Тема. Когда учиться интересно?
Планируемые результаты: учащиеся научаться осознавать себя частью коллектива; научатся: обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе; определять наиболее значимые события в классе, коллективно составлять рассказ о жизни в классе, школе; оформлять фотовыставку; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: листы с кроссвордом; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
- На улице зимнее, холодное утро, а у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
II. Актуализация знаний
Работа с кроссвордом . (кросворд на доске)
По горизонтали:
3. Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
4. Надпись на письме, открытке, указывающая место назначения. (Адрес.)
6. Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога.)
7. Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после — в улей
Мчится пулей,
И что то прячет в уголок?(пчела)
По вертикали:
1. Маленький бумажный знак с рисунком, который приклеивается на конверт. (Марка.)
2. С ним путешествовала Злючка-Грязючка из труб заводов и фабрик. (Дым.)
3. Написанный текст, посылаемый друзьям, знакомым, близким. (Письмо.)
5. Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)
— Какое слово у вас получилось? (Молодцы.)
(Учитель подводит итоги работы, отмечает отличившиеся команды.)
III. Самоопределение к деятельности
- Мы начинаем новую часть учебника «Окружающий мир». Рассмотрите ее. Чем она отличается от первой части? (На обложке другая картинка: была бабочка, а теперь — часы-ходики.)
- Порассуждайте, о чем нам говорит эта картинка. (Примерный ответ. Наверное, авторы учебника хотели сказать о том, что время летит быстро, незаметно. А еще о том, что надй уметь видеть красоту окружающего мира, поэтому и часы у художника получились сказочные — они изображены в виде домика. Может быть, этим авторы учебника хотели сказать, что весь окружающий нас мир — это наш родной дом, который нужно любить, беречь и охранять.)
- Что вы можете сказать об условных обозначениях? (Они остались такими же.)
- Найдите на страницах учебника наших помощников - Муравьишку и Мудрую Черепаху. Они остались с нами? (Да.)
- Прочитайте на с. 3 название раздела. (Что и когда?)
- Прочитайте, чему мы будем учиться.
- Муравьишка вновь готов загадать вам загадку. А вы готовы отгадать?
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)
- В какой школе и в каком классе вы учитесь? (Ответы детей.)
- Вы не просто девочки и мальчики. Как вас теперь называют? (Школьниками, учениками, первоклассниками.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О нашей школьной жизни.)
- Прочитайте тему урока на с. 4 учебника*. (Когда учиться интересно ?)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
IV. Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
- Вспомните, как вы пришли в первый класс.
- Что вы можете рассказать о своем первом дне в школе? Что вы чувствовали? Какое было настроение?
(Рассказы-воспоминания детей о первом школьном дне.)
- Изменились ли вы за это время?
- Все ли знают правила поведения в школе? Какие? (Ответы детей)
- Свою первую школу, первого учителя и первый класс человек помнит всю жизнь.
- Я желаю, чтобы у вас сохранились самые добрые воспоминания о школьной жизни.
- Давайте подумаем, какое значение имеет слово «класс». (Ответы детей.)
- Класс — это помещение, в котором проходят уроки. Его еще можно назвать кабинетом. Вот наш классный кабинет.
- А еще класс — это группа учеников одного и того же года обучения, коллектив одноклассников. Вы все — один классный коллектив, т. е. класс.
- Интересно ли вам учиться? Почему? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунок на с. 4. Как вы думаете, что должно быть в помещении класса, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.
- А каким должен быть ваш коллектив, чтобы было интересно учиться? (Ответы детей.)
- Рассмотрите фотографии на с. 5. Расскажите, как вы помогаете друг другу учиться. (Ответы детей.)
- Кто еще вам помогает учиться, открывать новые знания? Расскажите об этом. (Ответы детей.)
- Знаете ли вы правила поведения в классе?
- Давайте составим памятку и повесим ее в свой классный уголок.
Памятка «Правила поведения в классе»
Не ябедничать
Не обижать друг друга
Не драться
Не дразниться
Не перебивать
Не критиковать
- Давайте вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока:
- Прочитайте.
- Какие выводы вы можете сделать?
- Сравним свой вывод с выводом мудрой черепахи на стр. 5 (Когда помещение класса хорошо оснащено, в нем чисто, комфортно. Когда классный коллектив дружный и сплоченный.)
V. Физкультминутка
- Вспомните, какой сказочный персонаж обменял Азбуку на билет в кукольный театр?
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
- Что вы можете рассказать о своем первом дне в школе? Что вы чувствовали? Какое было настроение? (Ответы детей.)
- Выполните задание.
№2 (с. 3).
- Кто помогает вам на уроках открывать новые знания? (Учитель.)
- Выполните задание.
VII. Рефлексия
- Оцените свои достижения на уроке с помощью смайлика.
- Кто доволен своим результатом?
VIII. Подведение итогов урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Кто знает ответ на этот вопрос?
- Справились ли мы с поставленными задачами?
Дополнительный материал
Школа
«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий,эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...» Не правда ли, это описание чем-то напоминает вашу школу и школьный двор? А ведь написаны эти Строки более 330 лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Это его грудами школа приобрела современный вид, появились классы и урок. А раньше школа выглядела совсем иначе.
Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах — для обучения будущих священнослужителей, при дворцах — для це гей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться.
Раньше знания часто буквально вбивали ученикам розгами. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность натри месяца заковали в колодки. В конце XIX в. прохожий вновь наблюдал нечто подобное около лицея на улице Остоженке в Москве: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы.
Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих учителей, зависит от него самого. Надо взяться за учебу по-настоящему!
Кросворд
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.