знаем, как умножать на трехзначное число.

-Я не смог это сделать, потому что не знаю, как умножать на трехзначное число. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить.

-Нужно узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

-Учитель, учебник.

Предметные: знают способы умножения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: обобщение знаний.

Личностные: умение оценить свое задание.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции.

  1. Действие целеполагание

-Какая цель сегодняшнего урока?

 

(На доске появляются предложения:

Я узнаю, как умножить на трехзначное число.

Я научусь умножать многозначное число на трехзначное.

Я узнаю, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.)

-Давайте поставим личную цель. Посмотрите на доску, нам нужно поставить цели в правильном порядке.

-Итак, ребята. Что сначала мы узнаем?

 

-Молодцы. Что дальше?

 

-А потом?

 

-Цель сегодняшнего урока: Узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

 

 

 

 

 

В парах выполняют задание.

 

 

-Сначала мы узнаем, как умножить на трехзначное число.

-Дальше мы узнаем алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

-Потом мы научимся умножать многозначное число на трехзначное.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самоопределению.

Физкультминутка

-Давайте немного разомнемся.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Выполняют за учителем движения.

 

  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, какая наша первая цель?

 

-Давайте с вами вычислим значение выражения 1302 умножить на 264.

-Запишем это в тетрадь.

(записывает на доске в столбик)

-Ребята, как вы думаете, на что сначала мы будем умножать?

-Верно, умножаем на единицы.

 

-Дальше, на что мы будем умножать?

-Верно, умножаем на десятки.

 

 

-Дальше на что умножаем?

-Верно, умножаем на сотни.

 

 

-Что теперь нам нужно сделать?

-Складываем произведения.

 

-Давайте подведем итог, как нам умножить на трехзначное число?

 

-Верно. Давайте с вами откроем учебники на с.38 и прочитаем алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

-Итак, что мы должны сделать, чтобы умножить любое число на трехзначное?

 

 

-Давайте устно выполним №2. Прочитайте задание вслух.

 

 

-Что нам с вами известно?

 

-Что нам нужно найти?

-Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

-Что нужно сделать, чтобы узнать сколько ластиков в 536 упаковках?

 

-Как мы это запишем?

-Найдите ответ на данный вопрос.

-Как вы это определили?

 

-Можно ли по этой записи определить, сколько ластиков в 6 упаковках? Как определили?

-А в 30 упаковках сколько ластиков?

-А почему не 744?

 

 

-А в 500 упаковках?

-А почему не 1240?

 

 

-А сколько ластиков в 5360 упаковках? Как определили?

 

-Мы на все вопросы ответили?

-Выполним №3 устно. Прочитайте задание вслух.

 

 

 

-Что нам известно?

 

-Рассмотрим записи. Как вы думаете, на какие вопросы можно ответить по первой записи?

- Сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год?

-А по второй записи?

 

-Сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год?

-А можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого.

-На все вопросы мы ответили?

-Узнать, как умножить на трехзначное число.

 

Записывают в тетрадях.

 

 

-На единицы.

 

Дети проговаривают вычисление: 1302*4=5208

-На десятки.

Дети проговаривают вычисление: 1302*6=7812. Начинаем записывать под десятками.

-На сотни.

Дети проговаривают вычисление: 1302*2=2604. Начинаем записывать под сотнями.

-Мы должны сложить произведения.

Складывают произведения, получают: 343 728.

-Мы должны сначала умножить единицы, после десятки и потом сотни.

Открывают учебник на с.38.

Читают вслух алгоритм.

 

-Нужно умножить это число последовательно на единицы, десятки и сотни трехзначного числа, а затем полученные произведения сложить.

-В одной упаковке 248 ластиков. Сколько ластиков в 536 упаковках? Найди ответ в данной записи примера.

-Нам известно, что в одной упаковке 248 ластиков.

-Сколько ластиков в 536 упаковках.

-Да, можем.

-Мы должны количество ластиков в одной упаковке умножить на количество упаковок.

-В столбик.

-132928 (л.)

-Справа написано вычисление в столбик.

-В 6 упаковках 1488 ластиков, т.к. 248 умножить на 6 расписано в записи.

 

-В 30 упаковках 7440 ластиков.

-Потому что, в записи написано 744 десятка, а нам нужны в единицах, поэтому 7440.

-В 500 упаковках 124 000 ластиков.

-Потому что, в записи написано 1240 сотен, а нам нужно в единицах, поэтому 124 000.

-В 5360 упаковках 1 329 280 ластиков. Мы к 132 928 приписали 0 и получили 1 329 280 ластиков.

-Да.

Один читает вслух, остальные следят.

-Завод за один день выпускает 485 автомобилей. На какие вопросы можно ответить по данной записи примеров?

-За один день завод выпускает 485 автомобилей.

-Вопрос: сколько автомобилей выпускает завод за 1 год?

 

-177 025 автомобилей.

 

-Вопрос: сколько автомобилей выпускает завод за 1 високосный год.

-177 510 автомобилей.

 

-Да, второе произведение больше первого на 485 автомобилей.

 

-Да.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность.

Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Давайте потренируемся. Выполним №4 в учебнике на с.39. Записываем в тетрадях №4. Выполним только верхнюю строку.

-Денис решает у доски под буквой А с полным комментированием, опираясь на алгоритм. Остальные записывают в тетрадях.

-Молодец, Денис. Вероника, выходи к доске, решай выражение под буквой в.

-Молодец, Вероника. Миша, выходи к доске, решай выражение под буквой д.

-Молодец, Миша. Вова, выходи к доске и решай выражение под буквой ж.

-У кого остались вопросы по умножению многозначных чисел на трехзначное, поднимите руку. (при необходимости еще раз объяснить)

Записывают №4 в тетрадях.

 

Полностью комментируют решение.

- 752*128 = 96 256

 

 

 

- 405*527 = 213 435

 

- 1029*374 = 384 846

 

- 5007*716 = 3 585 012

 

Поднимают руку.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

  1. Включение знаний в систему знаний и повторение.

-Выполним № 5 письменно. Запишите № 5 в тетрадь. Прочитайте задание вслух.

-Что нужно сделать?

 

 

-Выполним это необычным способом. Первый вариант первого ряда решает под буквой Р, второй вариант 1 ряда – У. 1 вариант 2 ряда – Е, 2 вариант 2 ряда – Т, 1 вариант 3 ряда – К, 2 вариант 3 ряда – Б. После того как вы вычислите значение произведений, Вова выйдет к доске и запишет буквы и получившиеся произведения. И после составит имя короля. На выполнение вам дается 1 минута.

-Что у нас получилось?

-Кто такой беркут?

Записывают №5 в тетрадь.

Один читает вслух, остальные следят.

-Вычислить выражения и поставить ответы в порядке возрастания. Найти информацию о нем в Интернете.

Р – 232 274

У – 331 216

Е – 77 896

Т – 3 951 780

К – 259 464

Б – 69 660

 

 

 

 

БЕРКУТ (это птица, разновидность орла. Самый крупный орел)

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число.

  1. Самостоятельная работа

-Теперь предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. Обратите внимание на доску. Вам нужно в тетрадях вычислить произведения выражений в столбик. На выполнение вам дается 5 минут.

 

 

-Давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает, то поставьте плюс, если другой минус. Поменяйтесь обратно.

-У кого нет ошибок, поднимите руку. После урока все сдайте тетради на проверку.

Вычисляют самостоятельно в столбик.

 

Проверяют. Ставят плюс/минус.

 

 

 

Поднимают руку.

Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: применяют полученные знания на практике.

Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число.

  1. Рефлексивно оценочные действия

 

-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались?

-Что вам было трудно сделать на уроке?

-Что интересного было на уроке?

-Достигли ли мы своей цели?

-Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно.

Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения.

И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно.

-Мы узнали, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

Ответы учеников

Ответы учеников

-Да

Поднимают руки.

Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Ребята, дома вы должны будете выполнить №4 вторую строку в учебнике на с.39 и №6.

-Поднимите руку, кому все понятно.

Слушают учителя.

 

Поднимают руку.