Москва .Московский Кремль.
Цель урока:
- познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города;
- развивать кругозор детей;
- воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные: – знать некоторые сведения из истории основания Москвы; – уметь читать план, карту.
Личностные:- уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения.
Метапредметные:
а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;
б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.
в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: карта, план, достопримечательность.
Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение.
Ресурсы:
1) Смайлики.
2) Учебник «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А., 2 класс)
3) Презентация.
4) Карточки для индивидуальной и парной работы.
Организация пространства: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.
I этап: Мотивация к деятельности.
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.( слайд №1)
Орг. момент: Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим- Покажите с помощью смайликов – какое у вас настроение.
И тихонечко сидим.
- Я думаю, что к концу урока у вас у всех будет хорошее настроение.
II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Ребята, скажите, по какой стране начали путешествовать на прошлом уроке окружающего мира? (по России)
- А в какой стране мы живем?
- Сегодня мы продолжим путешествие и отправимся в город, а какой вы узнаете, когда соберете пазлы – пословицы
Москва – всем городам мать
Москва всему голова.
За Москву-мать не страшно умирать.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Москва веками строилась.
- В какой город мы отправляемся?
_ А что это за город Москва?
Учитель: итак, мы отправляемся в путешествие по городу Москве, получите билеты. (Раздаю билеты)
Учитель: По дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.
Сережа Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.
Коля А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю еще иностранный язык.
Андрей А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.
Учитель: Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?
Высказывания детей.
Учитель: Что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков) (слайд 2 презентации).
Учитель: Ну что ж, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете «язык карт».
Как определить по карте стороны горизонта? (Север – вверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева).
- Рассмотрите карту нашей страны. Какая она красивая, разноцветная. А почему?
Что обозначают на карте различные цвета?
На слайде задание: Соотнесите символ – условный знак с географическими названиями.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
Река
Город
Озеро
Болото |
|
|
Проверьте правильно, ли вы выполнили задание и оцените свои работы.
III Путешествие.
Цель: знакомство с новым материалом
Учитель: Ну, что ж, вижу, что с вами не страшно путешествовать. Отправляемся в славный город Москву. В этом путешествии мне будут помогать экскурсоводы – Руслан и Ярослав, мы узнаем, когда и кем была образована Москва, познакомимся с некоторыми достопримечательностями города, узнаем интересные факты о них.
Учитель: Рассмотрите карту России и найдите на ней город Москву. Молодцы.
Одна из пословиц, которую вы собрали, была Москва веками строилась. Действительно, Мосвка строилась веками. У городов точная дата рождения в паспорте стоит редко. Особенно это относится к старинным городам. Поэтому принято принимать дату, когда впервые упоминается о городе в историческом документе. Для Москвы это 4 апреля 1147 года. Город Москва – это столица нашей Родины. Построен он на берегах реки Москвы
.
Учитель: Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.
Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.
Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.
- Нельзя не сказать о гербе города. Что такое герб?
Дети: Герб – это эмблема города.
Учитель: В каждом городе своя эмблема. На гербе Москвы изображен всадник с копьём Святой Георгий Победоносец, поражающий змея – врагом нашей страны. В Москве есть храм этого святого.
Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. Что же может помочь гостям ориентироваться в городе?
Дети: Карта.
Учитель: Не совсем карта, а план города. На 99 странице в учебнике изображён план центральной части Москвы. Давайте рассмотрим его. Что изображено на плане в учебнике?
Дети: Река Москва, дороги, важные объекты.
Учитель: Подумайте, что такое план. (План – это чертеж местности.).
Учитель: Ориентируясь по этому плану, мы должны добраться до Кремля.
Учитель: Итак, готовы? Посмотрим на план в учебнике. Первый важный объект на нашем пути – это...
Предоставляю слово экскурсоводам.
Ученик1 (Ярослав): Останкинская башня. Проект башни был придуман Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия - цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже их число увеличили до 10.
- Ребят, а зачем нужна Останкинская башня?
- Останкинская башня – это самая высокая ТВ башня в нашей стране. Высота башни 540 метров
Ученик2: (Руслан) А теперь мы проезжаем мимо театра зверей имени Владимира Дурова или «Уголка дедушки Дурова». В этом театре актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.
Ученик1: Если Вы сейчас посмотрите направо, то вы увидите здание цирка на Цветном бульваре. Московский цирк был открыт 12 октября 1880 года Альбертом Саламонским.
Ученик2: Нельзя не обратить внимания на Московский зоопарк. Московский зоосад был организован Русским Императорским Обществом акклиматизации животных и растений в 1864 году. Был несколько раз разрушен, но восстановлен и сейчас радует своих посетителей.
Ученик1: Перед вашими глазами Государственный академический театр оперы и балета. Историю театра принято вести с марта 1776 года. Большой театр — крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы
Ученик2: А вот Третьяковская галерея. Самая известная картинная галерея Москвы. Здесь собраны коллекции картин самых известных художников России. Появление знаменитой столичной галереи напрямую связано с именем известного купца, мецената и искусствоведа — Павла Третьякова.
Учитель1: И вот мы с вами добрались до Красной Площади
.
Учитель: Ребята, давайте выйдем из автобуса и вдохнем свежего воздуха, оглядимся по сторонам.
IV Физминутка
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
V Работа над темой.
Посмотрите, как выглядела Красная площадь в старину. И как она выглядит сейчас. С одной стороны Красную Площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский Собор (или Храм Василия Блаженного) . Напротив собора находится Исторический Музей.
Учитель: Как вы думаете, почему площадь названа Красной?
Ответы детей.
Давайте прочитаем, об этом в учебнике на странице номер 106.
Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной? Ответы детей.
Учитель: «Москва» и «Кремль» - эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. М.Ю.Лермонтов писал: (слайд 18)
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
Учитель: Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая главная?»
VI Театрализация.
Цель: способствовать развитию речи, творческих способностей
УченикВероника: Я Спасская башня - самая большая и самая важная башня. Через мои ворота въезжали в Кремль московские князья и цари со свитой. И ещё я украшена курантами. По этим часам сверяется вся страна.
Ученик Саша: А я Тайницкая башня, старейшая, меня мастера первой руки построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было…
Учитель: Какая же самая молодая?
Ученик Аида: Я – Царская башня. Я самая молодая башня, мне ещё и трёхсот лет нет. Ранее на моём месте существовала небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) наблюдал за событиями, происходившими на Красной площади (отсюда, собственно, и название башни).
Ученик Милана: Мал да удал - это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…
Учитель: Сколько же всего вас, башен?
Ученик Саша: Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история….
Учитель: Как много могли бы еще рассказать о себе башни Кремля. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля.
Соборная площадь существовала уже в 1326 году. Это площадь трех соборов. У каждого собора – свой облик и назначение.
Это - Успенский собор.
По соседству с Успенским собором стоит Благовещенский собор.
И Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами.
А рядом с Архангельским собором колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого.
VII Закрепление знаний:
Цель: закрепить полученные знания
Учитель: Много прекрасного в нашей столице – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и города Москвы. Все ли вы запомнили? Давайте проверим. Работа в парах ТПО с 65
Наклейте карточки- фотографии
Проверьте правильно ли вы наклеили карточки, оцените свою работу
VIII. Итог урока и рефлексия
Цель – учить делать выводы, оценивать свою деятельность
Учитель: Из нас получились замечательные путешественники. Все мы сегодня славно потрудились.
Расскажите о нашем уроке начиная предложения словами: я знаю… я умею…
Сегодня мы побывали в столице России – Москве, а на следующем уроке мы отправимся в северную столицу – город С.- Петербург
А теперь я хочу узнать понравился ли вам наше путешествие, в начале урока я раздала вам билеты. Закрасьте смайлик желтым цветом если вам понравилось путешествовать, и синим если путешествие вам не понравилось.
Покажите свои билеты.
Ребята, спасибо за работу на уроке, вы все славно потрудились и продлеваю ваши билеты на следующее путешествие. (Ставлю штампы)
Уважаемые гости, спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.